Как известно, в конце позапрошлой недели вокруг деятельности т.н. «комитета 50-ти» по подготовке новой Конституции Египта произошло два знаковых для мусульманского сообщества события. Во-первых, представитель «салафитской» партии «ан-Нур» Бассам Зарка покинул заседание комиссии в знак протеста против невключения его предложений по поправкам к Конституции в повестку дня. А лидер «ан-Нур» Юнес Махьюн заявил на одной из встреч с журналистами, что партия готова отдать окончательное решение по «шариатским» статьям Конституции на рассмотрение компетентным улемам аль-Азхара.
Сегодня, неделю спустя, ситуация представляется несколько более запутанной. Судя по всему, если партия «ан-Нур» настаивает на внесении в Конституцию определения «нормы шариата»,то аль-Азхар предлагает дефиницию «принципы шариата», более гибкую и предусматривающую весьма широкое толкование.
На этой неделе новый представитель «ан-Нур» в конституционном комитете д-р Мухаммад Ибрагим Мансур заявил, что, если комитет настаивает на исключении из основного закона ст. 219, раскрывающей то, что в ст.2 понимается под шариатом, как основой законодательства страны, то тогда необходимо в этой последней статье заменить фразу «принципы шариата» на « нормы шариата», либо дать иную редакцию ст. 219.
Статья 219 в тексте конституции дает объяснение того, что в ст.2 понимается под «принципами шариата»: «Понятие «принципы шариата» включает в себя его общепринятую интерпретацию, его фундаментальные и правовые нормы и широко признаваемые источники права, как это указано школами «ахль аль-Сунна вуа аль-Джамаа».
Эта статья вызывает резкую критику либерально-секуляристских кругов, и большинство комитета склонно ее изъять. Одновременно, близко к принятию «консенсусное» решение о том, чтобы ст.2-ю оставить без изменений.
Представитель католической церкви в Египте, епископ Антоний Азиз заявил, что «изъятие из формулировки статьи слова «принципы» создает риск для общества… и потому все три христианские церкви Египта выступают за то, чтобы сохранить статью 2-ю в нынешнем виде». Он также сказал корреспонденту газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», что законы шариата следует применять в рамках ныне существующей политической системы и добавил: « Все согласны с тем, что формулировка ст. 219 не выражает дух ислама, и попала в основной закон несколько непонятным образом (статья была введена при свергнутом президенте Мурси- IN). Кроме того, она затрагивает права мусульман в большей мере, чем христиан.
А представитель аль-Азхара рассказал на условиях анонимности, что представители основных политических сил и шейх аль-Азхара Ахмед ат-Тайеб сошлись во мнении о том, ч то эту статью надлежит оставить без изменений. На вопрос журналиста о том, что таким образом позиции аль-Азхара и салафитов резко расходятся, источник ответил « У многих партий есть свое видение поправок в ст. 2-ю конституции, но мы настаиваем на сохранении ее в неизменном виде». Говоря о том , в чем разница между понятием «принцип» и « норма» шариата, представитель аль-Азхара отметил, что под принципами имеются в виду более общие, фундаментально-теоретические основы шариата, и это представляется более приемлемым, чем понятия «нормы».
Иначе говоря, введение понятия «нормы шариата» откроет путь прямому правоприменению законов исламского права в стране.
Пока что «комитет 50-ти» под председательством экс-главы Лиги арабских государств Амра Мусы лихорадочно ищет компромисс по этому важному вопросу. Решение должно быть принято сегодня.
По материалам
" аш-Шарк аль-Аусат"
Ответить
как не крути, а шариата в той мере, в какой приказывает Всевышний в этой стране как не было, так и не будет с нынешней властью...
Ответить
как не крути, а шариата в той мере, в какой приказывает Всевышний в этой стране как не было, так и не будет с нынешней властью...