Как горский князь пытался покорить Среднюю Азию

Первый российский император Петр I запомнился не только пресловутым «окном в Европу». Неудачные попытки утвердиться на Черном море заставили русского царя пристальнее присмотреться к Средней Азии, для того чтобы найти альтернативные выходы на Азиатский континент.

Желание подчинить власти императора восточные территории подпитывались и слухами о том, что в нижнем течении реки Аму-Дарьи имеются богатые залежи золота. Все это настолько увлекло Петра, что в 1714 году он издал указ «О посылке Преображенского полка капитан поручика кн. Александра Бековича-Черкасского для отыскания устьев реки Дарьи…».

Сам князь Бекович-Черкасский был далеко не простым человеком. Он происходил из семьи правителей Большой Кабарды. Еще мальчиком он был похищен у родителей и помещен в семью начальника Казанского приказа боярина Бориса Голицына и крещён. В 1708-1709 годах вместе с отпрысками других знатных российских родов обучался в Голландии. По возвращении был зачислен в гвардейский Преображенский полк и к 1714 году успел дослужиться до звания капитана. В этом же году по указу царя Бекович-Черкасский совершил экспедицию к восточному берегу Каспийского моря с целью его детального изучения на предмет устройства крепостей для закрепления этой территории за Россией.

Исследования Каспия были продолжены им и в 1715 году. Одновременно через своих земляков он постарался добыть максимум сведений о Закаспийской области. В 1716 году Петр I дал Бековичу-Черкасскому прямое указание двинуться в Среднюю Азию для поиска золотых месторождений на Аму-Дарье. Кроме этого ему предписывалось попытаться склонить хивинского хана и бухарского эмира в русское подданство. Везде, где было возможно, по мере продвижения ему было приказано закладывать крепости. Весной 1717 года Бекович-Черкасский двинулся в Хиву вдоль северного побережья Каспия. В его распоряжении имелось 4000 солдат и 2000 казаков.

В июне отряд подошел к Гурьеву (ныне город Атырау в Западном Казахстане). Оттуда Бекович-Черкасский по распоряжению царя выслал своего разведчика – мурзу Тевкелева с заданием проникнуть через Персию в Индию. Миссия Тевкелева – сюжет для отдельного рассказа. Можно лишь сказать, что она закончилась провалом. В персидском Астрабаде его арестовали и поместили в местную тюрьму и был освобожден лишь при посредничестве русского посла.

От Гурьева отряд проследовал до реки Эмбы и преодолев плато Устюрт к 15 августа вышел к устью Амударьи. Именно здесь их встретил с войском хивинский хан Шергази. После трехдневного сражения хан выразил готовность к мирным переговорам и пригласил Бековича в Хиву.

Среди командиров отряда Бековича не было единства. Многие были против предложения хивинского хана, однако Бекович согласился. Рассказы о том, что случилось дальше, разнятся в деталях, но суть их была такова, что хивинцам хитростью удалось разделить отряд Бековича на небольшие части, сославшись на то, что они не могут обеспечить всем необходимым такое большое количество людей в одном месте.

Бекович с небольшим отрядом прибыл в Хиву, где по рассказам тех, кто уцелел в этом походе, на них напали хивинцы и перебили большую часть отряда. Остальные попали к ним в рабство. При этом хивинцы оставили в живых и отпустили двоих братьев Бековича, находившихся с ним. Самого же князя Бековича-Черкасского убили. Его отрубленную голову хивинский хан отправил в качестве подарка бухарскому эмиру. В связи с гибелью основных сил гарнизоны крепостей на восточном берегу Каспия были эвакуированы. Планы продвижения в Азию были надолго отложены. Они были осуществлены лишь в конце 19 века во время «Большой игры» с Великобританией. В фольклоре казаков с тех пор сохранилась поговорка «пропал как Бекович».

Ряд современных узбекских историков считает, что эта экспедиция была попыткой силового подчинения государств Средней Азии. Ибо нельзя никак иначе рассматривать строительство крепостей на их территории. Другие – что она помогла развитию географической науки и стала источником обширных сведений о Центральной Азии, информация о которой до тех пор была скудной и отрывочной. Особую ценность в виду этого представляло обнаружение в архивах подробной карты восточного побережья Каспийского моря, изготовленной Бековичем-Черкасским.

Хивинский поход под предводительством Бековича-Черкасского стал первой попыткой Российской империи продвинуться в Центральную Азию, которая закончилась провалом. Хиву удалось покорить лишь с третьей попытки в 1873 году. С тех пор она являлась протекторатом Российской империи и просуществовала в таком виде до 1920 года.

Примечательно, что последний хивинский хан Саид-Абудлла-хан уже после революции закончил свои дни в нищете, работая на шахте в Кривом Роге (Украина), но это уже совсем другая история.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика