Кааба на Белгородчине

Пятикратно уменьшенная модель Каабы на мемориальном комплексе "Огненная дуга"

Пятикратно уменьшенная модель Каабы на мемориальном комплексе "Огненная дуга"

Теги:



1
04 Августа 2009г. (12 Шабан)

Необъятны просторы России. И условия в ней чрезвычайно разнообразны. Что обычно для одного региона, кажется неприемлемой дикостью в другом. И нередко эксперименты, имеющие общероссийский характер, давно уже доказали свою полную несостоятельность в каком-нибудь отдельно взятом уголке нашей огромной страны. Сейчас едва ли самый ощутимый социальный эксперимент заключается в попытках одной из российских конфессий укрепиться на опустевшем троне государственной идеологии. Но что из этого получится?..

Есть в России дивный уголок, находящийся на полпути между Москвой и Крымом. Оставили здесь следы хазары и кыпчаки, Крымское ханство владело этими землями… Впрочем мы сейчас пишем не об этих напрочь забытых народах, а о современности Белгородской области.

Губернатор Белгородчины Евгений Савченко – человек, не лишенный заслуг, к каковым, безусловно, относится обработанные поля, работающие предприятия и даже неплохо развитая социальная сфера. Белгородская область – один из двух регионов Центрального федерального округа, где миграционный прирост не только компенсирует естественную убыль, но и перекрывает ее. Едут люди отовсюду – из депрессивных или просто более суровых с точки зрения климата регионов России, из соседней Украины, что начинается за околицей. А в последнее время больше всего – из союзных государств: Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана.

Вместе с тем, есть у уважаемого господина Савченко один весьма существенный для госслужащего недостаток – он путает свои личные религиозные убеждения с вопросами региональной политики. Именно в Белгородской области в полной степени реализуется та модель религиозно-государственных отношений, к установлению которой стремится РПЦ в масштабах всей Российской Федерации. Это ощущается почти во всем – и в заочном причислении к православным всех погибших на Курской дуге (где на стенах православной церкви Рахматуллины и Абдуллаевы соседствуют с Резниками и Розенталями), и в упорном нежелании местных органов юстиции регистрировать мусульманскую общину, которое удалось перебороть лишь благодаря вмешательству Администрации Президента РФ.

А что же сами мусульмане Белгородчины, как они реагируют на подобное отношение?

Этот вопрос представляется довольно интересным, ведь в большинстве регионов Центральной России (Иваново, Владимир, Тула, Ярославль, Курск, Кострома и т.д.) современные мусульманские общины восходят к неофициальным религиозным группам советского периода, в свою очередь возникшим либо на базе дореволюционных общин, либо же сформировавшимся из сельских жителей, переселившихся на стройки пятилеток 1920-1930-х гг. В Белгородской области же подобной преемственности не обнаружено, хотя, возможно, общины мусульман на этой земле существовали и в советское время (этот вопрос еще ждет своего исследователя).

Из современных белгородских мусульман самыми первые общины возникли у турков, переселенных сюда из Узбекистана в 1989 г. Однако турко-месхетинские сельские общины живут довольно замкнутой жизнью, не выходя за рамки своих сел. Кто же тогда составил костяк белгородской уммы и из кого она состоит?

Как ни странно, современная мусульманская община Белгорода, характеризуется не только межэтнической внутриобщинной интеграцией, но и высоким уровнем социальной и гражданской активности. Ею руководят люди, в прошлом достаточно далекие от религии, и даже в значительной степени оторвавшиеся от своих этнических корней.

По словам самих белгородских мусульман, постоянно ощущаемое давление со стороны местных иерархов РПЦ, поддерживаемых региональными руководителями, заставило людей, ранее почти полностью забывших о своем мусульманском происхождении, вспомнить о нем и организовать одну из наиболее эффективно действующих мусульманских общин Центральной России. За каких-то 2-3 года эта община добилась высокого уровня социализации, которого достигла не всякая община Поволжья или Сибири с десятилетним стажем развития. Белгородская умма занимается не только решением собственных проблем (сегодня она располагает постоянным местом для совершения намазов), но и активно занимается общественно значимой деятельностью – например, строительством памятника советским воинам, погибшим на Курской дуге. Теперь в мемориальном комплексе «Огненная дуга», посещаемом всеми туристами и официальными делегациями, имеется пятикратно уменьшенная модель Каабы.

В истории уже не раз случалось, когда давление против какой-либо конфессии являлось импульсом к ее развитию. Например, известно, что заключительная фаза исламизации многих народов Северного Кавказа произошла именно в период Кавказской войны. А потомки золотоордынских правителей, не отличившихся строгим соблюдением норм шариата, прослыли «зловерцами-татарами» во времена Петра Первого и Елизаветы. Между прочим, и первые последователи христианства создавали и развивали свои организационные структуры при императоре Диоклетиане, злостном гонителе на христиан.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

rsi 04 Августа 2009г.
Ответить

Надо вспомнить политику вовремя екатерины и петра

Яндекс.Метрика