Кто свалил минарет Кызыл-Туры?

На этом месте был очаг

«Развалины разрушенных городов в дикой Татарии заслуживают, чтоб их исследовали», – писал в далеком 1710 году голландский ученый Николай-Корнелий Витсен.

Одним из таких городков-крепостей в «дикой Татарии» (Сибири) была Кызыл-Тура, упоминаемая в Ремезовской летописи, как ставка «самых первых верховных правителей басурманских». В своей «Чертежной книге Сибири» Семен Ремезов приводит рисунок Кызыл-Туры с тремя рядами оборонительных укреплений, шатрами-юртами и дворцом правителя с мечетью. Развалины этой мечети и упавший минарет видел шведский путешественник Иоган Фальк, побывавший в Сибири во второй половине 18 века. Фальк писал, что ««в 20 верстах ниже устья Ишима, видны ров и вал около площади, длиною в 293, а шириною 120 саженей. На оной есть еще развалины обрушившейся каменной мечетной башни и большого каменного дома».

Мыс легендарной крепости Кызыл-Тура находится рядом с деревней Красноярка Усть-Ишимского района на севере Омской области. Попасть на место древней ханской ставки можно двумя путями. Через Омск, взяв билет на автобус до Усть-Ишима. (Дорога весьма утомительная, поскольку ехать придется около шестнадцати часов, последние сто километров не по асфальту). Либо через Тюмень-Тобольск, что гораздо ближе. Усть-Ишимский район граничит с Вагайским районом Тюменской области, но между соседями – тюменским Вагаем и омским Усть-Ишимом – нет автобусного сообщения. Придется нанимать внедорожник в вагайских деревнях, другой транспорт в этих таежных болотистых краях бесполезен. Можно добраться и на теплоходе через Тобольск, если нет проблем с экономией времени: теплоход идет ровно сутки. Гостиница в Усть-Ишиме стоит по городским меркам копейки. Затем надо будет нанять еще один внедорожник, который доставит вас на переправу в нескольких километрах от Усть-Ишима и оттуда на место ставки «первых басурманских правителей».

Об Ишимском ханстве со столицей Кызыл-Турой в «дикой Татарии» на том месте, где река Ишим впадает в Иртыш, широкой общественности известно немного. На слуху у многих разве что Тюменское и Сибирское ханства, упоминавшиеся в учебниках истории в свете похода атамана Ермака, который представлялся не иначе как «первопроходцем». Как известно, официальная историография предпочитала не упоминать ни об Искерском княжестве Тайбугинов, ни о Вилаяте Чимги-Тура и Ишимском ханстве (другое название Саргачское ханство-княжество), ни тем более о Коктюркском каганате. В советское время бульдозеры и трактора стерли с лица земли культурный слой громадного по средневековым меркам города Чимги-Тура в центре Тюмени. На советский период приходится и уничтожение трети Кызыл-Туры. Древний городок разрезали надвое, проложив, точнее прорыв, по самому центру дорогу. 

Справедливости ради надо отметить, что и в царское, и в советское времена были десятки ученых, не смотревших однобоко на исторический процесс. В Тюменской областной научной библиотеке хранится оттиск статьи И.Введенского «Исторические сведения о Сибири до покорения ее Ермаком», которая, по мнению тюменского историка Александра Яркова, говорит о стремлении преодолеть давние стереотипы. Доклад о «дорусском» периоде Сибири был прочитан Введенским в Тобольске 12 декабря 1882 г. 

«Крайне важно заметить, что он обнародован на литературном утреннике, устроенном по поводу «300-летнего юбилея Сибири», словно до того не было здесь ни людей, ни их культуры, – пишет А.Ярков. – Введенский проявил определëнное мужество, убеждая современников: «дорусская» история – такая же часть сибирской истории, что и события после прихода Ермака. Своим докладом Введенский утверждал, что первое в крае государство – на р. Ишим – появилось задолго до походов монголов на Запад в конце ХI–начале ХII в. И это обстоятельство должно было стать очень важным этапом исторического развития региона. Ведь таким образом первое государство в Западной Сибири (имеется в виду Ишимское ханство. – Авт.) создано не пришлыми золотоордынцами, а предками сибирских татар». 

Ремезовская летопись сообщает, что «хан Онсом, кочуя по Ишиму, жив в устье Ишима реки, город [его] на Красном Яру Кызыл-Тура с тремя рядами укреплений; после хана Онсома – царь Иртышак: как [названная] тем именем бескрайна река Иртыш, так и его царство будет бесконечно; но его завоевал Чингиз, царь Тюменский; после Иртышака – царь Саргачик был вплоть до Кучума, и того Кучум взял в плен. Ишимские же татары и по сей день называются саргачиками».

Другая сибирская летопись (Черепановская) приводит на основании местных преданий имена правителей Кызыл-Туры: Кызылтин, Даметей (Девлет), Юваш, Ишим, Мамет, Куташ, Аллагул, Кузей, Ебаргул, Бахмур, Яхшимет, Юрак, Мунчак, Онсом. Из них последний – современник Чингисхана.

Некоторые исследователи склонны видеть в Онсоме – Онхана (Ван-хана), правителя кереитов, который одно время благоволил будущему Чингисхану, затем был разбит своим же протеже (1203 г.). Согласно Есиповской летописи, Онсом-Онхан приходился отцом Тайбуге, родоначальнику сибирской династии тайбугинов, основавшему Тюмень, и он (Онхан) был убит царем Чингисом. Сибирские летописные источники совпадают с известными историческими данными о гибели керейского хана Онхана от рук Чингисхана. Но слишком уж велик разрыв в пространстве. Где Кызыл-Тура, а где Орхон и Каракорум! 

Дед Шаукат, который вез меня на своем уазике из Усть-Ишима в городище Кызыл-Тура, на сей счет был менее придирчив. «Старики говорили в детстве, что здесь по Иртышу в старые времена проходила граница ханства, – рассказал пенсионер. – Дальше на север были владения остяков, на юг – татарские земли».

Со слов деда Шауката выходило, что Кызыл-Тура в далекие «домонгольские» времена была крайней пограничной крепостью тюрков. Мне подумалось, что если тумены Бату-хана доскакали до Европы, почему бы влияние царя кереитов Он-хана (Ван-хана) не могло распространяться вплоть до места впадения Ишима в Иртыш. «Ван-хан ведь был древнего ханского рода. Пусть принесут сюда его голову. Если это действительно он, мы принесем ей жертву», – говорится в монгольском сказании (Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника. М.-Л., 1941. С. 142).

Добавим, что Кызыл-Тура находилась на северной части Иртыша, т.е. на «вражеской» территории, поэтому три ряда оборонительных укреплений здесь были как нельзя кстати. 

Кызыл-Тура располагалась в очень удобном для обитания месте. Мыс возвышается над окружающей местностью на 11-12 м, что не могли не оценить древние сибиряки. Именно древние, не средневековые. Археологические исследования показывают, что десять тысяч лет назад здесь уже проживали люди.

Первые раскопки в 1960-е гг. на месте Кызыл-Туры провел сотрудник Института археологии АН СССР В.А. Могильников. Позднее на мысу побывал отряд Уральской археологической экспедиции. С 1991 г. раскопками занимается выпускник истфакультета Омского педагогического института, а ныне доцент Евгений Данченко, которого я и застал в палаточном городке археологов у подножия бывшей крепости.

Как и подобает ученому, Данченко не утверждает, что на этом мысу была Кызыл-Тура. Он говорит, что возможно, и даже очень похоже на то, что именно тут стояла легендарная крепость Кызыл-Тура. А вообще люди тут проживали и в эпоху бронзы. Меня интересовало, как были разрушены каменная мечеть и минарет – в результате атаки, или же это время стерло строения с лица земли, ведь летописные источники ничего не сообщают о штурме казаками Ермака Кызыл-Туры. 

Доцент Данченко рассказал, что археологи не обнаружили следов крупного сражения. Только в двух из 86 вскрытых захоронений найдены скелеты со следами насильственной смерти. Правая отрубленная рука в одной из могил лежала с левой стороны. У другого покойника на голове след, похожий на сабельный удар. Средневековые захоронения определяются как мусульманские. Скелеты лежат прямо, лица обращены в сторону Мекки. Некоторые захоронения произведены на самой оборонительной линии крепости. Это говорит о том, что Кызыл-Тура была оставлена жителями (возможно, их выселили из укрепленного места), и захоронения производились уже в более позднее время.

В пользу того, что находясь на периферии, Кызыл-Тура не осталась замкнутой в себе, говорит и факт нахождения на раскопках неместных изделий. За несколько дней до моего приезда студент-археолог из Германии по имени Ларс нашел зеркало с китайским орнаментом. Студентов из Германии, приехавших в Сибирь в рамках программы международного студенческого обмена, в экспедиции было четверо: Ларс, Джонотан, Жаклин и Кристина. 

Среди находок много керамики, наконечников стрел. Боезапас, судя по всему, в Кызыл-Туре имелся солидный, в том числе на вооружении были так называемые «бронейбойные» наконечники. Такие стрелы, по словам доцента Данченко, воин использовал, когда видел перед собой хорошо защищенного противника в доспехах из панцирных пластин. Оперенья «бронебойных» стрел окрашивались в оранжевый цвет, чтобы воин при столкновении с противником в хороших доспехах мог быстро и безошибочно найти его в колчане среди других стрел. Сейчас, например, тоже отмечают трассирующие пули. Еще одна любопытная находка – шумящая женская подвеска, предупреждавшая мужчин, что идет замужняя женщина. 

Известно, что с развалом Золотой орды в Кызыл-Туре обосновались потомки Чингисхана по линии шибанидов. Самый известный из них – Ибрагим-хан. В 1480 году Ибрагим при поддержке ногайцев взял Тюмень, где правили тайбугины. Объединив два престола, он перенес ставку в Тюмень, и стал именоваться ханом тюменским и ногайским. На период правления Ибрагима приходится апогей могущества Тюменского ханства, нового мощного игрока, претендующего на роль собирателя золотоордынских земель. Ибрагим осаждает Казань, убивает хана Большой орды Ахмата, который известен в учебниках истории благодаря «стоянию на Угре». Ибрагим-хан Тюменский захватывает Орду-Базар и чеканит монету с надписью «Султан высочайший Ибрагим-хан». В 1495 году, однако, закатывается и его звезда. 

Собрав силы в кулак, тайбугины вновь захватывают Тюмень, и предают смерти хана. Судя по рисунку С.Ремезова, дворец правителя и мечеть в Кызыл-Туре находились в правой части мыса, еще не копанной во время моего приезда. Никаких следов былого могущества сегодня на поверхности земли уже не обнаружить. Я прошелся по бывшей цитадели, пытаясь найти следы фундамента, но тщетно. Время превратило три ряда оборонительных укреплений Кызыл-Туры в небольшие холмики, заросшие травой. Большая часть валов и рвов уничтожена тракторами, прокладывавшими тут дорогу. 

После Ибрагим-хана Кызыл-Тура уже не упоминается в источниках в качестве столицы. По всей видимости, с падением Сибирского ханства крепость была покинута жителями. Рядом с сопкой древней столицы десятки сибирско-татарских аулов, самый ближний из них – Утускун – в четырех километрах от места Кызыл-Туры. Вероятно, в этих аулах и живут потомки кызылтуринцев, думалось мне, когда я покидал с дедом Шаукатом стоянку археологов. Еще одна мысль не давала покоя: где грань между вандализмом и археологической раскопкой могил? Пока паром переправлял наш уазик обратно через Иртыш, читал про себя аяты Корана и дуа по тем неизвестным мусульманам, скелетам которых через столетия суждено было стать объектом исследования.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

shulginski 24 Апреля 2011г.
Ответить

Да... татары многое потеряли и, продолжают терять, почему то их история не учит....

Сибиряк 25 Ноября 2021г.
Ответить

Кызыл-тура находилась в восточной части села Усть-Ишим. На его месте толщина культурного слоя достигает 1,5 метра. Под развалинами мечети имеют ввиду нынешнюю церковь, фундамент которого выложен древними кирпичами Кызыл-туры. А в Красноярке было лишь небольшое стойбище остяков из 10-12 чумов (юрт), о чем свидетельствуют археологические находки.

Яндекс.Метрика