Эдуард Хачукаев: Исламский радикализм не победить белибердой

Эдуард Хачукаев
- – —
Противодействие радикальным идеологиям, в том числе и прикрывающимся исламом – одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед государством. К сожалению, задача по борьбе с радикализмом на идейном уровне далеко не всегда решается эффективно. Виной тому – неправильное использование понятий и терминов, полагает известный российский политолог и исламовед Эдуард Хачукаев. О том, какие понятия помогают, а какие мешают успешной борьбе с радикализмом, ученый рассказал ИА IslamNews.



– Эдуард Магомедович, сегодня государство усиленно ищет идеологическую альтернативу радикализму в исламской среде. Подходит ли на эту роль «традиционный» ислам?



– Противопоставление радикализму «традиционного» ислама давно доказало свою контрпродуктивность. Ислам не может быть традиционным или нетрадиционным. Как, скажем, химия не может быть социалистической или исламской. Она – химия или физика, понимаете. И ислам тоже. Максимум тавтологически можно сказать: ислам исламский. Или канонический, то есть, базирующийся на первородных законах. Мы в Советском Союзе говорили о социалистическом труде. Ну какой может быть социалистический или капиталистический труд. Труд – он всегда один. Поэтому иногда такие термины даются, чтобы отличить какие-то вещи от других, без вскрытия семантической нагрузки этого термина. Но когда мы начнем вскрывать, то получается полная белиберда.



– Откуда взялся термин «традиционный ислам»?



– Термин «традиционный ислам» сложился на территории России в 19 веке в результате политики заигрывания царизма с народами Северного Кавказа, с которыми в то время шли полноценные, полномасштабные боевые действия в целях интеграции этого северокавказского сообщества в Российскую империю. Кого-то истребляли, кого-то использовали, и всегда была политика «кнута и пряника». Кто-то был готов интегрироваться в имперскую Россию и в то же время не готов поменять свою религию. Здесь был определенный компромисс. Говорили – да, вы занимаетесь исламом, мы вам разрешаем отправлять ваши исламские потребности, но давайте без всяких таких вещей, как использование ислама как жупела войны, призывов к джихаду и так далее. И тогда возникло понятие «традиционного» ислама, который как бы мирный и который не несет в себе каких-то угроз для царствующей династии в России.



В Советском Союзе, как известно, вопросы отношения политики к религии были несколько раз пересмотренны. Хоть и в загнанном состоянии, но РПЦ существовала, а ислам использовался для того, чтобы показать мусульманским союзникам, что имелось единичное количество мечетей. Все было под сильным контролем. И это тоже называлось «традиционным» исламом.



– А сегодня это понятие помогает в борьбе с радикализмом?



– Скорее мешает. Как мы уже сказали, традиционный ислам – понятие достаточно зыбкое и вязкое. У него есть слабые места из-за того, что он был использован государством с определенными целями. А вообще, базироваться надо на каноническом исламе. Потому что любые формы, любые измы, любые прилагательные, которые будут неканонически применены к исламу не в каноническом понятии, будут страдать ущербностью, чем непременно воспользуются радикалы. А канонический ислам – он существует, он есть. Это Коран и сунна. Здесь нельзя ошибиться. Он проповедует гармоничное развитие человека через знания и умения. Мусульманину это будет понятней.



– Но ведь и радикально настроенные мусульмане апеллируют именно к канону и его незыблемости?



– Мир всегда диалектичен – есть вещи неизменные, а есть переменные. Ревизионисты иногда специально путают людей, говоря – есть вещи, которые нельзя менять. В исламе есть источник, который нельзя менять. Однако есть и трактовка. То есть, глубина понимания, глубина осознания. Осознание – в этом слове корень «знать». Значит, можно углублять знания. Поэтому основной посыл – углубляйте, расширяйте, обновляйте, переформатируйте свои знания. В понимании тех или иных положений Корана или Сунны должна быть постоянная новизна. Ребенок понимает мир какими-то простыми моделями. По мере обучения его модели становятся сложными, более объемными, более пространными. Когда он становится студентом, у него появляются сложные конструкции и модели, которыми он мыслит. Поэтому мы видим, что в исламе Всевышний заложил процесс обновления.



– Вы противопоставили каноническому исламу ревизионизм. Что это такое?



– Ревизионизм – составная часть технологии борьбы с политическими оппонентами. Любая технология содержит методологию и инструментарий. Ислам – это инструмент, а ревизионизм – метод использования ислама. В целом, ревизионизм – это технология людей, которые используют те или иные положения, ту или иную ситуацию. В этом смысле «традиционный» ислам тоже можно назвать разновидностью ревизионизма.



– А как определить, кто лучше понимает ислам, кого можно назвать ревизионистом?



– Наряду с физическими инструментами военного характера религия использовалась как идеологический инструмент для прихода к власти, территориальных завоеваний и управления населением. Это было всегда. Когда группы людей приходят или желают прийти к власти, они подвергают остракизму идеологическую составляющую власти, будь это религия или идеология. Если, допустим, определенные выходцы из исламской среды хотят прийти к власти в какой-то местности, они должны иметь идеологический базис. Отсюда появляется ревизионизм: вы неправильно трактуете, вы кафиры и так далее. А вот мы лучше и правильнее вас. Чтобы захватить умы людей, нет другого пути, кроме как ревизионистски раскритиковать поведение оппонента.



– В чем разница между обновленцем, как вы говорите, и ревизионистом?



– Тот, кто придерживается канонического ислама, должен согласно сунне пророка Мухаммада (мир ему) постоянно приобретать новые знания, которые являются защитой религии Всевышнего от ревизионизма. Технология ревизиониста такова: он не подвергает критике всё, а лишь определенные моменты – допустим, недостаток действующей власти или говорит, что у власти находятся немусульмане. Тогда мы должны посмотреть канонический ислам и найти в нем, что ислам возможен в немусульманской стране. Главное, чтобы правители этой страны дали возможность людям отправлять свои основные исламские потребности. То есть, произносить шахаду (свидетельство о Единобожии), молиться – хоть в молельне, хоть дома (хорошо, если еще мечеть построят), платить закят, совершать хадж, поститься в месяц рамадан.



– Но ведь ревизионист может привести какое-то формальное доказательство – например, цитату из Корана или хадис…



– Дело вот в чем. Слабое место ревизионистов заключается в том, что они не занимаются концептуальной критикой самих мусульман на основе фундаментальных богословских знаний. Их атаки направлены на правительство, на действующую власть. А если критикуют мусульман, то только за поддержку этой власти. Иногда говорят: вы, допустим, не так молитесь, не так ступню подвернули во время намаза, или еще чего-нибудь. То есть, они в догмах. Но эту позицию очень легко развеять. Скажем, кто-то очень хотел помолиться, но не знал, как делать омовение и совершил намаз без тахарата. Разве это умаляет достоинство этого человека перед Всевышним? Ислам очень терпимая, очень широкая, мягкая, эластичная система. Её можно растягивать.



– И пророк ее растягивал?



– Да, но у него была технология меры, предел упругости, выражаясь техническим языком. Знанием предела упругости, растяжимости, эластичности пророк владел абсолютно.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Пользователь 23 Июня 2013г.
Ответить

посмотрите интересно; http://www.youtube.com/watch?v=EeIuYCuqo-s

Ник 29 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Я ещё раз очень внимательно прочитал все комментарии, в том числе и ответы на мои вопросы, которые у меня, как правило, не выходили из рамок обсуждаемой темы - «исламского радикализма, который не победить белибердой». Искренне спасибо всем за терпение. Я откровенен был с Вами, надеюсь, что и Вы были откровенными и искренними. В целом - обсуждение темы было для всех нас полезным (иначе бы она не была размещена на сайте, если бы не была актуальной)диалогом. Очевидно и то, что мы ни в чем друг друга не переубеждали, а просто высказывали свое мнение. Позвольте и...
Читать дальше

hanafiya 28 Мая 2013г.
Ответить

не удивительно что мусульмане в таком положении! такое дикое невежество, субханАллах всякие грязные сектанты растут как на дрожжах, каждый себя считает полководцем, амируль-муъминин, ученым по акиде и по фикху, шейхуль-исламом и праведным аскетом. если бы люди признали что они джахили и должны следовать и слушать ученых во всем а не то что им нравится, удобно и «понятно»... от этого все проблемы + дунья. мусульманин сегодня может спокойно стоять если будут убивать его братьев по вере или оскорблять религию, но когда коснется себя самого любимого или имущество, то он завопит на весь мир о том ч...
Читать дальше

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

Это сайт 9-го канала в израиле, единственного русскоязычного телевизионного комплекта.

