Аль-Кудс-Иерусалим: проблема и мир

Много перепитий, в том числе и религиозных, пережил аль-Кудс-Иерусалим. Но визуальным символом города был и остается золотой купол мечети Куббат ас-Сахра

Много перепитий, в том числе и религиозных, пережил аль-Кудс-Иерусалим. Но визуальным символом города был и остается золотой купол мечети Куббат ас-Сахра

Теги:





0
13 Января 2014г. (11 Раби аль-авваль)
l

На минувшей неделе в процессе мирного урегулирования в Палестине произошло знаковое событие. Глава палестинской национальной администрации Махмуд Аббас публично объявил в Рамалле, что мира с Израилем без решения проблемы Иерусалима-аль-Кудс не будет. В унисон ему министр по делам аль-Кудс- Иерусалима Аднан аль-Хуссейни в интервью турецкому агентству Anadolu сказал, что вопрос об Аль-Кудс можно решить, если на переговорах прийти к решению (без уточнений и споров о каких-либо частностях) о том, что Святой город (точнее его западные и восточные части, соответственно) является столицей еврейского и арабского государств.



Если говорить в общем и целом, то этот факт свидетельствует об ужесточении палестинской позиции на мирных переговорах, что, по определению означает их переход в острокризисную фазу с пока непредсказуемыми последствиями. В этой ситуации, наверное, кому-то очень захочется утверждать, что вот, мол, палестинцы не хотят мира. Так ли это? Пусть на этот вопрос ответит краткая история иерусалимского вопроса в новейшее время (вплоть до наших нелегких дней), изложенная в этой статье.



Вот уже более тысячи лет? Иерусалим является городом трех мировых религий, и, наверное, основным центром притяжения для паломников со всего света. Но только относительно недавно Святой город стал предметом международной политики.



Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1947 г. № 181 (II) о разделе Палестины на еврейскую и арабскую территорию для Иерусалима предусматривала статус демилитаризованного образования, находящегося под контролем Совета по опеке ООН, который разрабатывает устав города и назначает губернатора. Предполагалось, что с учетом динамики развивающейся в Палестине ситуации через десять лет статус города будет пересмотрен. Кроме того, в части Иерусалима резолюция ООН носила очень предварительный и рекомендательный характер.



Впрочем, ситуация развивалась значительно быстрее, чем предполагали в ООН. Сразу же началось израильско-иорданское противостояние, закончившееся занятием Израилем западной, а Иорданией-восточной части города. Уже тогда, фактически была признана несостоятельность идеи о международном статусе Иерусалима и спецпосланник ООН граф Фольке Бернадотт 11 июня 1948 г. предложил конфликтующим сторонам вариант, предусматривающий, в частности, отказ от интернационализации Святого города и включение его в состав Трансиордании (тогдашнее название Иордании, включавшей в себя и территории Западного берега Иордана). Однако это предложение не было принято.



Год 1950-й ознаменовался закреплением контроля над Иерусалимом со стороны Израиля и Иордании. Но, если формулировки иорданского закона об аль-Кудс были достаточно «мягкими»: город объявлялся «второй столицей Иордании» и, также, не отрицалось создание палестинского государства, то Израиль жестко объявил Иерусалим своей столицей. С тех пор все правительственные и государственные учреждения Израиля находятся в Иерусалиме (за исключением министерства обороны, остающегося в Тель-Авиве). Обратим также внимание на цепочку дат: Израиль формально объявляет Иерусалим столицей 5 декабря 1949 г. 13 декабря парламент Иордании принимает закон о присоединении Палестины и Иерусалима. И только в апреле 1950 г. появляется та самая формулировка в законе о «второй столице Иордании». Таким образом, шаги Аммана – всего лишь адекватный ответ на действия Израиля. ООН в 50-х еще делала попытки «разрулить» иерусалимский вопрос», но безуспешно. Характерно, что в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН отменила прежнее решение о выделении средств на установление международного режима в Иерусалиме, что означало фактический отказ от реализации этой идеи.



В ходе т«шестидневной войны» 1967 г., Израиль оккупировал палестинские земли и Восточный Иерусалим. Эта оккупация была закреплена в т.н. «основном законе» от 30 июля 1980 г. (в Израиле нет Конституции, ее заменяют т.н. «основные законы» несистематически издаваемые по ключевым вопросам государственной жизни и устройства), объявляющим Иерусалим «единой и неделимой столицей Израиля». Этот закон был дружно принят израильским парламентом и столь же дружно отвергнут мировым сообществом. Резолюция № 51/27 Генассамблеи ООН гласит: «решение Израиля навязать священному городу Иерусалиму свои законы, юрисдикцию и администрацию является незаконным, и, следовательно, недействительным и не имеющим никакой юридической силы».



За последние 30 лет , в той или иной мере, иерусалимский вопрос возникал в той или иной мере в процессе палестино-израильских взаимоотношениях. Наиболее близко переговорщики приблизились к решению проблемы в 2000 г. Группа экспертов, назначенных тогдашним премьер-министром Израиля Эхудом Бараком, пришла к выводу, что Иерусалим следует признать разделенным городом, поскольку ни одна из целей, поставленных Израилем по интеграции города, так и не была достигнута. Опросы общественного мнения также показывали, что до 70% израильтян считают Иерусалим, по-прежнему, разделенным городом, а 56% готовы согласиться с этим разделением. Решить проблему помешали «детали», в которых, как всем известно, главная «помеха»: не удалось договориться по модели разделения сакрального пространства вакфа аль-Акса (Храмовой горы) между иудеями и мусульманами.



Каков в настоящее время расклад позиций основных игроков на палестинском поле? ООП в 2002 г. провозгласило создание Государства Палестина со столицей в Восточном Иерусалиме, включающем также «аль-Харам аш-Шариф» и святыни Старого города. Там же указывалось на необходимость обеспечения свободного доступа к святыням города и отсутствия каких-бы то ни было разделителей Это решение признали Россия и Китай. Официальные позиции ООН, ЕС, США и Великобритании можно свести к следующему- официально признается еще резолюция 1947 г о «международной самоуправляемой единице» (corpus separatum), но оговаривается, что с учетом необходимости установления мира в Палестине приветствуется решение по формуле «одна столица для двух государств».



Такова история. А теперь о самом главном: как она отражается на нынешнем этапе палестино-израильского процесса, и почему постановка иерусалимского вопроса может привести нынешние переговоры в кризисную стадию? Прежде всего отметим, что в наше время одни из главных постулатов палестинского мирного процесса суть следующие: политико-территориальная ситуация до 1967 г (статус-кво), как отправная точка и цель переговорного процесса, а также выведение вопроса о Иерусалиме «за скобки», пока не будет решена проблема беженцев и территориального размежевания. Кстати, именно такой подход России к данному вопросу озвучил еще в 2011 г. и потом не однократно повторял глава российского МИД Сергей Лавров. На этих основах проходил и нынешний этап палестинского процесса, сосредоточившегося в первую очередь на вопросе о беженцах и поселенческой активности. Но, как только к руководству дипломатией Израиля, вернулись крайние израильские националисты (конечно же,из «бывших наших») типа Авигдора Либермана и Зеэва Элькина, в переговорном процессе возникла явная турбулентность. Озвучиваются предложения о признании Палестиной «еврейского характера государства» Израиль» (что по умолчанию подразумевает отказ от возвращения беженцев в их родные места , оказавшиеся на территории Израиля), о том, что в договоренности не должно быть отсылки к границам 1967 года (что означает удар по принципиальной основе переговоров,и, следовательно их торпедирование). Ну и, наконец, законопроект израильских парламентариев, фактически легализующий аннексию ряда территорий на Западном берегу Иордана на фоне продолжающихся мирных переговоров. Какую же реакцию, по законам дипломатического жанра, должны были вызвать подобные «израильские инициативы» со стороны Палестины. Только озвучивание не менее адекватных и принципиальных требований. Что и было сделано, и об этом написано в первых строчках данной статьи.



Станет ли, наконец, Иерусалим городом мира и столицей двух государств Палестины-земли мира? Ответ на этот вопрос, наверное, мы получим не скоро. Но можно ожидать скорого определения того, каким курсом поплывет дальше корабль палестинского урегулирования. А на данном этапе, с учетом складывающейся ситуации, это, в-первую очередь, зависит от дипломатического искусства и навыков посредника на переговорах.



Автор: Исмаил Валерий Емельянов, историк

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика