Top.Mail.Ru
0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Науки о нафсе: исламская психология, неврология и психиатрия

В исламской психологической науке понятие «нафс» охватывало широкий круг вещей, включив в себя такие понятия, как «к’альб» («сердце»), «рух» («дух»), «ак’ль» («интеллект») и «ирада» («воля»)

В исламской психологической науке понятие «нафс» охватывало широкий круг вещей, включив в себя такие понятия, как «к’альб» («сердце»), «рух» («дух»), «ак’ль» («интеллект») и «ирада» («воля»)

Теги:

13
27 Января 2011г.

Исламские науки о психике, известные под общим названием «´ильм ан-нафсийят», имеют дело с исследованием категории «нафс». Этот термин в переводе с арабского имеет большое количество значений. Однако самыми подходящими в данном случае являются cмыслы «душа», «психика», «внутреннее Я», «эго» и т. д. Эта область знаний, которая возникла и расцвела в исламском мире в период Золотого века, положила начало сегодняшним научным дисциплинам - психологии, психиатрии и неврологии.

Особо проблемы нафса разбираются в суфизме. Там они увязаны с практикой духовного совершенствования. В данной статье этот, безусловно, важный аспект Ислама не затрагивается, разбирается историческое развитие психологии, психиатрии и неврологии в рамках Ислама.

Понятие психического в исламском мире

Ранние мусульманские ученые подробно занимались исследованиями в области человеческой психологии, хотя самого термина «психология» в то время еще не существовало. А психологические труды писались, в основном, как часть богословских, философских и медицинских исследований. В трудах мусульманских ученых термин «нафс» использовался для обозначения человеческой личности, а термин «фитра» - для человеческой природы.

В исламской психологической науке понятие «нафс» охватывало широкий круг вещей. Оно включало в себя такие понятия, как «к’альб» («сердце»), «рух» («дух»), «ак’ль» («интеллект») и «ирада» («воля»). В средневековой исламской медицине одной из специальностей было изучение методов исцеления «психического заболевания». Эта отрасль медицины была известна как «‘илядж ан-нафс» («исцеление души»), «тибб ар-руханий» («лечение духа») и «тибб аль-к’альб» («лечение сердца»).

В большинстве неисламских древних и средневековых обществ верили, что причиной психического заболевания является либо овладение человеком демонов, либо наказание от Бога. Эта вера приводила к весьма негативному отношению людей к психическим заболеваниям и к психически больным в античном и даже иногда в иудео-христианских обществах. Подобные больные подвергались гонениям, общему презрению и даже полному исключению из общества.

Исламская психологическая этика

С другой стороны, исламская этика учит верующих более благожелательному отношению к душевнобольным, о чем свидетельствуют следующий аят: «Не отдавайте неразумным людям вашего имущества, которое Аллах сделал средством вашего существования. Кормите и одевайте их из него и говорите им слово доброе» (4:5). Этот аят Корана четко определяет отношение Ислама к психически больным людям. Аллах в нем указывает, что, несмотря на то, что эти люди недееспособны, нам следует обращаться с ними гуманно и окружать их заботой, согласно законам Ислама.

Именно данное гуманное и сочувственное понимание и отношение к психическому нездоровью привело к созданию первых психиатрических больниц в средневековом исламском мире с VIII века. Это же заставило ранних мусульманских ученых обратить свое пристальное внимание на исследования в области психологии, психиатрии и неврологии. Еще на том, раннем этапе развития мусульманской науки, ученые обнаружили, что природа психических расстройств кроется в расстройствах работы человеческого мозга.

Ибн Сина первым описал такие явления, как бессонница, мании, кошмар, меланхолия, слабоумие, эпилепсия, паралич, инсульт, головокружение и тремор. Он посвятил их описанию три главы своего знаменитого «Канона медицины» (1020). Он определил безумия (араб. – «джунун»), как психическое состояние, в котором реальность подменяется фантазией, и обнаружил, что это расстройство сознания происходит в средней части мозга.

Исследования сна

Одним из первых направлений психологических исследований в исламском мире явились исследования сна и сновидений. На основе известного хадиса о том, что сны бывают трех видов – от Аллаха, от шайтана и те, которые можно описать, как «шепот души», мусульманские ученые определили эти виды как сны истинные, ложные и патогенетические.

Одним из первых мусульманских мыслителей, начавших исследования в этой области, был Абу Бакр Мухаммад ибн Сирин (654-728), известный своими трактатами о снах «Та’бир аль-Руйа» и «Мунтахаб аль-Калам фи Та’бир аль-Ахлям». Другой ученый, аль-Кинди (801-873), также написал трактат о природе и значениях снов, озаглавленный «О сне и сновидениях».

В области исследований сознания аль-Фараби (872-951) написал труд «О причине снов», который появился как одна из глав к его «Книге мнений народа идеального города». Этот трактат о снах был первой работой, в которой впервые проводилось различие между толкованием снов, их природой и причинами.

Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна (980-1037), во время заключения в тюрьме замка Фардаджан возле Хамадана написал свой знаменитый мысленный эксперимент «Плавающий человек», в котором он постарался продемонстрировать самоанализ человеческого сознания и реальность души.

Он много внимания уделял живому человеческому разуму, особенно активному интеллекту, который, по его мнению, являясь даром Всевышнего, позволяет человеку исследовать и упорядочивать свои представления об этом мире. Кроме того, Ибн Сина писал о потенциальном интеллекте (заключенном внутри человека) и активном интеллекте (направленном на окружающий мир), и о том, что познание мира не происходит само собой, механически, но только при участии воли и интуиции человека.

Исламское происхождение концепции tabula rasa

Одной из самых заметных теорий Ибн Сины в психологии и эпистемологии (науке о знании) является его теория знаний, в которой он развивал концепцию «tabula rasa», или «чистой доски». Согласно ей, человек не рождается с врожденными знаниями о мире, но абсолютно чистым, как незаполненная доска, и приобретает эти знания по ходу своей жизни. Впоследствии эти идеи были переняты христианским философом Фомой Аквинским, а затем легли в основу всей современной философии познания.

В XII веке андалусский философ и писатель Ибн Туфайль развил теорию Ибн Сины о tabula rasa в своем мысленном эксперименте, посвященном исследованию того, как может развиваться сознание и интеллект одичавшего ребенка. Латинский перевод его работы, озаглавленный Philosophus Autodidactus и опубликованный Эдвардом Пококки младшим в 1671 году, оказал большое влияние на философа Джона Локка.

Работа этого философа «Эссе касательно человеческого понимания», в которой он продолжил дальнейшую разработку концепции «tabula rasa», стала одним из главных источников эмпиризма, или опытного познания мира в современной западной философии. Она же повлияла на многих философов Просвещения, как, например, Дэвид Юм и Джордж Беркли.

Исследования чувственного восприятия

Ибн Сина был также первым, кто разделил человеческое восприятие на пять внешних чувств (слух, зрение, обоняние, вкус и осязание), известные с древних времен, и пять внутренних чувств, таких, как интуиция, инстинкты, намерения и т. д. Другой видный ученый, аль-Газали, более детально описал и разработал разделение этих внешних и внутренних чувств.

Пять внутренних чувств были описаны аль-Газали как здравый смысл, воображение, размышление, воспоминание и память. Он обнаружил, что в то время как внешние чувства возникают на основе конкретных органов человека, то за внутренние чувства отвечают разные участки головного мозга.

Философские теории разума

Мусульманский врач ан-Найсабури (умер в 1016) в своей книге «Китаб аль-‘Укуля аль-Маджанин» начал исследования пациентов, страдающих галлюцинациями. Он попытался объяснить явление безумия и невменяемости через философию, а не через психопатологию, как это делали его современники. По его мнению, жизнь человека есть сочетание противоположностей, таких, как здоровье и болезнь. Он делал вывод о том, что в каждом человеке есть своя доля болезни, которая иногда может овладевать всем сознанием человека.

Ибн Мискавайя (941-1030) в своих трудах «Тахзиб аль-Ахляк» и «аль-Фауз аль-Асг’ар» дал психологические консультации по ряду вопросов, таких, как страх смерти, удерживание себя от грехов и понятие нравственности. Ибн Баджа (умер в 1138) развивал концепцию активного разума как важнейшей способности человека, писал об ощущениях и воображении.

В своих трудах он пришел к выводу, что «знание не может быть приобретено только посредством чувств, но только активным разумом, интеллектом, который является руководящим разумом природы». Его определение свободы базируется на способности человека мыслить и действовать рационально. А цель жизни человека он определяет как поиск духовных знаний и познание Божественного с помощью активного разума.

«В их сердцах болезнь…»

Концепции «‘илядж ан-нафс» («исцеление души»), «тибб ар-руханий» («лечение духа») и «тибб аль-к’альб» («лечение сердца»), направленные на духовное оздоровление и душевную гигиену, связаны с персидским врачом, которого звали Абу Зайд Ахмед ибн Сахль аль-Балхи (850-934). В своей работе «Масалих аль-Абдан ва аль-Анфус» он впервые с успехом описал болезни, связанные как с телом, так и с душой.

Он использовал термин «тибб ар-руханий» для описания духовного и психологического здоровья, а термин «тибб аль-к’альб» для описания психической медицины. Ученый подвергал критике многих врачей своего времени за слишком большой упор на физические болезни и отсутствие внимания к психическим недугам. Он писал, что раз человек обладает и телом, и душой, то и здоровье его должно достигаться через тело и душу.

Кроме того, он утверждал, что, если тело становится больным, то «нафс», или психика, теряет значительную часть своей познавательной способности и не может постигать жизнь во всей полноте. А если «нафс» становится больным, то это также накладывает отпечаток на все остальное тело.

Аль-Балхи в развитии своих исследований руководствовался теми аятами и хадисами, в которых говорится о духовном здоровье и болезнях человека. Общеизвестен, в частности, аят, в котором Аллах говорит: «В их сердцах болезнь…» (2:10). А в одном из хадисов говорится: «Поистине, в теле есть кусок плоти, и когда он поврежден, все тело повреждено, и когда он здоров, все тело здорово. Воистину, это «к’альб» (сердце)» (аль-Бухари).

Али ибн Сахль Раббан ат-Табари в своем труде IX века «Фирдаус аль-Хикма» впервые ввел понятие «‘илядж ан-нафс», исцеления души, или психотерапии в лечении больных. В отличие от предыдущих врачей ат-Табари подчеркивал тесную связь между психологией и медициной, а также необходимость психотерапии и психологического консультирования в терапевтическом лечении больных.

Нейрохирургия и нейрофармакология

Андалусский врач Абу аль-Касим аль-Захрави по праву считается отцом современной нейрохирургии. Он разработал приемы и методы, которые до сих пор используются в этой отрасли медицины. Другой врач, ибн Нафис в Египте, провел первое в истории вскрытие человеческого мозга и исправил некоторые неправильные представления прежних ученых.

Ибн Сина внес вклад в изучение паралича лицевого нерва, и, самое главное, открыл такую болезнь, как менингит. Он определил, что причиной менингита является инфекция, и разработал методы его лечения. Ибн Зухр дал более точное описание некоторых неврологических расстройств, в том числе менингита, внутричерепного тромбофлебита, опухолей, и внес огромный вклад в развитие современной нейрофармакологии.

Оригинальные методы терапии

Аль-Кинди (801-873) был первым ученым, который начал в целях психотерапии использовать музыку. Он начал первым экспериментировать с музыкой, и впервые применил этот метод для лечения парализованного мальчика. Позже, в IX веке, аль-Фараби также занимался развитием музыкальной терапии в своем трактате, где он обсуждал лечебное воздействие музыки на душу.

Аль-Кинди развивал также когнитивные (познавательные) методы борьбы с депрессией и побуждал людей к интеллектуальной деятельности и активности. Уже упомянутый нами Абу Зайд Ахмед ибн Сахль аль-Балхи первым четко разделил и описал неврозы, психозы, классифицировал невротические расстройства, а также показал, как для их лечения можно применять когнитивную терапию.

Психиатрические клиники

В отличие от средневековых христианских врачей, полагавших, что причиной психических болезней является только одержимость демонами, мусульманские врачи активно развивали клиническую психиатрию, психологию и клинические наблюдения за психически больными пациентами. Мусульманские ученые добились значительных успехов в области психиатрии и первыми начали использовать в психотерапии и лечении психически больных пациентов широкий круг средств в дополнение к профессиональной терапии. Они использовали ванны, медикаменты, лечение музыкой и т.д.

В результате подобного внимания ученых и врачей к данным видам болезней, в исламском мире, начиная с VIII века, возникают первые психиатрические больницы и приюты для душевнобольных. Первые психиатрические больницы были построены в Багдаде в 705 году, в Фесе – в начале 8 века и в Каире – в 800 году. Другие известные психиатрические больницы были построены в Дамаске и Алеппо в 1270 году.

Тимур Юсупов

Автор: Тимур Юсупов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (13) Версия для печати

Добавить комментарий

Ибрагим
21 Февраля 2012г.
Ответить

Ассалам алейкум, братья и сестры мусульмане. Здравствуйте, братья и сестры по Адаму (а.с.). У меня проблема. Я уже 8 лет страдаю психическим недугом. У меня страхи, тревоги,переживания. Врачи поставили диагноз ОКР (обсессив-компульсивное расстройство). Вначале у меня был страх (ненормальный) совершить грех. Потом это перешло в страх заразиться чем-либо. Потом в страх, что не смогу отстоять свою честь и достоинсто и честь и достоинство своих родных и близких. Вобщем, это уже хронический недуг, но Аллах знает лучше. Не могу начать жить, как раньше. Перед всяким даже незначительным делом может в...
Читать дальше

Ибрагим
21 Февраля 2012г.
Ответить

Ассалам алейкум, братья и сестры мусульмане. Здравствуйте, братья и сестры по Адаму (а.с.).

Piligrim1102
30 Января 2011г.
Ответить

Вечный коммент: «Поистине, в теле есть кусок плоти, и когда он поврежден, все тело повреждено, и когда он здоров, все тело здорово. Воистину, это «к’альб» (сердце)» (аль-Бухари).

таджик
30 Января 2011г.
Ответить

xosia Чего только от таджиков не услышыш?. НУ ПРАВДУ ТОЧНО УСЛЫШЫШ.

muslimin
29 Января 2011г.
Ответить

Что вы на таджика напали???Ну да написал наверное то что не пологалось.И привел хадис который не достоверен.Чем писать про какие то сказки вы свои посты прочтите. ))) xosia, А что ты от таджиков слышал?? Не ставь себя умнее других.vampppp13, тебя тоже касается.таджик, Достоверность хадиса приведи. Муслим бухари тирмизи ахмад хамбал. Бошен бародарои Ахли джамаъатул муслимин.

xosia
29 Января 2011г.
Ответить

_QUOTEтаджик 23:25 - вчера
vampppp13 А ТЫ ЗНАЕШ ПРОРОКА СПРОСИЛИ ТЫ КОГДА НИБУТЬ ВИДЕЛ ЖАБРОИЛЯ.А ОБЫЧНО ЖАБРОИЛЬ ПРИХОДИЛ В ЛИЦЕ КОРОЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ У КОТОРОГО РАБОТАЛО 70 РОДСТВЕННИКОВ ПРОРОКА(с.а.в.).

Чего только от таджиков не услышишь....

таджик
28 Января 2011г.
Ответить

vampppp13 А ТЫ ЗНАЕШ ПРОРОКА СПРОСИЛИ ТЫ КОГДА НИБУТЬ ВИДЕЛ ЖАБРОИЛЯ В ОБЛИКЕ АНГЕЛА?.ОН СКАЗАЛ ДА 3 РАЗА ВСЕ ТРИ РАЗА Я ТЕРЯЛ СОЗНАНИЯ ПОТОМУ ЧТО ЗА ЕГО СПИНОЙ НЕ БЫЛО ВИДНО СОЛНЦА(ОГРОМНОГО РАЗМЕРА БЫЛО).А ОБЫЧНО ЖАБРОИЛЬ ПРИХОДИЛ В ЛИЦЕ КОРОЛЯ ТОГО ВРЕМЕНИ У КОТОРОГО РАБОТАЛО 70 РОДСТВЕННИКОВ ПРОРОКА(с.а.в.).

Pers
28 Января 2011г.
Ответить

Vampppp13 тут надо высказать мнение о статье, а не о таджиках. А насчет безнравственности вот что, в России ты можешь спать с кем хочешь и пить что хочешь и курить что хочешь, а государство гарантирует и охраняет свободу личности, которая все это делает. Очень подло с вашей стороны. Статья очень интересная. Спасибо

rsi
28 Января 2011г.
Ответить

чот не понятно? где сказки где нормальные люди? где леди?

TOJIK
28 Января 2011г.
Ответить

vampppp13,
_QUOTEмалограмотней,грязней и обладателем безнравственности как тоджик к сожалению не найти
ты бы сначало на себя посмотрел бы, прежде чем всю нацию таджиков грязью поливать.
чистоплотный нашелся...

vampppp13
28 Января 2011г.
Ответить

ты свои таджикские сказки оставь для таких же как ты--от таких как ты и страдают нормальные люди-тем более в нынешнее время тенденция такова,что малограмотней,грязней и обладателем безнравственности как тоджик к сожалению не найти

таджик
27 Января 2011г.
Ответить

МОГУ ЧУТЬ ОШИБИТСЯ 3 ГОДА НЕ БЫЛ ДОМА СООТВЕТСТВИННА 3 ГОДА КНИГ НЕ ЧИТАЛ.ОЛЛОХУ АЪЛАМ.ВОВРЕМЕНА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА(с.а.с).БЫЛА ОДНА ЖЕНШИНА СТРАДАЛА БОЛЕЗНЮ(ПРИПАДКА)ПРИШЛА К ЧЕЛОВЕКУ КОТОРЫЙ ДЕНЬ И НОЧ ПЕРЕЖИВАЛ ЗА СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ.И СКАЗАЛА Я СТРАДАЮ ТАКОЙТО БОЛЕЗНЮ ПРОРОК СКАЗАЛ ЕСЛИ ТЫ БУДЕШ ТЕРПЕТЬ ЭТО ТО АЛЛАХ ТЕБЯ НАГРАДИТ РАЯМ ЕСЛИ НЕ ХОЧИШ ТО Я ЗА ТЕБЯ ЗДЕЛАЮ ДУА И БОГ ТЕБЯ ИСЦЕЛИТ НО ТЫ МОЖЕТ БЫТЬ ЛИШИШСЯ РАЯ. ТО ЕСТЬ ВЫБЕРИ САМА ОНА СКАЗАЛА Я БУДУ ТЕРПЕТЬ. И ЕШО ВО ВРЕМЕНА ПОСЛАННИКА АЛЛАХА МУХАММАД (С.А.С.)УВИДЕЛ ОДНУ ЖЕНШИНУ ОНА БЫЛА ТОЛИ ТЁМНАЯ ТОЛИ КР...
Читать дальше

murillo
27 Января 2011г.
Ответить

отличная статья.А то наши недоброжелатели часто утверждают,что выдающихся мусульман раз-два и обчелся.А здесь столько новых имен,и каждый внес выдающийся вклад в науку.Спасибо автору!