Поп-суфизм — современное исламское искусство

Оставаясь художником и мусульманином… ЗИКР 2
Проект художника Аладдина Гарунова «Зикр 2» выставлен в галерее Айдан Центра современного искусства в Москве на территории бывшего Винзавода. Произведения, созданные, как гласят афиши, в стиле поп-суфизм – современное исламское искусство, участвуют в параллельной программе 4-го Московского биеналле современного искусства, знаковом событии в культурной жизни Москвы.



За последние несколько лет его персональные выставки прошли в Музее архитектуры и Московском музее современного искусства, а в прошлом году он стал финалистом премии Кандинского в самой значимой ее номинации – «Проект года».



Аладдин Гарунов родился в дагестанском селе Укуз Курахского района Дагестана. Но как художник сформировался в столице, окончив Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) и впитав идеалы российской Академии с ее культом пластического мастерства и натуры. Традиционному для художников Кавказа декоративно-прикладному искусству, основанному на сохранении ремесленных традиций, пластическом и орнаментальном каноне, он предпочел практику contemporary art, но с оговорками, что, используя типичные для современности стратегии и медиа, он, тем не менее, остается в рамках этической и религиозной мусульманской традиции. Национальная и религиозная идентичность, угрожающая им глобализация, судьбы нации и древней культуры – все это темы, волнующие Гарунова и нашедшие отражение в его многочисленных проектах.



Аладдин Гарунов продолжил свои творческие поиски, развивая свой предыдущий проект «Зикр», который пользовался большим успехом и выставлялся в культовом флигеле «Руины» Московского музея архитектуры два года назад, пишет о нем портал Федеральной лезгинской национально-культурной автономии. И это неудивительно, так как автор в своем творчестве затрагивает актуальные проблемы современного мира:



«Меня глубоко трогает проблематика современного мира с глобализацией, стиранием национальных и религиозных особенностей. Глобальность массовой культуры поп – арта и этническая традиция – понятия во многом несовместимые. Именно эту «пограничность», борьбу противоположностей рассматривает «Зикр», доводя образы до чистой метафоры».



Удивительно, но работы дагестанского художника-абстракциониста, не находят отклика на его родине, не воспринимающей произведения современного искусства. Хотя его творчество лежит в поле мировоззренческих противоречий кавказского региона. Об этом откровенно говорит и сам Аладдин Гарунов:



«Оставаясь художником и мусульманином, меня больше интересуют проблемы духовного бытия человека в современном индустриальном жестком мире. Парадоксально, что эти два противоположных понятия соседствуют, соприкасаясь, и влияя друг на друга. Я исполнил Зикр художника, используя атрибуты двух противоположных миров. Это еще и противопоставление двух цивилизационных моделей: технически развитого Запада и традиционно патриархального и духовного Востока».



Зато его творческие заслуги все больше оцениваются российскими и особенно зарубежными специалистами современного искусства. Многие кураторы московского биеналле «Зикр 2» назвали самым лучшим проектом. А Аладдин Гарунов уже получает приглашения от организаторов биеналле в странах Европы, в частности в Финляндию.



Выставка, представленная в «Айдан Галерее», включает в себя ассамбляжи, объекты и видео. Аладдин Гарунов ставит перед собой по сути колоссальную задачу – отразить исторический и культурный пейзаж Северного Кавказа, не нарушая при этом принятого в мусульманском искусстве запрета на изображение живых существ.



 Выставка, представленная в «Айдан Галерее», включает в себя ассамбляжи, объекты и видео Выставка, представленная в «Айдан Галерее», включает в себя ассамбляжи, объекты и видео




"В центре повествования Гарунова – зикр (в переводе с арабского «поминание») – исламская духовная практика, построенная на многократном произнесении имени Аллаха, и ритуальном движении по кругу. Зикр является как частью личного опыта самого художника (так одна из работ представляет собой ковер со следами его ног, совершившего этот ритуал в своей мастерской), так и одной из самых ярких религиозных традиций Кавказа. Но Гарунов адресует свое художественное высказывание не только представителям своей культуры, но и носителям другой идентичности, людям из европейской части России, зараженной ксенофобией и пронизанной стереотипами по отношению к выходцам с Кавказа. Представленный в «Айдан Галерее» проект – попытка с помощью искусства наладить так необходимый сегодня нашему многокультурному и многонациональному обществу диалог и взаимопонимание", – говорится в анонсе на выставку. Прочитав такое действительно хочется ее посетить и окунуться в мир мастера абстракционизма по-кавказки.



И действительно ты попадаешь в бесконечное переплетение орнамента, изысканной каллиграфия арабского письма, которое Гарунов нередко включает в свои произведения, кружение дервишей и бесконечный танец совершающих зикр кавказских мужчин на видео – все это по мысли художника должно напоминать зрителю о Боге, бесконечности вселенной, пронизанной божественной волей. Свои представления о возвышенном, как и Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мандриан и Марк Родко, Аладдин Гарунов передает через абстракцию. Но традиционной для модернизма живописи он предпочитает ассамбляж, построенный на соединении разных фактур, каждая из которых несет в себе определенный символический смысл. Резина и брезент символизируют современность, поставленная рядом друг с другом разноцветная обувь – братство верующих, мех ассоциируется с грубой одеждой аскетов, а шерстяное плетения ковра с типичным для Востока орнаментом служит напоминанием о том, что современность во многом сформирована традицией и что люди живут, веками задавая себе одни и те же вопросы.

Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика