Безусловно,
тунисская тема – одна из наиболее обсуждаемых сегодня, и подходить к ней можно с разных ракурсов. Скажем, с точки зрения усвоения уроков, или умения договориться с кураторами.
Что значит «не договориться»?
В декабре прошлого года группа юридических экспертов ПАСЕ вдруг обвинила премьер-министра Косово Хашима Тачи в руководстве мафиозной группой, занимавшейся наркоторговлей и изъятием у похищенных людей органов с последующей перепродажей. А ведь незадолго до этого Х.Тачи рекламировался западными СМИ как «балканский герой». Он – один из основателей в начале 1990-х Народного движения Косово, с 1995 г. отвечавший за финансы и обучение добровольцев в Армии освобождения Косово. В 2007 г. возглавляемая им Демпартия победила на выборах, с 2008 г. Х.Тачи – глава правительства Косова, один из основных инициаторов провозглашения независимости края в феврале того же года. Именно он в 2009 г. охарактеризовал бомбардировки мирных югославов десятилетней давности (включая разрывы снарядов вблизи роддома), как великое историческое событие для демократического мира. Однако, прецедент с «наркозависимостью» Тачи оказался не просчитанным экс-президнтом Туниса Бен Али.
Как можно договориться? Запад и Судан
Переместимся из Косово в Судан и увидим «ситуацию наоборот» – как из «международного преступника» в одночасье можно переквалицироваться в «демократы». В 2008 г. Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента Омара аль-Башира по обвинению в «этнических чистках» в Южном Судане и провинции Дарфур. Спустя год та же структура обвинила президента в преступлениях против человечности. И вдруг, в 2010 г. аль-Башир избирается президентом Судана, а США и ЕС легитимность выборов даже и не оспаривают, тем самым позволяя ему стать первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции. Какая же это фея позволила произойти сей метаморфозе?
А может, не фея, а волшебная геополитическая палочка? С 1999 г. Судан приступил к экспорту «черного золота», и внешне межэтнический и религиозный конфликт Севера и Юга приобрел политико-экономические черты: Южный Судан, с населением 8 млн человек из свыше 40 млн суданцев и «владением» 80% нефтяных запасов страны, потребовал независимости. Воспротивившийся аль-Башир тут же столкнулся с объявлением ему международного «нон-грата», но наступил... год 2010-й. Теперь аль-Башир – легитимный президент. Не в обмен ли на «сотрудничество со следствием» (к тому же международным) в плане предоставления добра на проведение референдума о независимости Южного Судана? Вопрос риторический.
Значит, можно предположить, что возможной причиной внезапного перевоплощения Бен Али из «демократа» в неугодного изгоя явилось его нежелание услышать кураторов.
Как договариваться в других регионах мира? BP и Россия
В середине января прошла информация о создании стратегического альянса между British Petroleum и «Роснефтью» в целях совместной разработки российского арктического шельфа – трех участков в Карском море. Концерны объявили об обмене акциями: стоимость бумаг BP, выпускаемых для «Роснефти», составляет $7,8 млрд. Стоимость 9,5% акций последней оценивается в $7,815 млрд. Компании сформируют СП, в котором 67% будет принадлежать российской стороне. Глава российского правительства Владимир Путин заявил о начале нового этапа в отношениях, а помощник президента РФ Аркадий Дворкович назвал происшедшее «одной из звездных сделок 2011 г.».
Нюанс тут в том, что протокол о намерениях был оглашен аж в 2006 г., но развитие получил именно сейчас, в унисон подписанию председателем Еврокомиссии Хосе Мануэлем Баррозу и президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым Совместной декларации о Южном газовом коридоре» (ЮГК), включающем газопровод «Набукко». В качестве одного из основных источников газа для ЮГК рассматривается азербайджанское месторождение «Шах Дениз» с запасами в 1,2 трлн куб м голубого топлива. А вот среди участников соглашения о долевом разделе добычи в «Шах-Денизе сидит все та же BP (оператор – 25,5%).
Ну а теперь можно вновь вернуться к тунисской тематике (впрочем, мы от нее и не удалялись).
Тунис, Ислам и демократия
Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса, выразив надежду на построение тунисцами системы, «которой они добиваются», актуализировал сопровождение экономических реформ политическими преобразованиями. В этой связи прозвучало мнение, что ракурс народовластия нехарактерен для мусульманского мира, т.к. включение словосочетания «народная власть» в основу религии невозможно в принципе. Однако, исламская политическая система вполне может функционировать на основе осуществления народом власти, в свете ниспосланных Аллахом законов. Согласно Всеобщей исламской декларации прав человека, Господь «даровал человечеству право и мораль», позволяющие «установить и регулировать» все необходимые институты и отношения. В силу «божественности их источника и предназначения», права человека не могут быть упразднены кем-либо.
В данном аспекте сложно согласиться с одним из ведущих мировых исследователей Ислама Бернардом Льюисом, заявляющим об отсутствии «в классической исламской политической философии и практике понятия гражданина как свободного и активного члена гражданского сообщества». Другое дело, что Исламом предусматривается абсолютное подчинение Аллаху. Да, Коран призывает уверовавших повиноваться Аллаху, Посланнику и «обладающим влиянием среди вас» (сура «Женщины»: 59), но, согласно комментариям, повиновение Аллаху и пророку подразумевает исполнение религиозных предписаний. Повиновение правителям подразумевается в том случае, если они не велят ослушаться Аллаха: «Не подчиняйся неверующим и лицемерам» (сура «Сонмы»: 48).