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

http://9tv.co.il/news/2013/05/24/151325.html

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

Могу продемонстрировать плохой пример. Вот диалог с сионистами. По нему можно понять, как не стоит себя вести на форуме:

Ник 28 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! А ведь действительно - в интервью поднята актуальнейшая тема, как исламский радикализм. И, надо отметить, что радикализм, в том числе и исламский, является реальностью наших дней. И я вот о чем подумал. Как снизить градус радикализма в исламе? Может быть настала пора мусульманам суннитам всех правовых школ и шиитам сесть за стол переговоров и знатокам исламского права вынести закон, согласно которому в случае, если террористический акт совершил мусульманин, результатом которого стали человеческие жертвы (старики, женщины, дети), то этот человек мусульманином не счи...
Читать дальше

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Спасибо всем за беседу. Я рад был общению с Вами. Я так общаюсь впервые. Спасибо за то, что ВЫ общаетесь в сети и имеете свою позицию. Я не мусульманин, поэтому Ваше мнение для меня ценно и значимо. Единственная просьба ко всем мусульманам - не уходите в частности (я думаю, что мы с ВАМИ на 90% не являемся богословами), а обсуждайте суть проблемы, изложенной в статье, либо интервью. Частности для меня были мало интересны. Хотелось увидеть не деревья (частности), а лес (проблему). Я также открыто высказывал то, что думал. Надеюсь, что никого не обидел. На один мой коммента...
Читать дальше

ivan petrov 27 Мая 2013г.
Ответить

Этот Хачукаев написал сплошной бред,его точка зрения ,его взгляд на ислам в корне противоположны истине ,думаю он и есть самый настоящий экстремист.

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Прошу не обижаться, но очень хотелось бы понять следующее. Когда убивают исламских лидеров на территории России, то выясняется (по сообщениям СМИ), что причастными к этому оказываются мусульмане, исповедующие радикализм. Понятно бы было, если бы была межрелигиозная вражда (мусульмане бы убивали христианских лидеров, а христиане - мусульманских лидеров). А так, не понятно - мусульмане убивают мусульман. Или это не так? Или я, как не мусульманин, опять что то не понимаю???? Объясните пожалуйста. Только не аргументируйте тем, что я не знаю арифметики и, мол, нечего мн...
Читать дальше

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Ещё раз прочитал статью. Также полностью ещё на раз прочитал все комментарии. Скорее всего, я уже ничего не понимаю в жизни. Но, как говорится, статья «про Фому», а комментарии «про Ерему». Или может быть, мне не мусульманину, не уловить логики мусульман? И комментарии согласуются со статьей???

Okir 22 Мая 2013г.
Ответить
-1

Кстати, насчет химии, которая четко разделяется на органическую и неорганическую. Так же и к физике можно отнести соответствующую классификацию. Поэтому эти примеры представляются весьма сомнительными и в данном случае совершенно неуместными. Судя по этому интервью, надо понимать, что Фонд отказывается от использования условной терминологии «традиционный Ислам», против чего так активно выступают ваххабиты! Тогда успехов вам в сотрудничестве с этой братией))))

vl 21 Мая 2013г.
Ответить

А брить бороду - это радикализм или ревизионизм? Или канонический Ислам?

Antibeduin 21 Мая 2013г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

Cezarium83 21 Мая 2013г.
Ответить

Ислам хорошо практикуется в любой среде и не мешает никому, пока определенные люди не хотят использовать религию в своих целях. Ислам везде один. И дело в принципах, а не в атрибутах. Скажем Ислам нельзя путать с арабизмом.....многие начинают брать арабские имена, носить арабскую одежду и т.д. Я считаю нельзя бросать свою культуру и идентичность. У Ислама нет наций и происхождения. Ислам - религия для всех народов и культур.

forrum2008 21 Мая 2013г.
Ответить

Про знания предела упругости, растяжимости, эластичности, короче сопромат пророк нам ничего не оставлял.

forrum2008 21 Мая 2013г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным

Пользователь 21 Мая 2013г.
Ответить

Согласна, что понятие « традиционный ислам» ошибочно. Не может быть умеренного или европейского или же российского ислама. Для всех мусульман ислам один- это Коран и Сунна. Эта религия подходит для всего человечества, независимо от национальной принадлежности и географического местоположения и времени. То,что система ислама- эластичная и ее можно растягивать не согласна. Сегодня многие пытаются подстроить ислам под свою реальность, говоря что времена изменились. Но ведь Коран- последний вероустав для верующих до Судного дня. У мусульман нет выбора при принятии ими решений, кроме как повелел Ал...
Читать дальше

Ник 29 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Я ещё раз очень внимательно прочитал все комментарии, в том числе и ответы на мои вопросы, которые у меня, как правило, не выходили из рамок обсуждаемой темы - «исламского радикализма, который не победить белибердой». Искренне спасибо всем за терпение. Я откровенен был с Вами, надеюсь, что и Вы были откровенными и искренними. В целом - обсуждение темы было для всех нас полезным (иначе бы она не была размещена на сайте, если бы не была актуальной)диалогом. Очевидно и то, что мы ни в чем друг друга не переубеждали, а просто высказывали свое мнение. Позвольте и...
Читать дальше

hanafiya 28 Мая 2013г.
Ответить

не удивительно что мусульмане в таком положении! такое дикое невежество, субханАллах всякие грязные сектанты растут как на дрожжах, каждый себя считает полководцем, амируль-муъминин, ученым по акиде и по фикху, шейхуль-исламом и праведным аскетом. если бы люди признали что они джахили и должны следовать и слушать ученых во всем а не то что им нравится, удобно и «понятно»... от этого все проблемы + дунья. мусульманин сегодня может спокойно стоять если будут убивать его братьев по вере или оскорблять религию, но когда коснется себя самого любимого или имущество, то он завопит на весь мир о том ч...
Читать дальше

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

Это сайт 9-го канала в израиле, единственного русскоязычного телевизионного комплекта.

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

http://9tv.co.il/news/2013/05/24/151325.html

Данияль 28 Мая 2013г.
Ответить

Могу продемонстрировать плохой пример. Вот диалог с сионистами. По нему можно понять, как не стоит себя вести на форуме:

Ник 28 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! А ведь действительно - в интервью поднята актуальнейшая тема, как исламский радикализм. И, надо отметить, что радикализм, в том числе и исламский, является реальностью наших дней. И я вот о чем подумал. Как снизить градус радикализма в исламе? Может быть настала пора мусульманам суннитам всех правовых школ и шиитам сесть за стол переговоров и знатокам исламского права вынести закон, согласно которому в случае, если террористический акт совершил мусульманин, результатом которого стали человеческие жертвы (старики, женщины, дети), то этот человек мусульманином не счи...
Читать дальше

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Спасибо всем за беседу. Я рад был общению с Вами. Я так общаюсь впервые. Спасибо за то, что ВЫ общаетесь в сети и имеете свою позицию. Я не мусульманин, поэтому Ваше мнение для меня ценно и значимо. Единственная просьба ко всем мусульманам - не уходите в частности (я думаю, что мы с ВАМИ на 90% не являемся богословами), а обсуждайте суть проблемы, изложенной в статье, либо интервью. Частности для меня были мало интересны. Хотелось увидеть не деревья (частности), а лес (проблему). Я также открыто высказывал то, что думал. Надеюсь, что никого не обидел. На один мой коммента...
Читать дальше

ivan petrov 27 Мая 2013г.
Ответить

Этот Хачукаев написал сплошной бред,его точка зрения ,его взгляд на ислам в корне противоположны истине ,думаю он и есть самый настоящий экстремист.

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Уважаемые мусульмане! Прошу не обижаться, но очень хотелось бы понять следующее. Когда убивают исламских лидеров на территории России, то выясняется (по сообщениям СМИ), что причастными к этому оказываются мусульмане, исповедующие радикализм. Понятно бы было, если бы была межрелигиозная вражда (мусульмане бы убивали христианских лидеров, а христиане - мусульманских лидеров). А так, не понятно - мусульмане убивают мусульман. Или это не так? Или я, как не мусульманин, опять что то не понимаю???? Объясните пожалуйста. Только не аргументируйте тем, что я не знаю арифметики и, мол, нечего мн...
Читать дальше

Ник 27 Мая 2013г.
Ответить

Ещё раз прочитал статью. Также полностью ещё на раз прочитал все комментарии. Скорее всего, я уже ничего не понимаю в жизни. Но, как говорится, статья «про Фому», а комментарии «про Ерему». Или может быть, мне не мусульманину, не уловить логики мусульман? И комментарии согласуются со статьей???

vl 21 Мая 2013г.
Ответить

А брить бороду - это радикализм или ревизионизм? Или канонический Ислам?

Cezarium83 21 Мая 2013г.
Ответить

Ислам хорошо практикуется в любой среде и не мешает никому, пока определенные люди не хотят использовать религию в своих целях. Ислам везде один. И дело в принципах, а не в атрибутах. Скажем Ислам нельзя путать с арабизмом.....многие начинают брать арабские имена, носить арабскую одежду и т.д. Я считаю нельзя бросать свою культуру и идентичность. У Ислама нет наций и происхождения. Ислам - религия для всех народов и культур.

forrum2008 21 Мая 2013г.
Ответить

Про знания предела упругости, растяжимости, эластичности, короче сопромат пророк нам ничего не оставлял.

forrum2008 21 Мая 2013г.
Ответить

Пользователи сочли комментарий некорректным