Мой отец был турком, переселившимся с Кавказа на восток Турции, а мать — дочерью курдского племени, проживающего в тех краях. Таким образом, я — плод брака турка и курдки.
Если вы поедете на юг Турции, то увидите тысячи людей, рождённых в арабско-турецких семьях. На севере — турецко-грузинские или турецко-лазские браки. На западе — браки с боснийцами или албанцами. А лица людей в этих регионах настолько разнообразны, что отражают историю этих смешений.
Такие же истории можно услышать в Ираке, Иране, Сирии, Ливане, Иордании, Палестине, Египте. Это земля народов, в чьей крови и родословных сплелись десятки этносов и племён. И каждый раз, когда учёные изучают нашу генетическую карту, обнаруживаются следы десятков разных рас и народов.
Даже имена наших детей — общие. Курды, турки, персы и арабы дают своим детям имена друг друга. Имя моего сына — турецкое, одна из моих дочерей носит персидское имя, а другая — арабское.
У нас общие песни. В Турции множество артистов исполняют песни Файруз, Умм Кульсум и курдского певца Шивана Пера. Я не думаю, что найдётся курд или араб, который не знает песен Ибрахима Татлысеса.
Что я хочу сказать: эта география — место встречи народов, смешавшихся между собой, как мясо с костью. Но всё изменилось примерно за последние 150 лет.
С тех пор как далекие державы позарились на наши земли, мы забыли, что такое покой. Они переписали учебники истории, внедрили туда оскорбления в адрес народов, с которыми мы когда-то были родственниками. Потом нас учили этим и мы сами стали передавать это детям.
Большая часть этих «знаний» проникла в наши умы благодаря грязным играм империалистических государств. Им удалось посеять рознь между арабами и турками, между турками и курдами, — и мы стали врагами друг другу. Каждый стал восхвалять своё происхождение и утверждать его превосходство. Какая печальная и постыдная история!
Но что ещё печальнее — это то, что все мы верим в религию Пророка, который сказал: «Нет превосходства араба над неарабом, и неараба над арабом, и белого над чёрным…», и гордимся принадлежностью к его умме. Так что бы он нам сказал, если бы мы сели перед ним и стали говорить о «великом превосходстве наших рас»?
Все мы, по сути, верим в идею уммы (единой общины). Я не думаю, что кто-то будет спорить с тем, что я здесь написал. В странах, которые я посещал, я видел, как арабы, курды и персы с энтузиазмом поддерживают эти идеи и часто цитируют аяты и хадисы о братстве мусульман.
Но что потом происходит? Мы начинаем обвинять друг друга в том, кто разрушил это братство, будто никто не видит своей вины. Если так, то почему мы не можем создать альянсы?
Большинство мусульман сегодня считают, что единство уммы, совместная жизнь и исламское братство — это просто красивая романтика. Люди замыкаются в себе, чертят границы жирными линиями и начинают восхвалять национализм.
Мы дошли до такой крайности, что каждая этническая группа теперь спорит, кто «подлиннее араб», кто «настоящий курд», кто «самый благочестивый турок». И так, в итоге, этнический фанатизм начинает пожирать сам себя.
В Турции в последние дни это обсуждается особенно активно, потому что президент Реджеп Тайип Эрдоган недавно выступил с важной речью о союзе турок, арабов и курдов. Он сказал:
«Когда турки, курды и арабы объединяются, от Китая до Адриатики веет лёгкий ветер под грохот копыт их коней. Когда они соберутся, объединятся, подружатся и обнимут друг друга — вот тогда будут и араб, и курд, и турок.
А если они разойдутся, поссорятся, отдалятся — их ждёт только поражение, разочарование и скорбь. Монгольские орды разрушили земли мусульман, потому что арабы, курды и турки были разобщены. Крестоносцы напали на исламские земли, потому что связи между этими народами были разорваны. Мы проиграли Первую мировую войну, наши земли были разделены, между нами воздвигли стены. Иерусалим был потерян, потому что господствовала рознь».
Я не знаю, есть ли сегодня другой лидер в мусульманском мире, который говорил бы о единстве народов с такой откровенностью — даже если его слова выглядят как риторика.
Однако некоторые круги в Турции отвергли и раскритиковали слова Эрдогана. И большинство из них — это те, кто получил образование у последователей западной трактовки истории, и они повторяют: «Арабы ударили нас в спину, а курды хотели разделить нас».
И я уверен, что если бы арабский лидер призвал к союзу с турками и курдами, то нашлись бы среди его же народа те, кто вытащил бы из тех же западных источников фразу: «Турки задержали развитие арабов и пытались их ассимилировать».
У нас есть готовые шаблоны и суждения, и есть глубокие ошибки в историческом сознании. А помимо этого — личные интересы, дорожные карты и эгоистичные политические амбиции тех, кто отрицает любое единство между народами.
Если бы мы начали искать ответ на вопрос «почему мы не можем создать альянсы?» с самокритики, мы смогли бы решить проблему. Но если мы продолжим читать старые главы истории, перечислять чужие ошибки и превозносить себя — ничего, кроме раскола, не останется. Самокритика — вот то, что может нас объединить и вывести из разобщения.
Но сейчас, как я вижу, растущий национализм заставляет нас — последователей Пророка ﷺ — тратить свои дни в гонке за доказательством превосходства белого над чёрным. А разумные люди… молчат. Они наблюдают в тишине.
В это время поле открыто для экстремистов, расистов и тех, кто балансирует на грани безумия.
Мы должны говорить. Мы должны отстаивать справедливую позицию с мужеством. Арабские мыслители должны вслух сказать: «Араб не лучше турка», а турецкие — «Турок не лучше курда». Они должны писать, выступать, проявлять себя. Только тогда мы увидим подлинные союзы на нашей земле.
Кемаль Озтюрк, турецкий писатель и журналист
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: