О действиях, обусловленных шариатом, Ибн Араби говорит следующее:
1. Ученые единогласны в том, что [очищение ступней] ног является одной из частей ритуального омовения, но должен ли совершающий тахарат их мыть или протирать, либо же имеет право выбрать одно из двух? В этом [вопросе] имеются разногласия. Исходя из очевидного смысла аятов о ритуальном омовении и доказательствам из сунны, их следует мыть, однако есть вероятность того, что аят может пониматься поверхностно. Согласно нашим воззрениям, человек совершающий омовение, может принять решение на свое усмотрение: омыть ноги или протереть их (1)[1]. Впрочем, если он совершит оба действия, то, несомненно, поступит наиболее предпочтительным образом;
2. Жидкость, в которую попали нечистоты, даже если ее качества при этом не претерпели изменений, становится нечистой, но в то же время остается очищающей. (Иначе говоря, несмотря на обретенную оскверненность, очищает другие вещи.);
3. Совершение погребальной молитвы и «саджда тилават»[2] не требуют наличия ритуального омовения;
4. Совершать намаз с таяммумом[3], при отсутствии воды, могут и люди, проживающие в населенных пунктах;
5. Женщины могут быть имамами в коллективных молитвах как мужчин, так и женщин;
6. Пятничная молитва будет верной при наличии хотя бы одного человека помимо имама;
7. Для путника сокращение обязательных молитв, состоящих из четырех ракаатов[4], является фардом[5];
8. К аврату[6] человека относятся только две общеизвестные части тела. Однако женщинам предписано скрывать [себя практически полностью] – от мужчин, не относящихся к числу их махрамов[7]. Не потому, что женская плоть является авратом, а из-за наличия особого шариатского указания;
9. Мы считаем, что самаʻ[8] является мубах[9], но при том условии, что этот ритуал не ведет к запретным делам и не способствует совершению недозволенного. Ибо от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не передается ни слова о его запрещенности;
10. В религиозных делах нужно любить великолепие. Поэтому необходимо украшать Благородный Коран и мечети. Известно, что Величайший посланник относил все это к признакам Судного дня, но из этого не следует понимать, подобно глупцам, что эти действия порицаемы. Среди признаков Судного дня много как порицаемых, так и похвальных. Украшение Благородного Корана и мечетей является обрядом почитания Аллаха;
11. При выборе имама в коллективной молитве предпочтение отдается лучшему в чтении Корана. Так как величайший Пророк сказал: «Становится имамом тот, кто лучше читает Книгу Аллаха». Некоторые утверждают, что «преимущество имеет не лучший в чтении, а лучший в знании фикха». Значит, в этом вопросе между этими людьми и Посланником Аллаха имеются разногласия. Я спросил у них: «Дошел ли до вас хадис?». Они ответили: «Дошел. Мы его видели и слышали». Сам я на стороне Посланника Аллаха;
12. «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне»[10] – этими словами Аллах Всевышний не оставил никакого оправдания сторонникам тавассуля и сделал этот аят доводом против совершения его людьми. Тавассул – это поиск близости [к Аллаху] при чьем-либо посредничестве. Аллах Всевышний сам сообщил о том, что он близок [к вопрощающим]. Слова Аллаха, несомненно, правдивы и истинны.[11]
Ибн Араби имеет еще множество подобных воззрений, в которых придерживается своего индивидуального мнения или точки зрения меньшинства, мы привели вышеупомянутые суждения лишь в качестве примера. Стремящимся узнать о них подробнее, следует внимательно прочесть «аль-Футухат аль-маккийя», после чего, дабы не упустить искомое, перечитать книгу еще раз. Ибо по причине того, что затронутые им проблемы разбросаны [по всей книге] и к тому же изложены непоследовательно, нельзя достичь желаемого, просмотрев всего пару мест.
[1] (1) Подобное утверждали Мухаммад бин Джарир ат-Табари и ал-Хасан ал-Басри, да помилует их Аллах Всевышний. Найл аль-автар. Т. 1. С. 163. Тафсир «Джами‘ аль-байан». Т. 6. С. 83. (Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари (ум. в 923 г.) – историк, богослов, правовед и комментатор Корана из Персии. аль-Хасан бин Йасар аль-Басри (ум. в 728 г.) табиин, богослов, знаток хадисов. – Прим. перев.)
[2] Земной поклон, совершаемый после прочтения определенных аятов Корана.
[3] Тайаммум – совершение ритуального омовения посредством земли или песка.
[4] Ракаат – цепочка слов и действий, из которых состоит намаз.
[5] Фард – действия, которые были вменены в обязанность людям как религиозные заповеди.
[6] Аврат – части тела, которые мусульмане должны скрывать от других людей. Считается, что авратом женщины является всё ее тело, кроме лица и кистей рук, а для мужчин – от пупка до колен.
[7] Махрам – близкий родственник, за которого женщина не имеет права выходить замуж.
[8] Самаʻ – суфийский ритуал достижение экстатических состояний посредством пения, декламации, прослушивания стихов и музыки.
[9] Мубах – шариатский термин, обозначающий дозволенные дела, которые не предписаны и не запрещены религиозным законом.
[10] Коран, 2:186.
[11] См. аль-Футухат аль-маккийя. Т.4. С.177.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Ибн Араби заблудший сектант. Вот его перл: женщина может быть имамом в коллективном намазе для ...мужчин. Дальше читать не было смысла. Я понимаю что этот ресурс принадлежит ихванам и бидатчикам. Но есть такие базовые ценности от которых нельзя отказываться. Женщина никогда не будет имамом для мужчин даже если она хафиз Корана, а мужчина кроме Фатиха ничего не знает. Не бывать этому.Ни один имам на планете Земля не сможет опровергнуть эту истину.