В «родительские дни» взрослые дети покойной Ивановой, двое сыновей и дочь, приезжают на мусульманское кладбище в пригороде Тюмени. Одетые во все черное, они проходят к могиле матери в дорогом граните, оглянувшись по сторонам и убедившись, что смотрителя кладбища нет поблизости, достают бутылку со спиртным. Однажды смотритель Сулейман, он же имам местной мечети, появился, когда они только разлили водку.
- Мулла идет, - успел предупредить внук Ивановой. Родственники быстро опустошили рюмки.
- Кофе пьем, - сказали они, когда смотритель проходил мимо. Тот, поздоровавшись кивком головы, прошел дальше вглубь погоста, где возле могил с фотографиями матерей на граните стояли, часто крестясь, другие «полукровки», русские по паспортам, родительницы которых (этнические мусульманки) завещали похоронить себя на мусульманском кладбище.
Около десяти лет назад смотрителем был другой человек, пенсионер-бабай, который закрывал глаза на «православные поминки» на мусульманском кладбище. После ухода его из жизни, пост смотрителя местные жители доверили имаму мечети, и теперь Сулейман всякий раз, когда привозят хоронить бывшую замужем за православным этническую мусульманку, проводит с ее родными беседу на предмет соблюдения правил посещения мусульманского кладбища. В первую очередь рассказывает о запрете приносить и употреблять алкоголь. Тем не менее, поминки «по православной традиции» проходят в отсутствие Сулеймана, но родственники уже не оставляют после себя у могил наполненные рюмки, как это бывало при прежнем смотрителе.
«В советское время особенно было много межнациональных браков, - говорит Сулейман. – Тогда мало задумывались о религии, особенное молодые люди. Сейчас таких браков тоже немало. Девушки (не соблюдающие мусульманки) мало прислушиваются к словам родителей и своих бабушек-дедушек, когда им говорят, что Коран запрещает мусульманке выходить замуж за немусульман, это грех, непослушание Всевышнего, непослушание родителей. На закате лет подавляющее большинство этнических мусульманок возвращаются к своим корням и обнаруживают, что они «и не там, и не здесь».
Сулейман за несколько лет работы смотрителем стал свидетелем разных историй, связанных с межрелигиозными браками. Не так давно в автомобильной аварии разбилась насмерть супружеская пара в возрасте. Он мусульманин, она православная. Родственники говорили, что они очень любили друг друга и умерли в один день, нельзя их разлучать после смерти. Мнения родственников и детей относительно выбора места упокоения разделились. Сторонники предания тел земле на православном кладбище оказались более настойчивыми. В итоге супругов положили рядом в гробах на христианском погосте. Сулейман на тех похоронах присутствовал по приглашению родственников покойного, и ему было больно наблюдать за происходящим.
Имам считает, что именно через «православных детей» на мусульманских кладбищах прижились такие традиции, как венки на могилах, фотографии на памятных плитах. Каждый раз он говорит вновь прибывающим родным покойных о недопустимости фото на могилах, но, судя по памятникам, далеко не до всех доходят его слова. Не принято у мусульман также заливать могилу сверху бетоном, и, пожалуй, не потому, что человеку будет сложно вставать из могилы в День суда, когда над ним тяжелый бетонный «армапояс», обложенный гранитом…
Однажды ночью Сулеймана поднял сосед, услышавший шум на кладбище. За несколько дней до этого к имаму приезжал владелец крупного магазина в городе. Предприниматель сказал, что хочет залить бетоном могилу матери для установки гранитного памятника. Имам в свою очередь попытался убедить православного сына покойной, что так не следует поступать, здесь все-таки мусульманское кладбище. Спустя пару дней бизнесмен приехал вновь, привез с собой факс из Уфы о том, что подобные захоронения допускаются в исламе. Сулейман был категоричен: возможно, в Уфе такое допускается, у нас в Сибири мусульман под бетон не закатывают. Как оказалось, предприниматель нанял работников, которые ночью привезли на кладбище армированный пояс и готовый бетон, и ко времени, пока сосед услышал шум, почти завершили работу.
Есть вещи, которые Сулейман никогда не допустит на местном кладбище, пока занимает пост смотрителя – это похороны в гробу. Не раз покойниц их дети привозили в дорогих гробах, но затем, омыв по настоянию имама в специальном помещении при кладбище, заворачивали в белый саван.
Сулейман говорит, что немало случаев, когда мужья под влиянием жен и их родных принимают ислам, кроме того, в последние годы наблюдается тенденция выбора детьми религии матери-мусульманки, что, инша Аллах, зачтется на весах деяний…
Ответить
Mnogie ili vse?
Ответить
Вообще-то, Аллах знает лучше, но многие эти женщины и не должны быть похоронены на мусульманском кладбище.
Ответить
Вот это и есть причина, почему я никогда не женюсь на иноверке. А про дорогие гробы вообще улыбнуло. Неужели люди думают, что если покойника положить в дорогой гроб, то тот сразу в рай попадет???
Ответить
Вообще предлагаю вопрос поднять "пока я жив:)" на счёт т.н ГОСТа на мусульманском кладбище который бы соотвествовал Шариату! Это в частности чтобы памятники были небольшие и без фото (естественно нужно профинансировать спец.памятники) так же: должно быть отуствие оградок заборчиков брущаток клумб лавочек и т.д! А то понахапали себе на всех родных до 5ого коллена и огородили!
Ответить
они что не понимают что будет в День Воскресения когда их родители будут вставать а сверху бетон???????? или какие мучения в могиле творятся когда пьют водку?????? СубханАллах, если я скоро умру, надеюсь меня нормально похоронят, хотя не факт...
Ответить
За обрусевших татар стыдно .