Array ( )
Чем Сулим Ямадаев отличался от Дмитрия Донского - IslamNews

Чем Сулим Ямадаев отличался от Дмитрия Донского

Борцы с сепаратизмом Сулим Ямадаев и Дмитрий Донской

Борцы с сепаратизмом Сулим Ямадаев и Дмитрий Донской

Теги:




2
27 Сентября 2010г.

Бескрайние просторы Восточной Европы. Некогда мощное государство погрязло во внутренних междоусобицах и дрязгах. В стране идут гражданские войны – брат на брата, отец на сына. Воюют все против всех и непонятно за что. Цивилизация разваливается, уступая место тотальному варварству. Носители городской культуры – ученые, поэты, деловые люди сотнями эмигрируют из страны, их место занимают малообразованные, энергичные, алчные выходцы с окраин… Но наряду с центробежными процессами начинается и медленный процесс обратного собирания земель.

И тогда один из лидеров решает отделить часть страны. Собрав большое войско, в составе которого присутствуют иностранные наемники, он предпринимает поход на одну из частей страны, которая еще верна центру. В противовес ему, повинуясь воле законно избранного правительства и соображениям собственной безопасности, собирается ополчение из местного населения провинций, которые он может захватить, усиленное военспецами имперской армии. В кровавой войне и ценой колоссальных потерь колониальные войска вырывают победу у сепаратиста…

Что это? Поход Басаева на Дагестан в 1999 году, отраженный дагестанскими ополченцами? Нет, хотя и очень похоже. Действия батальонов ГРУ Генштаба «Запад» и «Восток» против воинских формирований Ичкерии? Нет, не то время, не те лица, да и регион посевернее будет. В предыдущем абзаце было приведено краткое описание подоплеки знаменитой Куликовской битвы. Сепаратиста, упоминаемого в тексте, звали не генерал Дудаев, а генерал (темник) Мамай. Государство – Золотая Орда, а командовал верными центральному правительству войсками не кто иной, как московский князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским (между прочим, не все историки поддерживают версию, что именно за эту битву).



Лидер сепаратистов генерал Мамай

В самом деле, великое государство Золотую Орду после смерти хана Джанибека (правил в 1342-1358 гг.) поразило великое бедствие – вслед за чумой пришла гражданская война. Массовое вымирание городского населения сопровождалось кризисом власти. Кочевые кланы, некогда отодвинутые на периферию государства и устраненные от управления, заняли место купцов и ремесленников богатых городов. В стране полыхали гражданские войны. За 20 лет сменилось 25 ханов. Вся реальная власть принадлежала временщикам – людям умным, хватким и … случайным. Одним из самых мощных временщиков был темник (генерал) Мамай. Происходя из рода Мангыт, он не имел права занять трон, хотя и был ханским зятем. Огромные ум, опыт, честолюбие не давали ему смириться со своим положением, и он фактически правил через подставных лиц – слабых и безвольных, но имевших право престолонаследия. Такое положение устроило бы его и в дальнейшем, но все повернулось по-другому.

К власти пришел правитель сильный, мощный, обладающий прекрасной поддержкой, и не терпящий конкуренции – Тохтамыш. Сначала он при помощи своего родственника Тимура подчинил восточную часть страны, а к указанным событиям и столичный регион – Нижнее Поволжье. Мамаю просто ничего не оставалось делать, кроме как уйти в эмиграцию или отделить себе часть государства. Сперва он попытался сделать второе. Понятно, что Тохтамышу этот поворот был не по душе, и он отдал приказ своим верным вассалам, среди которых самым сильным и лояльным по отношению к его, ханской власти, был великий князь Дмитрий, разгромить наглого временщика, решившего заняться сепаратизмом. Впрочем, этот шаг был в интересах и самого Дмитрия, ведь отделение Руси от Орды вероятно означало бы уничтожение местных элит (обычная практика того времени). А здесь еще и разрешение дали (ничего тебе за это не будет), и военспецов подкинули. Сепаратист генерал Мамай был разгромлен, после чего эмигрировал за пределы страны, где и погиб. Между прочим, другой великий князь Иван Грозный весьма гордился своим происхождением от его потомков (его мать Елена Глинская происходила от одного из сыновей Мамая), и факт этот как-то не сходится с легендой о «всеобщей ненависти к разорителю земли Русской».

Еще более интересна дальнейшая история одного из героев нашего рассказа, а именно московского великого князя Дмитрия (великий князь имел в подчинении других, простых князей, должность эту в буквальном смысле получал из рук хана, а для надзора ему полагалось ханское подворье – нечто вроде аппарата полномочного представителя президента). То ли неимоверно напрягшись при выполнении правительственного задания, то ли решив, что ему теперь все можно (как же – самого ханского зятя разгромил), он совершил самое страшное с точки зрения американского правосудия преступления – не заплатил налоги. И так он закон преступал целых два года, после чего терпение хана лопнуло (князь, конечно, герой, но пора и совесть заиметь), и пришлось ему совершить рейд с налоговой проверкой прямо в великокняжескую столицу – Москву. Ветеран Куликовской битвы «ушел на север» (без кавычек), и Тохтамыш показал злостному неплательщику налогов, кто в стране хозяин, а заодно и город сжег, чтобы впредь было неповадно преступничать.

После этих событий все вернулось на круги своя, и продолжалось вплоть до полного развала государственной власти в Орде. Впрочем, последующие события отношения к Куликовской битве никакого не имеют. Дмитрий Иванович Донскойспокойно дожил до конца своих дней – все-таки ордынская политическая культура была достаточно высокой. А вот, например, командир батальона «Восток» Сулим Ямадаев эмигрировал туда, где «злая пуля осетина его во мраке догнала». Сам же Тохтамыш не выдержал противоборства с Едигеем и своим бывшим покровителем Тимуром. Но это уже опять же другая история.



Батальон "Восток" – современный аналог рати Дмитрия Донского

Так что, празднуя Куликовскую битву, мы отмечаем победу центральной власти над сепаратизмом, но никак не «русского оружия над татарским», и уж тем более не «креста над полумесяцем». А в противном случае мы не сможем объяснить ни произошедшую через полвека Белевщину, ни почему стояние на Угре было ровно через 100 лет после битвы на поле Куликовом. А исследования конфессионального состава войск ясно показывают, что в противоборствующих армиях воевали как мусульмане, так и христиане.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

казах 29 Октября 2010г.
Ответить

Статья о бороде! Бородой они отличаются на фотографии! А все остальное похоже - военная форма своего времени.

tibag777 01 Октября 2010г.
Ответить

Да простит меня автор, но статья ни о чем.

Контекстные материалы