Д. Хачилаев назвал салафитов «легальной оппозицией»

Джабраил Хачилаев рассказал о попытках власти установить диалог с наиболее радикально настроенной частью молодых мусульман в Республике Дагестан.

Джабраил Хачилаев рассказал о попытках власти установить диалог с наиболее радикально настроенной частью молодых мусульман в Республике Дагестан.

Теги:






6
05 Сентября 2011г. (06 Шавваль)
По словам дагестанского общественного деятеля, главы представительства Российского фонда мира в Дагестане, депутата районного совета Джабраила Хачилаева – диалог с салафитами, начавшийся в последнее время, вынужденная мера, которая происходит из-за интенсивного процесса возрождения ислама как политического фактора во всём мире. Эксперт отметил, что государству уже давно пора отойти от двойных стандартов и с таким же рвением общаться и с салафитами, с каким власть общается с представителями "официального духовенства" в лице ДУМД. От этого выиграют все стороны диалога.



Накануне Джабраил Хачилаев дал интервью «Голосу Америки». Islamnews приводит текст без сокращений.

Автор материала, известный на Кавказе журналист Фатима Тлисова напоминает примечательные биографические факты героя интервью: Джабраил – единственный оставшийся в живых из четверых братьев Хачилаевых, приобретших широкую известность в 1998 году в связи с захватом здания правительства Дагестана. Как в республике, так и в Москве политическая роль братьев Хачилаевых вызывает неоднозначные оценки. По сведениям генеральной прокуратуры РФ, Хачилаевы были тесно связаны с чеченскими сепаратистами и поддержали Шамиля Басаева в походе на Дагестан. Старший из братьев – Магомед Хачилаев – вплоть до убийства в 2000 году оставался лидером лакского этнического движения в Дагестане. Надиршах Хачилаев в разное время возглавлял Союз мусульман России, был депутатом госдумы РФ, впоследствии был лишен депутатской неприкосновенности и арестован по обвинению в организации вооруженных беспорядков, а затем оправдан и освобожден. В 2003 году он был убит неизвестными – вскоре после победы на выборах в народное собрание Дагестана.



Несмотря на то, что Джабраил Хачилаев длительное время не принимал открытого участия в политической и общественной жизни Дагестана, по мнению экспертов «Голоса Америки», он по-прежнему обладает влиянием как среди бизнес-элиты Дагестана, так и в среде мусульманской молодежи. Кроме того, Хачилаев остается одной из самых влиятельных фигур в лакском этническом сегменте.



Фатима Тлисова: Легализация салафитской ветви ислама в Дагестане – насколько это необходимо для решения проблемы радикализации мусульман в республике?



Джабраил Хачилаев: Вопрос поставлен некорректно. Вы сказали о «салафитской ветви» ислама. Ислам един: он такой, каким его донес до нас Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Отождествление «салафитской ветви» ислама с «радикальными мусульманами» – это бессодержательная игра псевдотерминами. Ислам никогда не был чем-то новым и тем более радикальным для Дагестана. Легализация – тоже некорректное слово. Мы, мусульмане, достаточно комфортно чувствуем себя здесь. Большинство мусульман достаточно лояльно и мирно, в русле сложившейся ситуации и реалий, живут, работают… Я бы сказал, что речь идет именно о диалоге. Да, с приходом новой команды в руководство республикой, власть, наконец, стала общаться с лидерами, как их называют, салафитских общин. То есть той части мусульман, которая сейчас, по сути, представляет собой наиболее активную, действующую в рамках российского правового поля группу. Я бы сказал, что они есть оппозиция власти.



Ф.Т.: Оппозиция в дагестанском варианте – физический отстрел представителей власти? Вы говорите о мирных салафитских общинах, но ведь новости из вашей республики напоминают сводку с театра военных действий.



Д.Х.: Я не хочу говорить об этом. Нельзя забывать, что по-прежнему нарушаются элементарные права мусульман. Вводятся непонятные режимы КТО, когда во время пятничного намаза силовики окружают целые села, врываются в мечети, хватают ребят и забирают их в ОВД. Власти неустанно ратуют об инвестиционном климате, но в то же время проводятся эти неадекватные спецоперации, когда разрушают целые дома, наносится большой ущерб людям, зданиям. Подобные спецоперации только внушают людям чувство безысходности и негативно сказываются на инвестиционном имидже. Сейчас не министерство по делам инвестиций формирует инвестиционный климат, а МВД, ФСБ, пограничники, таможня… Когда вы въезжаете на территорию Дагестана, кого вы встречаете первыми? Сотрудников таможни, миграционной службы, полицейских. Коррумпированные сотрудники этих структур и есть главное препятствие на пути инвестиций в республику.



Ф.Т.: И все же о диалоге с салафитами – зачем и кому он нужен?



Д.Х.: Я думаю, что диалог с салафитами – вынужденная мера, которая происходит из-за интенсивного процесса возрождения ислама как политического фактора во всем мире. Что касается локального уровня, то государству уже давно пора отойти от двойных стандартов и с таким же рвением общаться и с салафитами, с каким власть общается с представителями официального духовенства в лице ДУМД. От этого выиграют все стороны диалога.



Ф.Т.: Насколько вовлечен в эти процессы федеральный центр, кем он представлен, и каким влиянием пользуются люди, участвующие в процессе с дагестанской стороны?



Д.Х.: Я думаю, в значительной степени это инициатива Кремля, подхваченная руководителями республики. Очевидно, что от федерального центра функции модераторов взяли на себя Максим Шевченко и ряд других известных общественников. Они создают площадки для диалога. Можно их поблагодарить за это. В Дагестане функцию модераторов реализуют Аббас Кебедов, и в какой-то степени Сулейман Уладиев. Кебедов – человек, достаточно подкованный в вопросах религии, хорошо чувствующий политическую конъюнктуру всего Кавказа. И я думаю, власти нужно серьезно с ним работать. Хотя я полагаю, что дело не в модераторах как таковых, а в элементарном соблюдении властью норм права, заложенных в конституции. И вообще я бы призвал перестать бояться слов «джамаат», «шариат». Это обычные слова, заимствованные из арабского языка, и если кому-то во власти они режут слух, то миллионы мусульман от этого страдать не должны. Министр ВД Дагестана Абдурашид Магомедов ввел для сотрудников МВД курс лекций по основам ислама. Такие действия служат стабилизации и сближению населения и власти. При встрече один на один сотрудники полиции говорят, что они мусульмане и разделяют ценности ислама.



Ф.Т.: Но опять же – согласно сводкам МВД, именно сотрудники полиции оказываются чаще всего под пулями этой самой «салафитской оппозиции»...



Д.Х.: В селении Советское, как рассказывают очевидцы, полицейские заходили в мечеть в сапогах. Полицейские – наделенные властью и оружием люди, они априори находятся в позиции сильного относительно простого гражданина, и тем более – простого мусульманина. Если прихожане мечетей нарушают российское законодательство – примените к ним закон. А такими методами работы сама полиция ставит под сомнение российскую государственность. Ни один униженный дагестанец не захочет жить с клеймом, ему лучше умереть. Кругом взятки, казнокрадство, с детского сада детей втягивают в процесс коррупции. Власть подает им вот такой пример. А те, кто отказывается подстраиваться под эти нечестивые правила, находят смысл жизни в исламе.



Ф.Т.: Эксперты «Голоса Америки» в предыдущей статье на эту тему говорили о том, что Дагестан фактически находится на пути отделения от России. Что вы думаете на этот счет?



Д.Х.: Нам бы хотелось видеть, что руководство федеральных структур и президент страны так же любят Дагестан, как и Новгородскую область, Краснодарский край, Хабаровский край. На днях я летел из Сочи в Дагестан. Так как прямого рейса нет, летел через Москву, Домодедово. Девушка в пункте регистрации транзитной зоны, узнав, что я лечу в Дагестан, мне объясняет: мы обслуживаем только внутренние рейсы... Вы, что, говорю, географию не проходили? Потом уже, покопавшись у себя в компьютере, она признала ошибку. Чтобы такие казусы не происходили, надо интегрироваться более масштабно, более грамотно. Надо вообще федеральной власти доверять местным кадрам, а то присылают к нам «варягов» на руководящие должности в силовых органах. Не может у президента и у дагестанцев из числа руководящего состава не возникнуть внутреннее неприятие: раз мы россияне – происходит диссонанс, который никак не служит стабилизации взаимоотношений – центра с регионом в целом, а не только с «салафитами» и «радикальными мусульманами». Это на местном уровне, а на федеральном, как мне видится, нет механизмов продвижения интересов мусульман. Есть отдельные островки, такие, например, как Союз мусульман России, который имеет определенный опыт контактов и на федеральном, и на международном уровне, опыт миротворческих миссий. Могу предположить, что Союз мусульман России мог бы послужить площадкой для реализации широкомасштабного диалога о перспективах мусульман России.



Ф.Т.: Диалог этот по объективным причинам еще очень хрупок: продолжается насилие с обеих сторон, и остается глубокое недоверие между обществом и властью. Какие еще факторы, на ваш взгляд, мешают этому процессу?



Д.Х.: Диалог, о котором мы с вами ведем речь, несколько деперсонализирован. Вы употребили слово «модераторы». Модераторы – это те, кто выстраивает дискуссию, направляет ее. Но в целом широкой публике неизвестно, кто именно ведет диалог, с кем именно «модерируют» диалог Шевченко, Сванидзе, Лукин и другие. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что проблемы назрели не на уровне личностей, а на уровне институтов. Нужно создавать институты, механизмы встраивания интересов мусульман России в политическую мозаику страны. Это и есть реальный диалог. Я готов, имея небольшой опыт, делиться им со всеми участниками этого диалога, понимаемого шире, чем просто «круглые столы».



Ф.Т.: По мнению все тех же экспертов, на Северном Кавказе Кремль предпочитает опираться на им же назначенных представителей власти. Насколько устойчив авторитет этих людей на местах – в частности, в вашей республике?



Д.Х.: Если исходить из многовековой традиции «кнута и пряника», то Россия должна понимать, что этот метод управления Кавказом себя изжил. Кавказ научен горьким опытом. А горький опыт – опыт незабываемый. Сама активизация исламского возрождения на Кавказе и есть ответ на эту политику по имперскому принципу «Разделяй и властвуй!». И теперь федеральный центр оказался перед оскорбительным для нормального, демократического государства выбором: убивать «радикальных мусульман», то есть тех, кто уже воюет против этого государства, не признавая его для себя легальным, или договариваться. Пока хотя бы с теми, кто не воюет.



Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

абдАллах 05 Сентября 2011г.
Ответить

Если салафиты- легальная оппозиция, то какая группа является не легальной, а соответственно, более серьезной угрозой для этого куфарского государства?

Абу Ханифа 05 Сентября 2011г.
Ответить

Cameron Doni, если то что ты говоришь Истина, а в этом сомневаться нет причин, То необходимо понять: это ИСПЫТАНИЕ ВЕРУЮЩИХ!!! Испытание как на Сабр - Терпение, так и на следование СУННЕ Пророка(с.а.с)! АЛЛАХ Милостивый не дает Испытаний, которые выше наших возможностей! АЛЬХАМДУЛИЛЛЯ! Пусть Братья проявят Сабр и небудут давать повод для угнетения, НЕЛЬЗЯ проливать кровь, что бы следом не пострадали остальные Братья и Сестры!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Порой Труднее УДЕРЖАТЬСЯ, чем войти в конфликт! Ведь, зная нашу слабость сегодня, нас к этому и толкают!!! Что...
Читать дальше

Cameron Doni 05 Сентября 2011г.
Ответить

ВНИМАНИЕ!! все кто нехочет получить кавказ в башкирии! все кто хочет спокойно жить и не боятся за свою жизнь помогите мусульманам баймака преодлеть несправедливость! МУсульман осознано толкают в леса определёные силы из числа ФСБ! Эти ребята мирные но их провоцируют наберите в http://www.youtube.com/watch?v=St9a3II2xo0&feature=player_embedded

абдАллах 05 Сентября 2011г.
Ответить

Если салафиты- легальная оппозиция, то какая группа является не легальной, а соответственно, более серьезной угрозой для этого куфарского государства?

Абу Ханифа 05 Сентября 2011г.
Ответить

Cameron Doni, если то что ты говоришь Истина, а в этом сомневаться нет причин, То необходимо понять: это ИСПЫТАНИЕ ВЕРУЮЩИХ!!! Испытание как на Сабр - Терпение, так и на следование СУННЕ Пророка(с.а.с)! АЛЛАХ Милостивый не дает Испытаний, которые выше наших возможностей! АЛЬХАМДУЛИЛЛЯ! Пусть Братья проявят Сабр и небудут давать повод для угнетения, НЕЛЬЗЯ проливать кровь, что бы следом не пострадали остальные Братья и Сестры!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Порой Труднее УДЕРЖАТЬСЯ, чем войти в конфликт! Ведь, зная нашу слабость сегодня, нас к этому и толкают!!! Что...
Читать дальше

Cameron Doni 05 Сентября 2011г.
Ответить

ВНИМАНИЕ!! все кто нехочет получить кавказ в башкирии! все кто хочет спокойно жить и не боятся за свою жизнь помогите мусульманам баймака преодлеть несправедливость! МУсульман осознано толкают в леса определёные силы из числа ФСБ! Эти ребята мирные но их провоцируют наберите в http://www.youtube.com/watch?v=St9a3II2xo0&feature=player_embedded

Яндекс.Метрика