13 марта в знаменитом интеллектуально-политическом центре Александр-хаус в Москве прошла первая рабочая встреча «Ислам в современных международных отношениях». Инициатива и организация – от Российского совета по международным делам (РСМД). Ведение – от лица знаменитого и в России и за рубежом опытного политика и дипломата, экс-министра МИДа РФ, а ныне президента РСМД Игоря Сергеевича Иванова, с поддержкой его коллег-дипломатов Андрея Вадимовича Кортунова и Вениамина Викторовича Попова. К обсуждению были приглашены ведущие эксперты по международным делам и востоковеды, реальные практики на поле взаимодействия России с исламской проблематикой. О чем же шла речь? И каковы будут дальнейшие шаги и разработки первой рабочей встречи?
Игорь Иванов: России нужны и свое понимание и свои встречные предложения!
Глава РСМД И. С. Иванов открыл заседание таким интересным посылом: нас зовут к решению «исламских проблем» как с Востока, так и с Запада, в частности, недавно об этом был разговор с политиками Великобритании, но я пока взял паузу – ведь нам важно выработать свою повестку дня. А для этого нужны и проработки аналитиков, и творческие предложения – как мы из России видим ситуацию и чем готовы поделиться с миром? Есть ли у нас творческий потенциал и свои предложения?
Много лет проработавший под руководством И.С. Иванова, в качестве министра, Послом в странах Востока В. В. Попов счел необходимым сразу уточнить – где и в чем мы сегодня видим, причем в разных точках земного шара, усиление исламского влияния?
«Многие факты говорят в пользу того, что ислам в ближайшее время станет первой по численности религией на нешй планете, – говорил Вениамин Викторович, – это фактор демографический, и он важен во всем мире, а у нас в стране мы это сами видим вокруг себя. И тем более у соседей по СНГ. Это первое, что надо иметь в виду.
Но есть и второй фактор новейшего времени – нефть и газ, которые «даровал мусульманам Всевышний» – так говорят в арабских странах и в Иране, да и к России это тоже имеет отношение в виду наших сограждан-мусульман. Экономика современности невозможна без этого сырья. 70 процентов мировых разведанных запасов нефти – на землях мусульман! А есть страна, где качество нефти столь высоко, что даже не требуется фактически ее переработки после добычи – это Ливия. У нас в России вся добыча и переработка требуют огромных вложений и технологий.
И еще пример – 350 миллиардов долларов получила Саудовская Аравия от нефтедобычи – при том, что тратит на добычу в 10 раз меньше, чем мы в России.
Но вот при таких «дарах природы» или «дарах свыше», при наличии колоссального демографического и природного потенциалов, исламский мир отстает в развитии от стран Запада и от России по всем параметрам. Это общеизвестно, что там множество конфликтов и постоянных столкновений. Несравнимо низкий уровень наук и образования, книгоиздания, не говоря уж об уровне жизни. Однако, в последнее время появились и появляются ростки нового – новая элита, образованная по-европейски и укорененная в своих традициях. Часто это очень широко мыслящие и прекрасно, разносторонне образованные люди. Назову для примера лишь нескольких – это экс-секретарь ОИК Эхсаноглу, генерал-правитель Индонезии Йодо Оно, альбомы которого чрезвычайно популярны у населения, Мухаммад Махатхир, автор «малайзийского чуда». Это один вектор развития в нутри мусульманского мира и нам с ними, с такими новыми людьми, важно и полезно сотрудничать.
Но есть и иные векторы. Самый опасный – развитие радикализма и экстремизма в новых условиях современной информатизации и военных технологий. Как самая молодая религия монотеизма, ислам дает своим адептам много энергии и энтузиазма – она, по определению Льва Гумилева, обладают пассионарностью, которая была, но угасла или угасает в иных религиях монотеизма и особенно в постхристианских либеральных сообществах. Пассионарий готов к жертве, в том числе собственной жизнью – ради идеала и правды, как он их понимает. И все противоречия в исламском мире, а также с неисламским миром – резко обостряются радикалами-паасионариями. Это также огромная мировая проблема, связанная с усилением исламского фактора. Нам следует тщательно разбираться во всех течениях и найти свой подход к решению всех проблем среди разных групп исламского сообщества».
Эти мысли по-своему развил коллега В. В. Попова, дипломат и зампрезидента РСМД А.В.Кортунов, потребовав от аналитиков «дать ответ на глобальный вопрос «что означает исламский взгляд на мировую политику?» и избегать дискуссий на журналистском уровне!"
Кто в России и в мире отреагировал на Уфимские тезисы Путина?
Выступления экспертов вращались то вокруг внутрироссийских проблем, то выходили за пределы страны – как того требовал ведущий рабочей встречи. И, наконец, наиболее острым и в тоже время конструктивным оказалось выступление главы Научно-издательского центра «Ладомир» Юрия Анатольевича Михайлова, указавшего на чрезвычайную важность речи, сказанной президентом Путиным 22 октября 2013 года на встрече с муфтиями в Уфе.
«Почему уникальная по насыщенности и идеям речь главы государства в Уфе не получила развития? – недоумевал Михайлов. – Не буду ее пересказывать – но там дана квинтэссенция и в плане анализа и в плане развития. Новая социализация ислама в стране, плюс возрождение собственной богословской школы – вот прорывные идеи! Когда сейчас рассказываешь об этом партнерам за рубежом, среди арабов или турок, или персов – все поражены! Никогда ранее в истории России глава государства так не формулировал и так не протягивал руку для помощи и для взаимодействия с мусульманами.
Но вот парадокс – это выступление главы государства не было развито далее в поручениях! Такое трудно себе представить – но это так. В уфимских тезисах – квинтэссенция борьбы с радикализмом под знаменем ислама. Почему? Да потому, что там выявлен корень проблем, источник порождения радикализма – и дан рецепт, как этот источник затушить, вывести ситуацию к позитиву. Но оказалось, что в стране сложилась группа людей, которые в буквальном смысле слова «зарабатывают на борьбе с терроризмом» – и потому им невыгодно исчезновение источников терроризма! Да – это звучит чудовищно. Но как иначе понять людей, которые ждут чинов, наград, премий и, наконец, выхода в 45 лет на пенсию с московскими квартирами – за «борьбу против терроризма»? Они его не побеждают, но и не желают побеждать – иначе иссякнет приток их благополучия. Личные корыстные интересы важнее государственных, народных...
Если это не так – то кто и по каким причинам заблокировал инициативы президента в Уфе? Быстро сказали, что это, мол, Путин что-там муфтиям сказал – а мы не муфтии, нам-то что?
В тоже время, развивая инициативу далее, можно выйти на решение многих вопросов, в том числе и для усиления международного влияния нашей страны. Вот к примеру – есть международная площадка «Хасанийские чтения» в Марокко – и ее организаторы согласились часть встреч проводить и у нас в России. Но нам нужны современно образованные мыслители и деятели, которые не будут просто повторять сказанное классиками ислама в прошлом, но смогут говорить о реалиях 21 века на современном языке. Уверяю вас – это востребовано. Ибо где в исламском мире можно свободно говорить, к примеру, о социальной программе ислама – если у многих стран с высокой мусульманской репутацией... реально правят монархии или иные системы правления, далекие от ислама? Где можно в этом контексте свободно говорить об Адль – Справедливости? Тут в России есть место и свобода для такой дискуссии – и если мы ее начнем, к нам потянутся из многих стран мусульманского мира. Мы – при социализации ислама и при создании собственной интеллектуально-богословской школы – можем стать крайне важным для всего исламского мира центром мысли! Здесь же – возможность нашего позитивного и всестороннего влияния».
Автор обзора, который вы читаете, выступал вслед за Михайловым и всецело поддержал его призыв.
В дополнение я сказал еще, что у нас есть удачные примеры современного воздействия – из России на исламское зарубежье. Это в первую очередь старт телеканала на арабском языке «Русия аль-Яум», который оказался неожиданно успешным и для арабской аудитории и для всех участников медиа-соревнования за умы зрителей. В первые два года наш телеканал вышел на тот же уровень популярности, что и значительно более финансово и технически оснащенная «Аль-Джазира» из Катара (с ее персоналом, закупленным из стран англо-саксонского мира профессионалов ТВ).
Настолько оказался востребован альтернативный взгляд на события и в мире в целом, и конкретно в арабском пространстве! Настолько оказался весом потенциал доверия к России, накопленный еще нашими отцами и дедами в советский период! Наконец, умелость и оперативность начинателей вещания нашего телеканала.
Значит, при желании мы в России можем совершать прорывные международные проекты. И развивать подобное на иных языках, выходя на аудитории фарси и тюрки, в страны Азии и Африки... А если совместить это с социализацией уммы, воссозданием живой и творческой богословской школы внутри России – то можем получить действительно весомый результат.
В своих выступлениях последнего времени, в частности, на страницах «Российской газеты», в монографии «Внешняя политика в эпоху глобализации» (Москва, ОЛМА Медиа групп, 2011) И.С. Иванов проводит идею о необходимости отвечать вызовам глобализации не изоляционизмом - но творчески. Не плестить в хвосте бурно идущих процессов и «вскакивать на подножку уходящих поездов» – но формировать свою повестку дня. И давать собственные ответы, с учетом реалий меняющегося мира, во имя справедливости и интересов нашей страны.
Так и первая рабочая встреча в Александр-хаусе прошла под знаком этого творческого поиска. Если суммировать очень кратко, то обнаружилось, что самые творческие идеи оказались и самыми... неизвестными и необсуждаемыми ни в обществе, ни в МИДе, ни в умме... и это оказались Уфимские тезисы Путина!
Потому и была поставлена задача – перейти к осознанию этих тезисов, к их практическому воплощению.
Ответить
Загляни скорей в Авито, сохрани своё копыто!
Ответить
Загляни скорей в Авито, сохрани своё копыто!