«Развалины разрушенных городов в дикой Татарии заслуживают, чтоб их исследовали», – писал в далеком 1710 году голландский ученый Николай-Корнелий Витсен.
Одним из таких городков-крепостей в «дикой Татарии» (Сибири) была Кызыл-Тура, упоминаемая в Ремезовской летописи, как ставка «самых первых верховных правителей басурманских». В своей «Чертежной книге Сибири» Семен Ремезов приводит рисунок Кызыл-Туры с тремя рядами оборонительных укреплений, шатрами-юртами и дворцом правителя с мечетью. Развалины этой мечети и упавший минарет видел шведский путешественник Иоган Фальк, побывавший в Сибири во второй половине 18 века. Фальк писал, что ««в 20 верстах ниже устья Ишима, видны ров и вал около площади, длиною в 293, а шириною 120 саженей. На оной есть еще развалины обрушившейся каменной мечетной башни и большого каменного дома».
Мыс легендарной крепости Кызыл-Тура находится рядом с деревней Красноярка Усть-Ишимского района на севере Омской области. Попасть на место древней ханской ставки можно двумя путями. Через Омск, взяв билет на автобус до Усть-Ишима. (Дорога весьма утомительная, поскольку ехать придется около шестнадцати часов, последние сто километров не по асфальту). Либо через Тюмень-Тобольск, что гораздо ближе. Усть-Ишимский район граничит с Вагайским районом Тюменской области, но между соседями – тюменским Вагаем и омским Усть-Ишимом – нет автобусного сообщения. Придется нанимать внедорожник в вагайских деревнях, другой транспорт в этих таежных болотистых краях бесполезен. Можно добраться и на теплоходе через Тобольск, если нет проблем с экономией времени: теплоход идет ровно сутки. Гостиница в Усть-Ишиме стоит по городским меркам копейки. Затем надо будет нанять еще один внедорожник, который доставит вас на переправу в нескольких километрах от Усть-Ишима и оттуда на место ставки «первых басурманских правителей».
Об Ишимском ханстве со столицей Кызыл-Турой в «дикой Татарии» на том месте, где река Ишим впадает в Иртыш, широкой общественности известно немного. На слуху у многих разве что Тюменское и Сибирское ханства, упоминавшиеся в учебниках истории в свете похода атамана Ермака, который представлялся не иначе как «первопроходцем». Как известно, официальная историография предпочитала не упоминать ни об Искерском княжестве Тайбугинов, ни о Вилаяте Чимги-Тура и Ишимском ханстве (другое название Саргачское ханство-княжество), ни тем более о Коктюркском каганате. В советское время бульдозеры и трактора стерли с лица земли культурный слой громадного по средневековым меркам города Чимги-Тура в центре Тюмени. На советский период приходится и уничтожение трети Кызыл-Туры. Древний городок разрезали надвое, проложив, точнее прорыв, по самому центру дорогу.
Справедливости ради надо отметить, что и в царское, и в советское времена были десятки ученых, не смотревших однобоко на исторический процесс. В Тюменской областной научной библиотеке хранится оттиск статьи И.Введенского «Исторические сведения о Сибири до покорения ее Ермаком», которая, по мнению тюменского историка Александра Яркова, говорит о стремлении преодолеть давние стереотипы. Доклад о «дорусском» периоде Сибири был прочитан Введенским в Тобольске 12 декабря 1882 г.
«Крайне важно заметить, что он обнародован на литературном утреннике, устроенном по поводу «300-летнего юбилея Сибири», словно до того не было здесь ни людей, ни их культуры, – пишет А.Ярков. – Введенский проявил определëнное мужество, убеждая современников: «дорусская» история – такая же часть сибирской истории, что и события после прихода Ермака. Своим докладом Введенский утверждал, что первое в крае государство – на р. Ишим – появилось задолго до походов монголов на Запад в конце ХI–начале ХII в. И это обстоятельство должно было стать очень важным этапом исторического развития региона. Ведь таким образом первое государство в Западной Сибири (имеется в виду Ишимское ханство. – Авт.) создано не пришлыми золотоордынцами, а предками сибирских татар».
Ремезовская летопись сообщает, что «хан Онсом, кочуя по Ишиму, жив в устье Ишима реки, город [его] на Красном Яру Кызыл-Тура с тремя рядами укреплений; после хана Онсома – царь Иртышак: как [названная] тем именем бескрайна река Иртыш, так и его царство будет бесконечно; но его завоевал Чингиз, царь Тюменский; после Иртышака – царь Саргачик был вплоть до Кучума, и того Кучум взял в плен. Ишимские же татары и по сей день называются саргачиками».
Другая сибирская летопись (Черепановская) приводит на основании местных преданий имена правителей Кызыл-Туры: Кызылтин, Даметей (Девлет), Юваш, Ишим, Мамет, Куташ, Аллагул, Кузей, Ебаргул, Бахмур, Яхшимет, Юрак, Мунчак, Онсом. Из них последний – современник Чингисхана.
Некоторые исследователи склонны видеть в Онсоме – Онхана (Ван-хана), правителя кереитов, который одно время благоволил будущему Чингисхану, затем был разбит своим же протеже (1203 г.). Согласно Есиповской летописи, Онсом-Онхан приходился отцом Тайбуге, родоначальнику сибирской династии тайбугинов, основавшему Тюмень, и он (Онхан) был убит царем Чингисом. Сибирские летописные источники совпадают с известными историческими данными о гибели керейского хана Онхана от рук Чингисхана. Но слишком уж велик разрыв в пространстве. Где Кызыл-Тура, а где Орхон и Каракорум!
Дед Шаукат, который вез меня на своем уазике из Усть-Ишима в городище Кызыл-Тура, на сей счет был менее придирчив. «Старики говорили в детстве, что здесь по Иртышу в старые времена проходила граница ханства, – рассказал пенсионер. – Дальше на север были владения остяков, на юг – татарские земли».
Со слов деда Шауката выходило, что Кызыл-Тура в далекие «домонгольские» времена была крайней пограничной крепостью тюрков. Мне подумалось, что если тумены Бату-хана доскакали до Европы, почему бы влияние царя кереитов Он-хана (Ван-хана) не могло распространяться вплоть до места впадения Ишима в Иртыш. «Ван-хан ведь был древнего ханского рода. Пусть принесут сюда его голову. Если это действительно он, мы принесем ей жертву», – говорится в монгольском сказании (Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника. М.-Л., 1941. С. 142).
Добавим, что Кызыл-Тура находилась на северной части Иртыша, т.е. на «вражеской» территории, поэтому три ряда оборонительных укреплений здесь были как нельзя кстати.
Кызыл-Тура располагалась в очень удобном для обитания месте. Мыс возвышается над окружающей местностью на 11-12 м, что не могли не оценить древние сибиряки. Именно древние, не средневековые. Археологические исследования показывают, что десять тысяч лет назад здесь уже проживали люди.
Первые раскопки в 1960-е гг. на месте Кызыл-Туры провел сотрудник Института археологии АН СССР В.А. Могильников. Позднее на мысу побывал отряд Уральской археологической экспедиции. С 1991 г. раскопками занимается выпускник истфакультета Омского педагогического института, а ныне доцент Евгений Данченко, которого я и застал в палаточном городке археологов у подножия бывшей крепости.
Как и подобает ученому, Данченко не утверждает, что на этом мысу была Кызыл-Тура. Он говорит, что возможно, и даже очень похоже на то, что именно тут стояла легендарная крепость Кызыл-Тура. А вообще люди тут проживали и в эпоху бронзы. Меня интересовало, как были разрушены каменная мечеть и минарет – в результате атаки, или же это время стерло строения с лица земли, ведь летописные источники ничего не сообщают о штурме казаками Ермака Кызыл-Туры.
Доцент Данченко рассказал, что археологи не обнаружили следов крупного сражения. Только в двух из 86 вскрытых захоронений найдены скелеты со следами насильственной смерти. Правая отрубленная рука в одной из могил лежала с левой стороны. У другого покойника на голове след, похожий на сабельный удар. Средневековые захоронения определяются как мусульманские. Скелеты лежат прямо, лица обращены в сторону Мекки. Некоторые захоронения произведены на самой оборонительной линии крепости. Это говорит о том, что Кызыл-Тура была оставлена жителями (возможно, их выселили из укрепленного места), и захоронения производились уже в более позднее время.
