Иранская ядерная проблема должна быть решена любым способом, даже войной – Тель-Авив

Коллаж: fallout.narod.ru
В Тель-Авиве считают Иран главной угрозой существования еврейского государства в Палестине. И, по всей видимости, окончательная ставка в решении иранского вопроса делается отнюдь не на переговорный процесс. Политический диалог США с Ираном изначально ограничен "красными линиями", которые Тель-Авив определил как пределы допустимого. Об этом в интервью 1news.az рассказал известный израильский иранист, ведущий сотрудник Института Азии и Африки Еврейского университета в Иерусалиме доктор Владимир Месамед.

- Доктор Месамед, что вы можете сказать в связи с последними событиями вокруг иранской ядерной программы?



- Два важных события последнего месяца вновь приковали внимание израильского общества к иранской атомной программе. Первое связано с тем, что впервые Генштаб Армии обороны Израиля объявил о том, что Иран представляет собой угрозу существованию Государства Израиль и является для него врагом номер один. Противодействие иранской угрозе – один из центральных пунктов деятельности военного ведомства страны на 2009 г. Подготовленный в этой связи рабочий план был передан в феврале с.г. на рассмотрение правительства. Армия, как пишет газета «YediotAhronot», должна самым эффективным образом подготовить себя к такому противостоянию.



Второе событие – пробный пуск Бушерской АЭС, который показал тщетность многолетних попыток Израиля любым образом противодействовать строительству этого объекта, создающего для Ирана гипотетическую возможность использования двойных технологий.



- Стоит отметить, что именно Государство Израиль было одним из создателей ядерной энергетики Ирана....



- Да, совершенно точно. Израиль был одной из стран, оказавших Ирану значительную помощь в создании национальной атомной энергетики. Одной из сфер бурного в шахское время ирано-израильского сотрудничества были разработки именно в этой сфере. Сегодня трудно поверить в то, что Израиль, столь обеспокоенный развитием иранской ядерной программы, имел прямое отношение к ее разработке на ранних стадиях. Несколько лет назад был даже создан документальный фильм, рассказывающий о том, как Израиль когда-то предлагал Ирану помощь в ядерных разработках и строительстве ядерных реакторов для первенца его атомной энергетики. В фильме рассказывается о том, что когда нынешний президент Израиля Шимон Перес был заместителем министра обороны, он встречался в Тегеране с иранским шахом и предлагал израильское содействие в строительстве атомного реактора в Бушере.



Идея о сотрудничестве в этой сфере с Израилем возникла у иранцев еще в 1968 г., после участия в международной научной конференции, которая проходила в Тель-Авиве. В дальнейшем, во второй половине 1970-х гг., Израиль стал одной из стран, стоявших у колыбели создания в Иране атомной энергетики и применения ядерных технологий в различных сферах иранской национальной экономики. Специалисты из израильских атомных центров в Димоне и Сореке в соответствии с двусторонним соглашением работали на строительных площадках, успев до начала исламской революции 1979 г. поучаствовать в закладке фундамента атомного реактора в южноиранском городе Бушере и создании проекта технико-экономического обоснования создания исследовательского реактора в Исфахане.



- Как вы оцениваете нынешнее состояние и реакцию мирового сообщества на развитие иранской атомной программы?



- Иранская атомная проблема в ее широком измерении обсуждается в эти дни в Израиле на самых разных уровнях. Она была одной из тем многочисленных бесед и встреч, проведенных побывавшей на прошлой неделе Хиллари Клинтон – новым госсекретарем США. Для Израиля очень важно заручиться поддержкой новой американской администрации в том, что дружественный характер двусторонних отношений останется неизменным. Не менее важно и согласование тех шагов, которые США планируют предпринять в рамках намеченного прямого дипломатического диалога с Ираном. Хотя в Израиле с достаточной долей скепсиса оценивают эффективность такого диалога, на официальном уровне решено не препятствовать его реализации. Во время визита госсекретаря в Израиль была достигнута договоренность о том, что в ходе будущих ирано-американских контактов будут учтены те «красные линии», которые Израиль определил как пределы допустимого.



- Однако заявление военного истеблишмента Израиля не вызывает оптимизма...



- Нервозность по отношению к иранской атомной программе нагнетается и постоянно звучащими заявлениями высокопоставленных военных. Так, несколько дней назад генерал Амос Ядлин, начальник военной разведки АМАН, выразил мнение о том, что Иран находится на пороге обладания ядерным оружием, имея для этого все необходимые технологии и материалы. Заявление Ядлина совпало с появлением информации о том, что Иран произвел успешные испытания ракеты класса «воздух-земля» с дальностью полета 120 км и повышенной точностью достижения цели. Использование этой ракеты ставит под угрозу американский флот и военно-морские силы стран Персидского залива и может серьезно отразиться на возможности американских войск противостоять потенциальным угрозам в зоне Залива.



- Каково мнение израильской аналитической и научной элиты по поводу иранской атомной программы?



- Газета The Jerusalem Post опубликовала недавно мнение двух авторитетных иранистов. Менаше Амир, главный редактор интернет-сайта МИДа Израиля на фарси, считает, что США следует отказаться от идеи ведения переговоров с Ираном и вместо этого ужесточить санкции, налагаемые на эту страну и добиться их безусловного выполнения. В то же время, если США всерьез намерены приступить к переговорам с Ираном, они должны начать их как можно скорее, чтобы не дать Ирану завершить свою ядерную программу в военном компоненте.



По мнению Амира, иранцы хорошо поднаторели в затягивании решения проблем, связанных с реализацией их атомной программы, и поэтому американцы должны сделать все от них зависящее, чтобы не позволить им и дальше использовать различные проволочки. При наличии всех технических возможностей, считает Амир, Ирану потребуется примерно полгода для создания бомбы. Сейчас Иран столкнулся с рядом технических проблем, которые не дают ему перейти к этому этапу. Между тем нынешняя международная ситуация благоприятствует переходу Ирана к решающей стадии создания атомной бомбы: новый президент США Барак Обама еще полностью не определился в своем подходе к иранской ядерной проблематике. Из его последних заявлений можно сделать вывод, что он ждет результатов президентских выборов в Иране, намеченных на июнь. Объединенная Европа также находится на перепутье, ожидая вдобавок к этому результатов переговоров между США и Россией, которые, скорее всего, потребуют немало времени. Лишь через три недели намечена первая короткая встреча с глазу на глаз между двумя президентами, которая состоится в Лондоне в рамках саммита «большой двадцатки», посвященного финансовому кризису.



Другой израильский аналитик-иранист, Меир Джаведанфар, только что выпустивший книгу о ядерных амбициях Исламской Республики Иран, считает, что США должны в обязательном порядке провести переговоры с Ираном. Это покажет всему миру, чего в действительности хотят в Тегеране, и тогда обязательно выяснится, что Иран не готов приостановить свою ядерную программу, то есть выполнить то единственное условие, которое ставит перед ним "мировое сообщество" (кавычки. – IN). В этом случае Обама сможет вполне резонно ужесточить давление на Иран и привести в действие все необходимые рычаги. Аналитик считает, что США на данном этапе должны интенсифицировать сотрудничество в сфере обмена стратегической информацией и на этой основе вести взвешенную дипломатическую деятельность. Иран должен убедиться, что открытое и прозрачное сотрудничество с МАГАТЭ пойдет ему на пользу и позволит выйти из международной изоляции. Все угрозы по отношению к Ирану укрепляют позиции стоящих у власти в Иране консерваторов, тогда как на самом деле они должны ослаблять тех, кто представляет собой деструктивные силы. Военная акция, считает Джаведанфар, будет успешной лишь в том случае, если сумеет отбросить реализацию иранской атомной программы как минимум на 15 лет назад.



При этом оба израильских аналитика едины в том, что военная акция должна быть последним и самым нежелательным путем решения атомной проблемы Ирана, ибо именно Израиль явится адресатом иранской силовой реакции или другого вида возмездия.



Беседовал Арье Гут

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика