Что изменится в отношениях Москвы и Исламабада после сочинского саммита

Президент РФ Дмитрий Медведев и его пакистанский коллега Асиф Али Зардари во время саммита в Сочи

Президент РФ Дмитрий Медведев и его пакистанский коллега Асиф Али Зардари во время саммита в Сочи

Теги:



0
21 Августа 2010г. (11 Рамадан)
Саммит глав четырёх государств – России, Пакистана, Афганистана и Таджикистана, состоявшийся в Сочи 18-19 августа, показал, что встречи такого формата (это уже второй подобный саммит – первый прошёл в июле 2009 г. в Душанбе) способны становиться важным геополитическим фактором в Евразии, способствуя укреплению мира и безопасности на континенте.

В Сочи в качестве первоочередных вопросов, требующих безотлагательного решения, обсуждались борьба с наркобизнесом и терроризмом, развитие многостороннего и двустороннего экономического сотрудничества. Особой темой дискуссий в Сочи стала трагедия в Пакистане, где невиданное за всю историю существования этого государства наводнение обернулось общенациональной катастрофой. Обсуждались в Сочи и возможности налаживания международного сотрудничества в борьбе с наркоугрозой, проблема стабилизации обстановки в самом Афганистане, в его приграничных территориях с Пакистаном, а также в полосе племен на территории пакистанской провинции Хайбер Пахтунхва.



Прошедшая в рамках саммита двусторонняя встреча Дмитрия Медведева и президента Пакистана Асиф Али Зардари показала явное стремление обеих сторон расширять сотрудничество как в торгово-экономической, так и в политической сферах. Знаменательно, что началась встреча российского и пакистанского лидеров с выражения соболезнований друг другу в связи с постигшими оба государства бедствиями – сильнейшей засухой и пожарами в России и беспрецедентным по силе наводнением в Пакистане. Критическая ситуация в стране, сложившаяся в результате стихийного бедствия, заставила даже президента Пакистана вместо предполагавшихся двух дней в Сочи покинуть Россию уже через несколько часов.



В ходе переговоров с пакистанским коллегой российский президент подчеркнул, что Москва хотела бы наладить с Исламабадом более тесное экономическое сотрудничество, но пока, несмотря на частые встречи глав двух государств, здесь «больших успехов нет». Тем не менее Дмитрий Медведев надеется, что ситуация скоро изменится.



И здесь нельзя не сказать подробнее о таком трагическом событии, как наводнение в Пакистане. Эта трагедия вызвала резонанс во всём мире, а главное – последствия наводнения угрожают не только Пакистану, они реально отразятся на социально-экономическом положении Центральной Азии, а также за её пределами.



По состоянию на сегодняшний день от наводнения в Пакистане пострадали около 20 млн. человек – почти 1700 человек погибли, 2090 – ранены и находятся в больницах, полностью разрушены 576 тыс. жилых домов. В стране создано 1520 временных лагерей для беженцев, но это не спасает пострадавшие семьи, которые вынуждены ютиться на голых островках еще не покрытой водой земли, без крыши над головой. Основные проблемы для населения страны связаны с наступающим голодом и распространением самых разных заболеваний. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил Пакистан и описал ситуацию в этой стране как "отчаянную и душераздирающую". По его словам, никогда раньше ему не доводилось видеть столь разрушительной стихии, и он вновь призвал мировое сообщество ускорить оказание помощи пострадавшим районам Пакистана.



Между тем оказываемой в настоящее время международной гуманитарной и финансовой помощи не хватает, хотя подавляющее большинство государств и международных организаций уже откликнулись на просьбу Пакистана помочь терпящей бедствие стране. Азиатский банк развития выделит в ближайшее время льготный заём в размере 2 млрд. долл., Всемирный банк предоставил 900 млн. долл., ООН наметила выделить 460 млн. долл., из которых 272 миллиона уже направлено Пакистану, США – свыше 100 млн. долл., Саудовская Аравия – 70 млн. долл., ОИК через Исламский банк развития – 11 млн. долл. и т.д. Пытается не сильно отставать в этом плане и Россия – в Пакистан уже направлены несколько самолетов ИЛ-76 МЧС РФ с гуманитарной помощью. В ходе встречи с президентом Пакистана Дмитрий Медведев пообещал заметно расширить объем российской помощи Исламабаду.



Возвращаясь к вопросу о нынешнем состоянии торгово-экономического сотрудничества России с Пакистаном, следует сказать, что оно оставляет желать лучшего. И это – мягко говоря. В ходе беседы с президентом Пакистана в Сочи Дмитрий Медведев отметил отсутствие успехов в двустороннем сотрудничестве. Товарооборот между двумя странами едва превышает 400 млн. долл. (для сравнения: торговля Пакистана с Индией, которая, несмотря на некоторое потепление отношений, остается основным противником Исламабада, превышает 2 млрд. долл. и имеет тенденцию к дальнейшему росту).



Одним из важных результатов российско-пакистанских переговоров на высшем уровне стало решение о проведении в сентябре нынешнего года. заседания созданной несколько лет назад Межправительственной комиссии по двустороннему сотрудничеству, которая до сих пор не приступила к работе. Дмитрий Медведев высказал также пожелание об участии России в сооружении газопровода Иран – Пакистан – Индия стоимостью 7,6 млрд. долл. и протяжённостью свыше 1 тыс. км, а также в модернизации построенного с помощью СССР Карачинского металлургического завода (введен в строй в 1985 г., мощность – 1,1 млн. т стали в год, в ближайшее время планируется увеличить ее до 1,5 млн. т, а затем до 3 млн. т). Кроме того, стороны договорились рассмотреть возможности сотрудничества в области железнодорожного транспорта и в энергетическом секторе. Российский президент предложил также увеличить число пакистанских студентов для приема в ВУЗы Российской Федерации. Нельзя не отметить и важное предложение Д.Медведева об открытии в Пакистане отделений российских банков и, соответственно, в России – отделений пакистанских банков для ведения экспортно-импортных операций. Сергей Лавров, выступая перед представителями СМИ, подчеркнул, что "именно экономическое сотрудничество может и должно стать ключевым элементом в деле решения всех существующих проблем".



Со своей стороны Асиф Али Зардари предложил российским инвесторам подумать о вложении капиталов в пакистанскую энергетику, горнодобывающую промышленность, производственную инфраструктуру. Предложение пакистанского президента Дмитрию Медведеву посетить Пакистан с официальным визитом было с благодарностью принято. Наконец, президент Пакистана особо подчеркнул значение России как сверхдержавы в деле сохранения стабильности в регионе (имея в виду Южную и Центральную Азию)



Заметим, что это уже не первое приглашение посетить Пакистан с официальным визитом, сделанное высшему российскому руководителю. До сих пор, однако, визиты российских руководителей разного ранга в Пакистан серьёзных практических результатов не давали.



Почему так? Что нам мешает? Работая в Пакистане, много лет профессионально занимаясь изучением этой страны, я не раз задавал себе эти вопросы. А почему бы России не попытаться, например, вступить в качестве наблюдателя в ряд международных организаций, членом которых является Пакистан? Россия в свое время поддержала стремление Пакистана вступить в Шанхайскую Организацию Сотрудничества в качестве наблюдателя, и оно было осуществлено. Пакистан в свою очередь активно помог осуществиться намерению России вступить в Организацию Исламская Конференция, и Россия сейчас – наблюдатель в ОИК.



Нахожу полезным и перспективным для развития двусторонних отношений вступление России в качестве наблюдателя в такие организации, как СААРК (South Asian Association of Regional Cooperation) и «Друзья Пакистана» (куда входят Австралия, Великобритания, Италия, Канада, Китай, ОАЭ, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Япония, представители ООН и ЕС).



Сейчас у власти в Пакистане новый гражданский президент и новое правительство, Исламабад давно стремится улучшить как политические, так и экономические отношения, начать переговоры о возможном военно-техническом сотрудничестве. Москва же продолжает уходить от реальных шагов по расширению двусторонних связей, отделываясь полупустыми разговорами. А ведь бессмысленно продолжать с опаской смотреть на Дели, где не хотят расширения связей России с Пакистаном. Индия давно и во многих сферах осуществляет сотрудничество не только с Россией и больше того – в первую очередь не с Россией. Достаточно упомянуть хотя бы соглашение с Соединёнными Штатами и Канадой о сотрудничестве в области атомной энергетики, подписанное в 2010 году, или о крупных закупках Индией военной электроники у Израиля. Москве же игнорировать пакистанское государство с населением около 175 млн. человек, расположенное в стратегически важнейшем ареале, по соседству с Афганистаном, Индией и Китаем, по меньшей мере неразумно.



Наконец, нельзя не учитывать готовность Дели урегулировать свои отношения с Пакистаном, о чём говорит прошедшая 15 июля этого года встреча министров иностранных дел двух государств Индийского субконтинента.



Все предпосылки для широкого развития российско-пакистанских экономических и даже политических отношений сегодня налицо.



***

Автор: Сергей КАМЕНЕВ – заведующий сектором Пакистана Института востоковедения РАН, доктор экономических наук.



Фонд стратегической культуры

Автор: Сергей Каменев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика