Экономические взгляды Ибн Халдуна

news-JPXt4Sb6kb
Особое место в ряду мусульманских экономистов средневековья принадлежит первому в мире социологу, ученому-энциклопедисту ‘Абд ар-Рахману Ибн Мухаммаду Ибн Халдуну ал-Хадрами (1332–1406). Самой крупной работой Ибн Халдуна является «Большая история», или «Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» («Китаб ал-‘ибар…»). Однако большую известность приобрело не само указанное сочинение в целом, а «Введение» («Мукаддима») к нему, где на основе экономических взглядов рассматривается родоплеменная организация кочевых и оседлых бедуинских племен, содержится информация о социально-экономической жизни эпохи, в которую жил Ибн Халдун.

После смерти Ибн Халдуна «Мукаддима» оказалась временно забытой, и только спустя почти пять веков на нее обратили внимание исследователи. Долгое время оставалось в тени и имя самого Ибн Халдуна, хотя по мнению ряда исследователей (в том числе и западных), этот великий ученый, заложивший краеугольные камни в основание современной экономической теории, не меньше, чем Адам Смит заслуживает право называться «отцом экономики». Так, известный американский экономист и социолог Й. Шумпетер, считающий Адама Смита одним из величайших философов, внесшим неоценимый вклад в экономическую науку, признает, что «в области экономической мысли Ибн Халдун был даже более оригинален, чем Адам Смит, хотя он и опирался на переработанные им идеи предшественников – такие, как разделение труда в “идеальном” государстве Платона, анализ сущности и природы денег у Аристотеля, идеи Тахира ибн ал-Хусайна об управлении государством».



У Ибн Халдуна много ценных выводов и соображений по экономическим вопросам, – при этом важно, что многие вещи он вывел умозрительно. Одним из главных достоинств Ибн Халдуна как экономиста является то, что он впервые высказал мысль о прогрессивном развитии общества, независимо от каких-либо внешних воздействий. В основу взглядов Ибн Халдуна на ход исторического процесса положена не эволюция политического строя, а эволюция форм хозяйства – от кочевого быта к городской жизни. Внутренним источником развития общества ученый считал трудовую деятельность людей.



Ибн Халдун так же, как и его предшественники, рассматривал экономические вопросы в контексте других проблем, используя междисциплинарный подход. Большое внимание ученый уделял географическому фактору и его влиянию на экономическую активность людей при добывании ими средств к существованию. В этом его сходство с представителями концепции географического детерминизма (Ш.-Л. Монтескье, Р. Элизе, и др.). Ибн Халдун полагал, что в зависимости от того, какие возможности предоставляет географическая среда человеку, развиваются его потребности, – сначала в пище, жилье, а по мере их удовлетворения – духовные запросы в сфере науки, искусства. Таким образом, у человека, который живет в умеренном климате, климат стимулирует стремление к труду, а у тех, кто проживает вне данного пояса (к северу и к югу), такой стимул соответственно ослабевает.



Однако в каком бы климате человек не проживал, он не может выжить и добыть средства к существованию в одиночку. «Человеку необходима во всем помощь ему подобных; если не будет такой взаимной помощи, то человек не сможет добыть себе пропитание, и не сможет жить, ибо Бог предопределил ему необходимость в пище для жизни. Ему без оружия не удастся защитить свою жизнь. Его растерзают звери, и настигнет его преждевременная гибель, и прекратится род человеческий. А если существует взаимная помощь, то добудет он пищу для пропитания и орудие для защиты. Тогда исполнится мудрое предначертание Аллаха о существовании человека и сохранении рода его. Таким образом, это объединение необходимо для рода человеческого» .



Вместе с тем, по мнению Ибн Халдуна, «условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию» . В соответствии с классификацией ученого, люди делятся на две категории: тех, кто добывает средства к существованию естественным путем (животноводство, земледелие), и тех, кто пребывает в состоянии цивилизации. Люди из первой группы не в состоянии добыть то, что превышает пределы их потребностей, или, иными словами, находятся в состоянии примитивности.



Но с появлением излишка, чей размер превышает объем человеческих потребностей, общество эволюционирует из состояния примитивности в состояние цивилизации, что, в конечном счете, может привести к кризису перепроизводства, пассивности, застою и гибели такого общества.



При этом людям мало объединиться. Человечество объективно нуждается в институте государства. Основное предназначение государства, по Ибн Халдуну, – обеспечение нормальных условий для общественной жизни, обеспечение условий производства и товарообмена. Государству также принадлежит функция активизации экономической жизни, улучшения условий спроса на производство товаров. Кроме того, государство обеспечивает самый большой рынок, на котором находят сбыт все товары.



Рост благосостояния людей находится в прямой зависимости от политического положения государства. Уподобляя государство человеческому организму, Ибн Халдун считал, что каждое государство обречено на гибель, переживая, как правило, пять фаз своего развития: от фазы победы до фазы растрат и расточительства.



Само развитие цивилизации идет, по мнению Ибн Халдуна, от «‘умран бадави» (сельской жизни) к «‘умран хадари» (городской жизни), которая и является высшей и последней формой развития общества. Под термином «‘умран» Ибн Халдун понимает совокупность ряда социальных, экономических и демографических понятий.



На благосостояние государства и его граждан существенное влияние оказывает численность населения. Увеличение населения в государстве неизбежно приводит к увеличению спроса на продукты труда (то есть имеется в виду то, о чем писал Ибн Таймийа). Чем больше людей проживает в том или ином городе, тем больше материальных благ выпадает на душу населения. В свою очередь, рост благосостояния благоприятствует росту населения. Последнее положение Ибн Халдуна отражает менталитет восточных народов и не всегда может быть применено к народам западным, особенно если речь идет о современности. На Западе в последние десятилетия наблюдается обратная тенденция: состоятельные семьи не спешат обзаводиться многочисленным потомством, многодетные семьи стали уделом бедных.



Ибн Халдун отмечал, что в процветающем обществе цены на товары первой необходимости остаются низкими, а на предметы роскоши – высокими. В то же время, в бедном обществе цены на предметы повседневного спроса напротив будут высокими, а на то, что сейчас называется товарами класса «люкс», – низкими. Ибн Халдун был фактически первым, кто отметил, что спрос на товары первой необходимости менее эластичен, чем спрос на предметы роскоши, хотя, конечно, и не использовал самое понятие эластичности спроса.



Взаимопомощь и объединение между людьми напрямую связаны с разделением труда, проистекающим из нужд человека в разных орудиях. Разделение труда позволяет производить больше продуктов как для удовлетворения нужд производителя, так и для обмена. Разделение труда лежит в основе создания необходимых условий для производства прибавочного продукта, становящегося предметом обмена.



С.М. Бациева справедливо указывает, что Ибн Халдун был первым известным в настоящее время экономистом, разгадавшим тайну стоимости, – он первый увидел в труде субстанцию стоимости.



Человеческий труд, по Ибн Халдуну, является источником не только общественного развития, но и индивидуального существования. «Всякий доход, – пишет ученый, – из которого люди извлекают пользу, соответствует стоимости их труда. Если бы кто-нибудь совсем не работал, то он лишился бы всякого дохода. Стоимость дохода определяется затраченным трудом» .



Однако теория Ибн Халдуна наталкивалась на противоречие, проистекавшее из того, что знатные люди, не вкладывавшие практически никакого труда, имели больший доход, чем бедняки, посвящавшие труду большую часть своей жизни. Данное противоречие ученый объяснил тем, что доход знатного человека формируется за счет того, что на него работают другие, которые не получают взамен чего-либо эквивалентного их труду. Так, например, излишки продукта в сельском хозяйстве и ремесле представляют собой различные формы избыточного труда, который присваивается влиятельными людьми.



Ибн Халдун разделил потребительные стоимости на ризк и касб. Все, что человек приобрел благодаря своим способностям и вложенному труду и с Божьей помощью называется касбом, – термин, который можно перевести как «приобретение, присвоение». Если все, что человек приобретает, используется на удовлетворение его нужд, это называется «ризк», что можно перевести как «средства к существованию».



Важно высказывание Ибн Халдуна о том, что труд овеществляется в продукте. Человек же приобретает результаты труда в ходе обмена равноценных стоимостей, а не самого труда, который не является объектом купли-продажи. В свою очередь, затраченный на производство товара труд реализуется в ценах.



Существенное внимание Ибн Халдун уделял такому вопросу, как функции денег. Появление денег связано, по мнению ученого, с оживлением торгового обмена, расширением связей. Рассматривая природу и причины возникновения денег, Ибн Халдун полагал, что золото и серебро стали деньгами в силу того, что их цена не подвержена колебаниям на рынке. Редкость этих металлов и большие трудовые затраты на их добычу и обработку являются причиной их высокой стоимости. Однако следует помнить, что золото и серебро – это всего лишь инструменты, а не товар в силу выполняемых ими функций. Что касается количества находящихся в обращении денег, то оно находится в зависимости не только от определенного уровня развития общества, но и от возможности экспорта товара в другие страны.



При этом, по мнению Ибн Халдуна, наличие золотых или серебряных запасов (или других природных ресурсов) в государстве еще само по себе не обеспечивает экономическое развитие. Последнее зависит от экономической деятельности и разделения труда, которое в свою очередь зависит от объемов рынка и орудий . При этом сами орудия могут быть созданы за счет дополнительных средств или излишка, который возникает после удовлетворения потребностей людей. Расширение же рынка повышает спрос на услуги и товары, что, в свою очередь, способствует росту производства, увеличивает доход людей, способствует развитию науки и образования, ускоряет процесс развития.



Подобно другим мусульманским экономистам Ибн Халдун уделял значительное внимание вопросам налогообложения, считая, что «налоги и поборы образуют материю государства». Чрезмерные поборы с населения (тем более с применением насилия) лишают людей результатов их труда и тормозят прогресс в государстве. Если же налоги не растут, то у людей появляется заинтересованность в труде и производстве. «Знай, – писал Ибн Халдун в «Мукаддиме», – что [статьи] налогов в начале существования государства невелики по своим долям, а сумма налогов велика, тогда как в конце существования государства доли велики, а сумма мала. Причина этого в том, что государство, если оно следует религиозным установлениям, не требует ничего, кроме установленных сборов: садаки, т.е. добровольных пожертвований; хараджа, т.е. поземельного налога; джизйи, т.е. подушной подати, – а размер их невелик... Это касается и десятины, выплачиваемой зерном или скотом, и джизйи, и хараджа, и всех установленных сборов, ибо они имеют границу, которую нельзя преступать. Если государство следует законам преобладания и ‘асабиййи , то оно в своем начале является примитивным, как было сказано. А примитивность требует снисходительности, щедрости, отсутствия гордыни, воздержания от изъятия имущества людей, что порой может случаться по невнимательности. А если доли (статей налогов. – Р.Б.) невелики и статьи немногочисленны, то подданные стремятся к труду и желают его и увеличивают освоение мира, и умножается оно на радость людям по причине малого количества податей. А если увеличивается освоение людьми мира, увеличиваются количества, приходящиеся на каждую статью, и растет каждая доля, а из-за всего этого увеличивается сбор налогов и их сумма» .



Всем известно, какую роль играла и продолжает играть торговля в жизни мусульманского общества. Однако Ибн Халдун, выступая последовательным сторонником свободы предпринимательской деятельности, высказывается достаточно критично в отношении торговли как средства получения человеком средств к существованию. По его мнению, торговля хотя и является естественным видом обретения средств к существованию, но ее методы и способы большей частью – уловки с целью получить разницу между стоимостями купленного и проданного.



Ученый высказывался против участия государства в качестве одной из сторон в деловых отношениях, поскольку это ставит другие стороны в заведомо неравное положение. Ибн Халдун осуждал также участие представителей власти в бизнесе. К нежелательной коммерческой деятельности Ибн Халдун относил и весьма распространенную в современном мире практику, когда государство скупает у сельхозпроизводителей продукцию по заниженным ценам, а затем реализует ее на рынке с существенной наценкой.



* * *



Опираясь на общие и конкретные положения Корана и сунны, мусульманские ученые исследовали целый ряд экономических вопросов, имевших актуальное значение для их эпохи. Вместе с тем, изучая проблемы, с которыми сталкивалось современное им мусульманское общество, исследователи чаще писали не о том, что происходит, а описывали некую идеальную модель экономических взаимоотношений в общине, недостижимую по разного рода причинам.



Однако это не означает, что сами мусульманские экономисты прошлого были далеки от реальности. Многие из них принимали активное участие в политической жизни и не могли не знать реальную экономическую ситуацию в государстве. Наблюдая несправедливость и отход от базовых установок ислама в хозяйственной жизни, они стремились, используя свои знания, побудить общество к соблюдению справедливости в экономических взаимоотношениях, ссылаясь не только на положения Корана и сунны, но и приводя в защиту своих взглядов рациональные доводы. Подобное утверждение справедливо не только в отношении «прагматика» Ибн Халдуна, но и такого этически ориентированного автора как ал-Газали.



Используя междисциплинарный подход, мусульманские авторы обращались к экономической проблематике в контексте других актуальных проблем современности: отношений правителя и подданных, мусульман и немусульман, исполнения верующими религиозных обязанностей и др. Данная особенность исламской экономической доктрины вполне органично вытекает из специфики мусульманского права, где отсутствует жесткое деление на отрасли, как в западных правовых системах, и где тесно переплетаются сугубо моральные (этические) и правовые вопросы. Собственно говоря, первыми мусульманскими экономистами были именно мусульманские правоведы – достаточно вспомнить Абу Йусуфа, который в своей классической работе «Китаб ал-харадж» затрагивал не только правовые аспекты налогообложения, но и обращался к вопросам экономической политики государства, будучи фактически советником халифа Харуна ар-Рашида по налоговым вопросам.



Последующих мусульманских экономистов можно без преувеличения назвать учеными-энциклопедистами: ал-Газали известен как выдающийся философ, теолог и правовед; Ибн Таймийа, помимо собственно богословия, прекрасно разбирался в философии, праве, экономике, политике; Ибн Халдун, отец социологии, был также блестящим философом и экономистом.



Несмотря на то, что они не сформулировали единой концепции исламской экономики, можно с уверенностью сказать, что без них не было бы современной исламской экономической модели. Многое из того, о чем писали средневековые мусульманские экономисты в условиях полного несоблюдения и даже пренебрежения положениями ислама в экономической жизни, не существовало на тот момент в современном им обществе, но было реализовано много столетий спустя в рамках концепции исламской экономики. В наши дни задача исследователя облегчена тем, что со стороны общества и государства во многих мусульманских и даже немусульманских странах наблюдается интерес к реализации принципов ислама в экономической жизни, созданы специальные исследовательские институты и научные центры по изучению исламской экономики.



Ренат Беккин, к.ю.н., преподаватель МГИМО (У) МИД РФ



---------------------------------

1- Тахир ибн ал-Хусайн – основатель династии Тахиридов, фактический правитель Хорасана в 821–822 гг. Известен как мудрый и справедливый правитель, оставивший одному из своих сыновей ‘Абдаллаху письмо-наставление, содержащее важные советы по управлению государством. В русском переводе письмо было опубликовано отечественным востоковедом А.Э. Шмидтом (см.: Бюллетень Средне-Азиатского государственного университета. – 1925. – № 8).



2- Ибн Халдун. Мукаддима // Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 2001. – C. 486.



3- Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. – М., 1980. – C. 131.



4- Цит. по: Мухаммед Хейр Зейдан. Социально-экономические воззрения Ибн Халдуна по «Аль-Мукаддиме». Автореф. дисс. на соискание уч. ст. канд. эконом. наук. – М., 1982. – С. 10.



5- Ранее этот вопрос рассматривался в Древней Греции. В Новое время к нему на Западе обратился лишь Адам Смит. Некоторые идеи Ибн Халдуна предвосхитили теорию сравнительных преимуществ в международной торговле.



6- Среди исследователей средневекового арабского Востока есть множество толкований термина ‘асабиййа. Его толкуют как сословный дух, солидарность, общественная солидарность, национализм и др. В работах Ибн Халдуна термин ‘асабиййа употребляется для обозначения как связи внутри рода и племени, так и родственной группировки самой по себе, и не может быть понят вне кровнородственных отношений (см.: Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». – М., 1965. – C. 188–189. При этом ‘асабиййа свойственна преимущественно сельскому и кочевому обществу (‘умран бадави).



7- Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. – М., 1980. – С. 143.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика