Как мусульмане спасали астану Сибирского ханства

Крепость Искер, картина Хасана и Хусаина Аранугуловых

Крепость Искер, картина Хасана и Хусаина Аранугуловых

Теги:





0
25 Сентября 2013г. (20 Зу-ль-када)
Тюменский краевед, исследователь сибирских астана (мавзолеев первых мусульманских миссионеров) Ришат Рахимов, доказавший, что ислам пришел в Сибирь на два века раньше, выступил с новой сенсационной версией о местонахождении астаны шейха Айкани, которая до недавнего времени считалась рухнувшей в Иртыш во время обвала обрывов Искера.



По мнению ученого, мусульмане Тобольской губернии в свое время перезахоронили останки шейха, перенесли прах Айкани из сопки Искера на материковую часть, где находились могилы других миссионеров.



Мавзолей Айкани был единственной астаной непосредственно в самом Искере. Об этом известно из старинных свитков «сачара», повествующих о походе среднеазиатских миссионеров в Сибирь. В переводе тюрколога Николая Катанова (1903) текст гласит: «в Искере [где покоятся] почтенный шейх Айкани; там-же перед Искером шейх Бирий; шейх Назар; шейх Шерпети, все трое были родные братья, из внуков Зенги-бабы».



Как известно, у мусульман непринято производить захоронения в жилой зоне поселения, кладбища находятся за чертой населенного пункта. Расположение астаны на территории ханской цитадели объясняется тем, что столица на сопку Искера была перенесена из Тюмени (Чимги-Туры) гораздо позднее прибытия первых миссионеров. Когда в конце 15 века князь Мамет из династии тайбугинов ушел с дружиной из Тюмени на северо-восток и облюбовал для своей ставки высокую сопку Искера, окруженную неприступными обрывами, мавзолей уже находился там. В материковой же части «перед Искером», как сказано в «сачара», располагались другие астана – шейхов Бирия, Назара.



Более полувека непреступные стены Искера защищали княжество Тайбугинов от сабель шейбанидов. Лишь в 1563 году Кучум-хан из рода Шейбани смог овладеть Искером. Братья Едигер и Бекбулат (правнуки Мамета) были убиты. Кучум приказал убить и посла из Москвы, приехавшего в Искер за ясаком-пушниной, которая выплачивалась тайбугинами Ивану Грозному с 1555 года.

Искер сегодня. За 4 века большая часть сопки ушла в Иртыш
Искер сегодня. За 4 века большая часть сопки ушла в Иртыш



Искер окончательно обезлюдел в августе 1588 года, после пленения князя Саид-Ахмата Тайбугина тобольским воеводой Данилой Чулковым. «С того времени ни Татаре, ни Русские долее в городе Сибири не жили", – сообщается в «Покорении Сибири» П.Небольсина.



Спустя почти век после падения Сибирского ханства, в 1675 году развалины столицы Сибирского ханства по пути в Китай посетил глава дипломатической миссии Н.Г. Спафарий. Как свидетельствует его запись, астана Айкани в тот период еще находилась на самом Искере.



Спафарий сообщает: «…близ речки лежит пустой городок и шанцы Кучума царя Сибирского, который владел в то время, как приходил Ермак в Сибирь, и место то самое крепкое: остров есть, однако ж ныне лежит пусто, только тобольские татары для воспоминания нечистые их веры магмецкие, обновили преж сего и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере приходяще действуют».



Два любопытные детали узнаем из сообщений Спафария. О том, что на сопке Искера находится строение, которое дипломат называет мечетью, второе – то, что татары не впервые его обновляют.



«Ко времени посещения Спафарием Искера город давно был безлюдным, а значит, строение не могло быть мечетью, – говорит Ришат Рахимов. – В исламе нет традиции строительства мечетей вне поселений, поэтому практически с полной уверенностью можно сказать, что восстанавливалось на старом городище Искер не что иное, как мазар. Восстановление же мазара объясняется и тем, что одним из важнейших элементов институционализации астаны сибирских татар как раз является традиция восстановления мавзолеев шейхов».



Возможно, в ранних строениях присутствовали элементы крыши, считает ученый, поэтому люди, не знающие тонкостей исламской традиций строительства культовых сооружений, сооружения на астане могли легко принять за мечеть по аналогии с православными часовнями.