В свете вышеизложенного, ракурс «власть народа» может ассоциироваться с понятием «права человека в Исламе». Господь определил, что является разрешенным в жизни человека, а что запрещено. Посредством пророка Мухаммада (да благословит и приветствует его Аллах) Всевышний довел Свои слова до индивидуумов, значит, люди слышат сказанное Богом. Вот здесь Господь фактически предоставляет личности право выбора, предупреждая, что за совершение разрешенного человек попадет в Рай, а в случае греховного образа жизни – конкретному лицу уготована дорога в Ад. Т.е. человек перед принятием какого-то решения уже знает, несет ли данное деяние, согласно словам Аллаха, отпечаток разрешенного или греховного, и волен принять решение самостоятельно.
Да, невозможно не признать, что Творцу ведом путь каждого: «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле?» (сура «Хадж»: 70), но индивидуум-то не располагает этой информацией. Следовательно, вопрос принятия или отторжения пути к Истине – есть право выбора. Другое дело, что «расчет» за Господом: «Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем (сура «Пчелы»: 125).
Тунис, исламское сообщество и активность в вере
Вместе с тем, как отмечал выдающийся русский философ XIX в. Владимир Соловьев, в Коране отсутствует признание «отвлеченной, чисто теоретической веры», т.к. она не отделяется от дел верующего. Т.е. Господь призывает не к бездумно-механическому исполнению ритуалов, а к реальным деяниям во имя веры. Поэтому выдающийся мыслитель XX века Мухаммад аль-Газали вопрошает, если параллельно совершению молитв человек осуществляет «злостные поступки», груб с окружающими, «издевается над бедными и жесток с беспомощными, тогда как можно назвать такого человека праведным?» Говоря другими словами, активность в вере – неотъемлемый атрибут верующего.
Посему в контексте призывов к демократии в мусульманском мире речь, как представляется, должна вестись, прежде всего, именно об активности приверженцев Ислама, вне зависимости от того, говорим мы о Тунисе или этнически мусульманском государстве в другом регионе планеты.
Но вместо активности и конкретных действий умма больше осуждает и обсуждает проживающих по соседству или чуть дальше. Анализируется и прогнозируется не общественно-политическая ситуация или экономические перспективы, а как, например, складывает при намазе руки молящийся впереди. Мало этого, для многих членов уммы в определении праведности брата по вере главным критерием становятся не сами деяния, а фактор его принадлежности к тому или иному мазхабу. До хрипоты ведутся споры о том, правильно ли совершено омовение перед молитвой; стоит девушкам дискутировать на интернет-форумах или нет, поздравлять ли соседей с Рождеством и вообще можно ли заходить в дом, где стоит украшенная елка. И т.д. и т.п. А ведь насколько эти «сложности» отдаляют всех нас от прогресса.
На этом фоне практически все мусульманские страны дали добро на беспрепятственное вхождение в жизнь социума спутниковых антенн. Вот спрашивается, а много ли на них мусульманских каналов, обсуждающих жизнь людей, обществ и государств изнутри? Где «наши» литература и научные открытия? Но откуда им взяться, если главнее критиковать всех, все и вся, доказывая, например, вредность создания (под тем или иным предлогом) «Education City» и ограничивая реализацию книг по социологии и философии. Наверное, по этим, в частности, причинам авторитетнейший глава Международного союза улемов, шейх Юсуф аль-Кардави с сожалением фиксирует, что «мы обречены на бесполезность», т.к. «импортируем, но не производим». Будучи пассивными получателями, «мы подражаем другим и не можем привнести чего-либо своего».
Действительно, по всему мусульманскому миру пьется и льется «Пепси» с «Колой», включая Мекку и Медину. Во всех фешенебельнейших молах мусульманских островков ведущие мировые фирмы открыли магазины одежды, парфюмерии, ювелирных изделий и т.д., потому что массы мусульман желают одеваться в популярные западные «имена», закрывать глаза от солнца «именными» западными очками. Но при этом, производители и дизайнеры тех самых «имен», в понимании их носителей, являются... кяфирами. Парадокс?
Отсюда, согласно блестящему мыслителю Ю.Кардави, высвечивается подлинная миссия уммы на сегодня: преодоление «наших собственных проблем», активизация веры и морали, что позволит вдохнуть «жизнь в наше полумертвое положение» и восстановить возможности для прогресса. Для достижения этого мы нуждаемся «в новом духе».
Здесь представляется уместным вспомнить название одного из документальных фильмов, посвященных событиям 2004 г. на Украине: «Оранжевая революция: все явное имеет начало в духовном мире». Вот с этой точки зрения, в преломлении к высказыванию шейха Ю.Кардави, «цветная», «цветочная» или «бесцветная» революция необходима. В аспекте «нового духа». Не новшеств, как, упаси Аллах, могут воспринять многие, и не «возврата к корням», что ассоциируется с известными призывами определенной направленности, а оживляющего наш дух, способствующего его расцвету и стыковке с Откровением. Все мы должны найти в себе силы признаться в собственных слабостях, нежелании сопротивляться тем или иным соблазнам, закрывая глаза на свои сознательные нарушения (нередко далеко не мелкого характера). Это – революция духа изнутри. Революционизирование себя и в себе.
С этих позиций под особым углом зрения воспринимается приветствие шейха Кардави к тунисскому народу, выступления которого он оценил как направленные «против гнета и диктатуры, которой он подвергался на протяжении многих лет».
Таким образом, тунисские события, даже вне зависимости от источника их происхождения, наводят на довольно глобальные размышления. И от того, насколько все мы сумеем воспринять «карфагенские уроки», зависит не только наше будущее, но и перспективы всего человечества.
Теймур Атаев, политолог
Войти с помощью: