Дозволена ли товарная рассрочка в практике исламских банков?

news-EVfvEP4hTj
Относительно недавно исламские финансы стали реальностью для Татарстана. Чуть больше года назад на рынке появились сразу две компании: финансовый дом «Амаль» и товарищество на вере «Юмарт Финанс», которые провозгласили свои финансовые услуги соответствующими шариату. Контроль же за этим соответствием и в той, и в другой компании, было доверен специальному эксперту – Булату Мулюкову, имеющему как высшее исламское образование Исламского Университета Эр-Рияда по специальности «шариат», так и специализированное образование аудитора в исламских финансовых институтах Организации по Учету и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Бахрейн).



Однако в исламе существует приоритет доводов над субъективным мнением. Поэтому вполне резонно, что отдельные аспекты деятельности исламских финансовых компаний Татарстана вызывают вопросы у клиентов, желающих разобраться в них на основе шариатских доводов. В частности, вопрос дозволенности операции продажи заказанного товара в рассрочку, известного в терминологии исламских банков как «мурабаха лиль амир биш-шира». Верующих смущают несколько моментов.



Во-первых, отсутствие выраженной разницы между кредитом на условиях возврата большей суммы (что является однозначным ростовщичеством) и покупкой товара в рассрочку за большую цену.



Во-вторых, отсутствие четкой разницы между запрещенной формой «аль-ина» (покупка в рассрочку с последующей продажей изначальному продавцу только для того, чтобы получить наличные деньги, но не товар) и между продажей заказанного товара в рассрочку.



В-третьих, финансист «купил товар, только после получения гарантии вернуть ему больше, чем она стоит».



Перечисленные сомнения нуждаются в пояснении ученых. Итак, соответственно по пунктам.



Между ростовщичеством и продажей заказанного товара в рассрочку имеются существенные отличия. Ростовщичество на кредите (риба ан-насиа), согласно пророческому хадису – это «любой займ который влечет за собой выгоду». То есть человек берет деньги и отдает деньги, но уже в большем размере. «Мурабаха лиль амир биш-шира» же означает продажу товара, т.е. клиент получает товар, а не деньги. Устанавливать же цену на товар, продавец имеет право так, как захочет (если цена определена и однозначна), и он вовсе не обязан продавать его за ту же цену, что и купил. Напротив, любая торговля подразумевает добавочную стоимость.



Известно, что один и тот же результат достигается по-разному. В сборнике имама Муслима приводится следующий хадис: «Биляль пришел в Пророку, мир ему и благословение, и принес некое количество фиников высокого качества, и Пророк спросил откуда они. Биляль объяснил, что он обменял две части фиников низкого качества на одну часть фиников высокого качества. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Это и есть ростовщичество! Не делай так. Вместо этого продай финики одного качества, и на вырученные деньги купи другие».



Таким образом Пророк, указал, что можно получить хорошие финики вместо плохих, но в меньшем количестве – если сделать это посредством продажи последних и покупки первых на вырученные деньги. И это будет дозволенным. При этом, результат может быть абсолютно тем же, что если бы человек просто обменял плохие финики на хорошие – однако последнее является ростовщичеством (риба аль-фадль). Таким образом, внешняя схожесть результатов – не всегда довод на запретность.



В случае же с ростовщичеством на кредите (риба ан-насиа) и продажей заказанного товара в рассрочку, как уже было сказано, даже результаты сделок являются отличными: в первом случае человек получает деньги, а во втором товар.



2. Сделка «аль-ина», которая запрещена пророческим хадисом также означает получение денег сейчас за бо́льшие деньги в будущем, товар же присутствует в сделке лишь фиктивно (см. ибн Кудама «аль-Мугни», 4 том, с. 258-256, аль-Касани «Бадаи’ ас-Санаи’ фи тартиби аш-Шараи», 5 том, с. 198.) Подобное пояснение ученые делают основываясь на следующем предании:



Аль-Алия бинт Ауфа рассказывала: жена Зайда, мать его ребенка (ум аль-валяд) и я встретили Аишу, да будет доволен ей Аллах, и мать его ребенка сказала: «Я продала раба Зайду ибн Аркаму, да будет доволен им Аллах, в рассрочку за 800 дирхамов, а затем выкупила его обратно за 600 дирхамов наличностью». Аиша ответила: «Насколько плохо то, что ты купила и насколько плохо то, что Зайд тебе продал, скажи Зайду что он сделал недействительным свой джихад с Пророком, мир ему и благословение, до тех пор пока он не покается» (Сборники хадисов имама ад-Даракутни и имама Ахмада).



То есть «аль-ина» означает покупку в рассрочку и обратную продажу изначальному продавцу, только для того, что бы получить наличные деньги, но не товар. Однако, как уже было сказано, «мурабаха лиль амир биш-шира» означает приобретение именно товара, а не одалживание денег. Клиент получает именно товар, который имеет ценность и способен приносить пользу сам по себе, в то время как деньги сами по себе пользы приносить не могут и не имеют узуфрукта.



3. Само по себе обещание купить определённый товар по определённой цене – не является запретным ни для конечного покупателя, ни для продавца. Более того, дозволенность именно подобного рода сделок поясняется учёными ранних поколений мусульман, среди которых можно выделить таких великих учёных как имам аш-Шафии (в «Китаб аль-‘Умм») и имам Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани – ученик имама Абу Ханифы (в «аль-Хиял», стр. 133), а так же ибн аль-Кайим аль-Джаузия (в «И’лам аль-муауаки’ин», том 4, стр. 24) Так, известно следующее высказывание Мухаммада ибн Хасана:



_QUOTE
قال محمد بن الحسن الشيباني ( رجل أمر رجلاً أن يشتري دارا بألف درهم ، وأخبره أنه إن فعل ؛ اشتراها الآمر منه بألف ومئة . فخاف المأمور إن اشتراها أن يبدو للآمر في شرائها . قال : يشتري الدار على أنه بالخيار ثلاثة أيام فيها ويقبضها إليه ثم يأتيه الآمر فيقول قد أخذتها منك بألف ومئة ، فيقول المأمور هي لك بذلك




«Если один человек велит другому купить дом за тысячу дирхемов и сообщит ему, что если он сделает это, то он (велевший) выкупит его (этот дом) у него(тому кому велят) за тысячу и сто дирхемов. И если тот, кому велят, боится, что велевший купить может передумать покупать (дом) у него…, то пусть (тот, кому велят) купит дом с условием возможности его возврата в течении трех дней и получит его во владение, а затем когда к нему придет велевший купить и скажет «я купил (покупаю) у тебя за тысячу и сто», он (тот, кому велели) скажет «дом твой за эту цену».



Большинство современных исламских ученых разрешают данный вид сделок. Список учёных, разрешающих «мурабаха лиль амир биш-шира» займёт ни одну страницу и поэтому мы ограничимся ссылками на крупнейшие решения:



  • Постоянный комитет по фетвам Королевства Саудовская Аравия (фетвa № 2020 том 13 с.154. Сборник фетв постоянного комитета 2000 год (2 издание) Эр-Рияд;).

  • Исламская Академия Правоведения при Организации Исламского Сотрудничества (ПОСТАНОВЛЕНИЯ13 (1/3) О вопросах Исламского банка развития Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция (11-16 октября 1986 г.); ПОСТАНОВЛЕНИЯ 40-41 (2-3/5) О выполнении обязательств, договоре купли-продажи под заказ (мурабаха) Совет Исламской академии правоведения (фикха) при Организации Исламская Конференция в ходе своей Пятой сессии, созванной в Эль-Кувейт (Государство Кувейт) 1-6 месяца джумада аль-уля 1409 года по хиджре (10-15 декабря 1988 г.)).

  • - Шариатский Совет Организации по Учёту и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Бахрейн) – см. стандарт «Мурабаха». (Организация по Учету и Аудиту в Исламских Финансовых Институтах (Манама, Бахрейн) – AAOIFI – международная организация, занимающаяся разработкой и изданием стандартов по учету, аудиту, этике, управлению и нормам шариата для исламских финансовых институтов по всему миру. Сотрудничает более чем с 200 организациями – включая центральные банки, национальные регулирующие органы, финансовые организации, а так же бухгалтерские и аудиторские компании из более чем 45 стран мира. Стандарты AAOIFI внедрены на национальном уровне в Бахрейне, Иордании, Ливане, Катаре, Судане и Сирии, а так же в Международном Финансовом Центре Дубай. В Индонезии, Малайзии, Пакистане, Саудовской Аравии, ЮАР и Австралии действуют инструкции для исламских финансовых институтов основанные на стандартах и заключениях AAOIFI).



    Основываясь на приведенных выше доводах, можно сделать вывод, что операция продажи заказанного товара в рассрочку (мурабаха лиль амир биш-шира) является дозволенной.



    Материал подготовлен специалистам Финансового дома «Амаль»:

    Искандер Исхаков – руководитель отдела развития,

    Булат Мулюков – руководитель отдела внешнего шариатского контроля,

    Газинур Сафиуллин – специалист внутреннего шариатского контроля.

  • Комментарии () Версия для печати

    Добавить комментарий

    Яндекс.Метрика