В пользу того, что находясь на периферии, Кызыл-Тура не осталась замкнутой в себе, говорит и факт нахождения на раскопках неместных изделий. За несколько дней до моего приезда студент-археолог из Германии по имени Ларс нашел зеркало с китайским орнаментом. Студентов из Германии, приехавших в Сибирь в рамках программы международного студенческого обмена, в экспедиции было четверо: Ларс, Джонотан, Жаклин и Кристина.
Среди находок много керамики, наконечников стрел. Боезапас, судя по всему, в Кызыл-Туре имелся солидный, в том числе на вооружении были так называемые «бронейбойные» наконечники. Такие стрелы, по словам доцента Данченко, воин использовал, когда видел перед собой хорошо защищенного противника в доспехах из панцирных пластин. Оперенья «бронебойных» стрел окрашивались в оранжевый цвет, чтобы воин при столкновении с противником в хороших доспехах мог быстро и безошибочно найти его в колчане среди других стрел. Сейчас, например, тоже отмечают трассирующие пули. Еще одна любопытная находка – шумящая женская подвеска, предупреждавшая мужчин, что идет замужняя женщина.
Известно, что с развалом Золотой орды в Кызыл-Туре обосновались потомки Чингисхана по линии шибанидов. Самый известный из них – Ибрагим-хан. В 1480 году Ибрагим при поддержке ногайцев взял Тюмень, где правили тайбугины. Объединив два престола, он перенес ставку в Тюмень, и стал именоваться ханом тюменским и ногайским. На период правления Ибрагима приходится апогей могущества Тюменского ханства, нового мощного игрока, претендующего на роль собирателя золотоордынских земель. Ибрагим осаждает Казань, убивает хана Большой орды Ахмата, который известен в учебниках истории благодаря «стоянию на Угре». Ибрагим-хан Тюменский захватывает Орду-Базар и чеканит монету с надписью «Султан высочайший Ибрагим-хан». В 1495 году, однако, закатывается и его звезда.
Собрав силы в кулак, тайбугины вновь захватывают Тюмень, и предают смерти хана. Судя по рисунку С.Ремезова, дворец правителя и мечеть в Кызыл-Туре находились в правой части мыса, еще не копанной во время моего приезда. Никаких следов былого могущества сегодня на поверхности земли уже не обнаружить. Я прошелся по бывшей цитадели, пытаясь найти следы фундамента, но тщетно. Время превратило три ряда оборонительных укреплений Кызыл-Туры в небольшие холмики, заросшие травой. Большая часть валов и рвов уничтожена тракторами, прокладывавшими тут дорогу.
После Ибрагим-хана Кызыл-Тура уже не упоминается в источниках в качестве столицы. По всей видимости, с падением Сибирского ханства крепость была покинута жителями. Рядом с сопкой древней столицы десятки сибирско-татарских аулов, самый ближний из них – Утускун – в четырех километрах от места Кызыл-Туры. Вероятно, в этих аулах и живут потомки кызылтуринцев, думалось мне, когда я покидал с дедом Шаукатом стоянку археологов. Еще одна мысль не давала покоя: где грань между вандализмом и археологической раскопкой могил? Пока паром переправлял наш уазик обратно через Иртыш, читал про себя аяты Корана и дуа по тем неизвестным мусульманам, скелетам которых через столетия суждено было стать объектом исследования.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Да... татары многое потеряли и, продолжают терять, почему то их история не учит....
Ответить
Кызыл-тура находилась в восточной части села Усть-Ишим. На его месте толщина культурного слоя достигает 1,5 метра. Под развалинами мечети имеют ввиду нынешнюю церковь, фундамент которого выложен древними кирпичами Кызыл-туры. А в Красноярке было лишь небольшое стойбище остяков из 10-12 чумов (юрт), о чем свидетельствуют археологические находки.