Международный скандал, спровоцированный публикацией карикатур на пророка Мухаммада датским изданием Jyllands-Posten, получил неожиданное продолжение на территории России. Глубоко оскорбительное для мусульман изображение основоположника ислама в образе террориста появилось на страницах журнала «Русский Newsweek» (в номере 40 за 29 сентября – 5 октября 2008 года).
Напомним, что публикация карикатур на пророка в датской прессе спровоцировала политическую напряженность не только в самой Дании, но и за ее пределами. Массовые демонстрации протеста прокатились по всему миру; в Сирии, Ливане, Иране, Турции посольства Дании подверглись нападениям. В некоторых странах конфликт зашел еще дальше – правительства Сирии и Ирана отозвали своих послов из Копенгагена, а представители министерства транспорта Ирака заявили о разрыве контрактов со всеми датскими компаниями. Продукция датского производства по-прежнему бойкотируется во многих уголках исламского мира.
Публикацию карикатур осудило руководство практически всех стран мира: Соединенных Штатов, России, Ватикана, и пр. Президент Владимир Путин назвал публикацию издевательских рисунков провокацией. «Мы сожалеем обо всем том, что сейчас происходит в мире на почве религиозной конфронтации, – заявил Путин в интервью испанским СМИ. – Больше того, я считаю, что любые провокации в этой сфере абсолютно недопустимы. Перед тем, как что-то опубликовать, что-то сделать или нарисовать, нужно сто раз подумать».
«Мы осуждаем карикатуры подобного рода, – добавил тогдашний президент России, – которые вносят дополнительный раскол между конфессиями, которые оскорбляют чувства верующих, провоцируют их».
На этом фоне перепечатка скандальных карикатур журналом «Русский Newsweek» выглядит как попытка повторить датский сценарий, втянуть нашу страну в конфронтацию с исламским миром.
О провокационном характере акции «Ньюсуика» говорит и опубликованный в вышеуказанном номере материал под названием «Кто с мечетью к нам придет», к которому собственно и прилагались оскорбляющие верующих изображения. Cудя по перечню авторов (а таковых шесть человек), сей шедевр, что называется, лепили всем миром. В статье проводится крайне опасное в условиях поли-конфессионального и многонационального общества искусственное противопоставление цивилизаций (в данном случае европейской и мусульманской).
Налицо попытка журнала вызвать негативное отношение к образу жизни и религиозной практике мусульман. Так, говоря о запрещенном в Германии мероприятии под названием «антиисламский конгресс», которое не так давно намеревались провести европейские радикалы, выступающие против строительства мечетей, авторы статьи подчеркивают:
«Дело, конечно, не в мечети, а в тех, для кого она строится. Можно сказать, что собравшиеся пытались защитить «исторический облик Европы» – разумеется, как они его понимают».
Далее в статье приводится откровенно исламофобское высказывание представителя ультрарадикального движения «За Кёльн», некоего Маркуса Байзихта, ставящее под сомнение саму возможность сосуществования представителей различных цивилизаций. Приведенная цитата представляет естественное различие религиозной традиции и практики христианства и ислама как мотив для конфронтации двух мировых религий:
«Заигрывание Европы с иммигрантами-мусульманами привело к образованию параллельного общества, не разделяющего наши традиционные ценности и мировоззрение. Те люди, которые сегодня боятся открыто нас поддержать, не понимают, что буквально через 2-3 года они будут просыпаться под призывы к молитве с гигантских минаретов».
Далее в материале прослеживается намерение дискредитировать политкоррекность как базовый принцип демократического общества:
«Политкорректность европейского большинства, которое выступает за мирное сосуществование двух цивилизаций на их континенте, тоже не всегда выглядит эффективным решением проблемы».
Само существование мусульманской общины в европейской среде преподносится авторами как «проблема». Для обоснования этого деструктивного тезиса спекулятивно проводится прямая связь между исламом, исламской цивилизацией и единичными фактами (причем недоказанными) нарушения закона отдельными личностями:
«А проблема налицо: в том же аэропорту Кёльна в минувшую пятницу задержали двух сомалийцев по подозрению, что они смертники».
Заметно, что авторы статьи сочувствуют нацистскому по своей сути мероприятию, каковым является упомянутый выше «антиисламский конгресс», и открыто сожалеют, что ему не суждено было состояться. Справедливое осуждение большей частью немецкого и европейского общества исламофобской акции нацистов преподносится в статье не иначе как кампания по его «дискредитации»!
Участники «конгресса», лица профашистской, по сути, ориентации, де-факто разжигающие религиозную вражду, провоцирующие раскол общества по конфессиональному признаку, выставляются в качестве жертв, а их оппоненты, напротив, преподносятся в роли гонителей, тиранов, радикалов. Как трогательно, скажем, звучит такой пассаж: «Речной кораблик «Моби Дик», на котором должна была состояться конференция Pro Köln (За Кёльн), забросали булыжниками. Из полсотни журналистов на борт успели подняться не больше десятка – «Моби Дику» пришлось срочно отчаливать. (Кстати, о достоверности инцидента с булыжниками – автору этих строк не удалось обнаружить упоминания о нем ни в одном источнике).
В качестве безобидной жертвы представлен скандальный итальянский политик Марио Боргезио, выступающий за превращение иммигрантов в людей второго сорта:
«Одним из немногих европейских политиков, которому удалось сказать несколько слов, был 61-летний юрист Марио Боргезио… «Да здравствует христианская Европа! Европа никогда не будет мусульманской» – не успел итальянец закончить последнюю фразу, как леворадикалы прорвали полицейский кордон, и началась потасовка». (Достоверность этого факта также не удалось проверить. – А.Ш.).
Уместно обратить внимание на то, что господин Боргезио, чьи ксенофобские призывы названы в статье «гласом вопиющего», в 2005 году был осужден за незаконное применение оружия: он открыл огонь по бездомным, ночевавшим под одним из туринских мостов.
Помимо карикатуры рассматриваемый номер журнала изобилует уничижительными для верующих коллажами – например, карта Европы представлена на фоне «заднего плана» из людей, склонившихся в поклоне во время молитвы, а изображение женщин, одетых в мусульманскую одежду, авторы ничтоже сумняшеся поместили рядом с видами полуголых дискотечных тусовщиц.
После прочтения и просмотра номера у простого читателя, неискушенного в тонкостях и приемах оболванивания, которые, судя по всему, в совершенстве освоили журналисты издания во главе с и.о. главного редактора Михаилом Фишманом, может возникнуть двуединое чувство: «сочувствие» к откровенным нацистам и болезненная фобия к исламу, который является одной из традиционных конфессий России. Нетрудно догадаться, чем это может грозить России, на территории которой проживает многомиллионная мусульманская община. Остается лишь надеяться, что опасениям Владимира Путина, связанным с возможными последствиями такого рода провокаций, не суждено будет оправдаться, несмотря на все старания журналистского коллектива «Русского Ньюсуика».
Войти с помощью: