Ислам в Греции: история и современность

Мечеть в цитадели греческого города Янина (Ioannina)

Мечеть в цитадели греческого города Янина (Ioannina)

Теги:

2
26 Декабря 2014г.

Несмотря на то, что современная Греческая Республика является страной, где большинство население формально или на практике исповедует православное христианство, исламский фактор играл и играет важную роль в истории и современной жизни этой страны. Начиная с XV века, территория нынешней Греции оказалась на передовой линии средневекового противостояния христианской и исламской цивилизаций, а с 1453 по 1829 год находилась в составе Османской империи.

Впрочем, в то время говорить только о противостоянии не приходится. С одной стороны, в османский период страна внешне все более приобретала мусульманский облик. Например, на всемирно известном афинском Акрополе, на развалинах языческого храма богини Афины сразу после входжения города в государство Османов была устроена мечеть с минаретом в юго-западной части. Мечеть, правда, была разрушена во время нападения венецианцев в 1667 году, однако минарет простоял вплоть до 1832 года.

Греческая составляющая «подпитывала» и турецко-мусульманскую сторону. Матерями многих турецких султанов были этнические гречанки. Среди известных исторических персонажей также есть мусульмане греческого происхождения. Это физик, астроном, химик, биолог и философ аль-Хазини (1115-1130); архитектор «старый Синан» ( не путать с известным турецким архитектором «новым» или просто Синаном, имевшим, возможно, также греческие, либо армянские корни); Ахмед Вефик паша (1823-1891 – турецкий государственный деятель, дипломат, два раза занимавший пост великого визиря и одновременно переводчик и драматург, основатель одного из первых современных театров в Турции. Этот список далеко не полон и может быть продолжен.

Волей исторических судеб исламский фактор в Греции всегда приобретал политическую окраску, поскольку был связан с сепаратистскими устремлениями греческих территорий, а позднее с непростыми отношениями, часто складывавшимися у Греции с Турцией и рядом других соседних стран.

В настоящий момент число мусульман в Греции по разным оценкам колеблется от 98 до 140 тыс. человек, а в провинции Западная Фракия на севере страны они составляют до трети населения. По этническому признаку греческих мусульман можно разделить на коренных жителей страны турецкого происхождения, болгар-мусульман («помаков»), исповедующих ислам цыган, мусульман – этнических греков, чьи предки приняли ислам в XVII-XVIII веках и, наконец, мусульман иммигрантов и их потомков, прибывших в страну за последние пять десятилетий.

В 1923 году, согласно Лозаннскому мирному договору, прекратившему состояние войны между Турцией и ведущими европейскими странами, произошел обмен населением между Турцией и Грецией. По условиям договора на территорию Греции переселялось полтора миллиона анатолийских греков, а в Турцию – полмиллиона греческих мусульман. Обе эти общины в ходе греко-турецких войн 1919-1922 гг. были вынуждены покинуть места постоянного проживания, став беженцами. В то же время мусульмане греческой Восточной Фракии, равно как и христиане, проживающие в Стамбуле, а также на островах Гокчеада и Бокчеада (Турция) были исключены из процесса обмена населением.

С конца 50-х годов начинается новая волна прихода мусульман в Грецию, связанная с экономической иммиграцией. Большинство иммигрантов было из Египта и других арабских стран. В последнее время к ним прибавились также албанцы из Албании, Косово и Македонии. В настоящее время число иммигрантов-мусульман оценивается в 200-500 тыс. человек.

Мусульманское меньшинство Греции представлено сегодня в парламенте двумя депутатами от левой партии ПАСОК (Всегреческое социалистическое движение ) – Четином Мандаджи и Ахметом Хаджиосманом. В местных органах власти и муниципалитетах сегодня работают 250 мусульманских депутатов и муниципальных советников. Существует общественное движение «Турецкое меньшинство за права человека и национальных меньшинств».

В стране преимущественно в провинции Фракия действует около 250 начальных и несколько средних школ, в которых преподавание ведется на греческом и турецком языках. В районах, где основное население составляют болгары-помаки, греческое правительство открыло школы с изучением Корана и исламских наук на турецком и арабском языках. Однако родной язык помаков, являющийся одним из диалектов славянского, не изучается ни на одном из уровней школьного образования. Действуют два медресе – одно в городе Комотини, другое – в Ксаниси, где проживают преимущественно помаки. Дипломы, выдаваемые этими заведениями, законодательно приравнены к аналогичным документам, выдаваемым православными семинариями.

Не следует однако думать, что ситуация мусульман в Греции беспроблемна. На общеевропейском фоне это скорее наоборот, уровень исламфобии и антимусульманских настроений в Греции можно даже назвать повышенным.

Хотя по вышеупомянутому Лозаннскому договору, мусульманам севера Греции гарантировались широкие религиозные и культурные права, включая возможность использования принципов шариата в семейных отношениях, управление имуществом религиозных организаций (вакф), выборы муфтия и т.п. Между тем, на практике эти меры не всегда соблюдались государством. Так, согласно закону от 1980 года, подтвержденному президентским указом 1990 года, управление имеющимися вакфами перешло в руки государственных органов. Также специальным решением правительства в 1990 году у греческой уммы было отобрано право избирать муфтиев, и отныне они назначались властями. Все это вызвало протесты последователей ислама на севере страны.

Мусульмане в последние годы часто становятся объектами насилия и провокаций со стороны праворадикальных кругов, особенно в этом смысле получила известность партия «Золотая заря» («Хрси Авги»),чью идеологию считают близкой к нацистской. Два крупнейших города страны, где сосредоточено значительное количество мусульман – Афины и Салоники, до сих пор не имеют официальных мечетей. Афины с полумиллионным мусульманским населением сегодня – единственная из европейских столиц, не имеющая мечети. Cтоличные мусульмане используют для поклонения 130 мест самого различного назначения. Автору этих строк пришлось, например, присутствовать на джума-намазе в переоборудованном под мечеть подземном гараже супермаркета, принадлежащего арабам. Совсем недавно правительство Греции выделило средства и участок земли для строительства дома поклонения мусульман (в значительной мере, исходя из необходимости не обострять отношения с соседней Турцией), однако реализация проекта продолжает наталкиваться на глухое и открытое сопротивление национал-радикалов и православной церкви страны.

Причин , породивших подобную ситуацию, видится несколько. Во-первых, это отягощенное историческое наследство взаимодействия с Турцией и турками, брутальная позиция греческой православной церкви (к которой принадлежит более 90% населения), методично внедряющей в массовое сознание идею о том, что только православный может считаться полноценным греком. Наконец, свою роль сыграл и экономический кризис последних двух-трех лет, резко маргинализовавший эту страну в рамках Европы. Кроме того, любой жесткий кризис подобного рода легко становится «питательным бульоном» для националистических и ксенофобских настроений в обществе.

Учитывая нынешнее усиление радикальных политических движений в исламе, а также сохраняющуюся неоднозначную экономическую ситуацию в Европе, вполне обоснованы опасения, что Греция может стать проблемной, а то и горячей точкой на карте всемирной исламофобии.

Исмаил Валерий Емельянов,
ИАЦ «Время и мир» для ИА IslamNews

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

PAPUN 28 Декабря 2014г.
Ответить

Вот Греция,на мой взгляд,действительно уникальная страна,в плане исторических реалий.,регулярно,на протяжении тысячелетий,она обновлялась,и выдавала на гора непостижимые вещи,типа;Древних архитектурных изваяний,и завоеваний Македонского.Ко всему прочему,Греция, на протяжении долгого периода времени имела тесные экономические и политические сношения с Кавказом и кавказцами.Вот к примеру,у нас в республике(КЧР),высоко,на одной из гор,стоит древний храм,по моему;Чудо архитектурного творения.Каждый раз проезжая мимо,я не перестаю удивляться тому,как без подъёмных кранов,цемента,соответствующего об...
Читать дальше

PAPUN 28 Декабря 2014г.
Ответить

Вот Греция,на мой взгляд,действительно уникальная страна,в плане исторических реалий.,регулярно,на протяжении тысячелетий,она обновлялась,и выдавала на гора непостижимые вещи,типа;Древних архитектурных изваяний,и завоеваний Македонского.Ко всему прочему,Греция, на протяжении долгого периода времени имела тесные экономические и политические сношения с Кавказом и кавказцами.Вот к примеру,у нас в республике(КЧР),высоко,на одной из гор,стоит древний храм,по моему;Чудо архитектурного творения.Каждый раз проезжая мимо,я не перестаю удивляться тому,как без подъёмных кранов,цемента,соответствующего об...
Читать дальше