Через полвека после Спафария в 1712 году Искер посетил шведский исследователь Иоганн Фальк. Он уже не упоминает о строении на сопке крепости, и сообщает о некоей башне в материковой части, на территории кладбища: «Близ Градской площади [городища Искер] находится татарское кладбище, на котором стоит древняя деревянная башня, заключающая, по сказанию, гроб во святых считаемого Скир Стама, к которому прежде стекалось много Магометан на поклонение»

По мнению Рахимова, Фальк видел перенесенный с Искера на новое место мазар Айкани.



«Самое примечательное в записках Фалька то, что он впервые озвучивает истинное название данного объекта – Скир Стама. Не надо быть лингвистом, чтобы понять, что это не что иное, как «Искер Астана», татарское словосочетание, не правильно записанное Фальком в путевом дневнике как «Скир Стама».



Выходит, что астана шейха Айкани на тот момент была уже перенесена с обваливающегося Искера на кладбище, где находились захоронения других миссионеров – братьев Бирия и Назара.



«В этом нет ничего необычного, можно с наибольшей вероятностью предположить, что примерно в конце 17-го – первой трети 18 веков в связи с интенсивным разрушением берега Искера, разграблением территории крепости «бугровщиками», о чем сообщают исследователи, частыми пожарами, которые происходили, как пишет Знаменский, «по словам одних – от неосторожности, а по словам других – по злобе», астана шейха Айкани была перенесена на новое место, – утверждает Ришат Рахимов.



Это не первый случай переноса астаны, перезахоронение останков происходило и происходят по двум основным причинам, говорит краевед. В виду опасности уничтожения астаны наводнением или обвалом берега и в случаях образования по соседству новых русских поселений, что могло привести к уничтожению памятника в процессе хозяйственной деятельности переселенцев.



В таких случаях люди под руководством хранителя астаны и муллы выбирали останки, если они сохранились, а чаще всего землю с прахом, и перевозили на новое место. Как правило, новым местом для мазара становилось кладбище, участок в черте деревни или высокое, не затапливаемое место вблизи самого мавзолея.



Так, Карбинская астана была перенесена на противоположный, не затапливаемый берег реки Иртыш. Астана Аремзянская – в черту деревни Нижние Аремзяны из-за того, что она оказалась в непосредственной близи от деревни Русские Аремзяны. Нердинская астана перенесена с деревни Шестовое в деревню Нерда. Иштаманская – с деревни Черкашина на кладбище деревни Иштаманы и др. (Кстати, местные жители подумывают о повторном переносе Иштаманской астаны в связи с обвалом берегом Иртыша).



В случае с мавзолеем шейха Айкани причины переноса мазара очевидны – это возможность его осквернения, разграбления «бугровщиками» и, наконец, интенсивное разрушение опустевшего Искера рекой Иртыш, считает Ришат Рахимов.



Процесс разрушения крепости М.Знаменский описывал так: «Миллер 160 лет тому назад нашел здесь 50 сажен, на нашем плане двадцатых годов обозначено 40, а мы нашли только 15».



В своей книге «Исторические окрестности города Тобольска» (1901) Знаменский пишет: «300 лет слишком прошло с тех пор, как пало Кучумово царство, от холма, на котором была его столица, едва ли осталась и четверть. На имеющемся у меня плане, снятом 60 лет назад, уже нет многого: курган, по всей вероятности бывший в середине города и означенный на карте на самом обрыве, теперь уже не существует…».



Далее он сообщает, что на самом верху горы напротив Искера «у них покоится прах какого-то чтимого святого, куда они дважды в год съезжаются со всех окрестностей творить поминки и молиться целую ночь. До 29 мая 1881 года там стояла небольшая молельня, но в этот день, по словам одних – от неосторожности, а по словам других – по злобе, загорелся Преображенский лес и он и памятники татарские уничтожились».



По мнению Ришата Рахимова, традиция обновления мазара шейхов Айкани, Бирия и Назара была прервана революцией и репрессиями. Сегодня, ввиду отсутствия точных координат, место расположения астаны можно определить лишь приблизительно. Проведенная работа с текстовыми и картографическими первоисточниками позволяет полагать, что места упокоения первых миссионеров ислама находятся на территории историко-культурного центра «Искер», где ежегодно проводится фестиваль «Искер-джиен». Тобольская татарская общественная организация «Наследие» (Мирас) намерена восстановить здесь мазар Искерской астаны.







Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика