Кто заинтересован в представлении Татарстана "слабым звеном" масштабного благополучия?

Татарстан - важнейший российский центр по многим параметрам

Татарстан - важнейший российский центр по многим параметрам

Теги:




11
15 Декабря 2010г. (08 Мухаррам)
Националисты...исламисты... Опять клише

Как известно, в конце ноября в Нурлатском районе Татарстана произошли события, как-то поколебавшие устоявшееся мнение российской общественности о вечном благополучии в этой республике. В ход пошли термины, которые в преломлении к РТ не употреблялись: многочасовой бой, партизаны, "Хизб-ут Тахрир", и т.д. и т.п. При этом в одночасье появились публикации, направленные на "демонстрацию" связки: северо-кавказское "бандитское подполье" – Татарстан.



Еще в преддверии событий в оборот был пущен акцент на угрозу возникновения "татарского вопроса", на что портал "ИсламНьюс" обращал внимание. А уже после нурлатского столкновения, своей статьей на информационном агентстве REGNUM эксперт Центра евразийских и международных исследований Казанского федерального университета (ЦЕМИ КФУ) Яна Амелина стала аккуратно пробивать терминологию с фокусированием внимания на "исламизм". Одно только название ее статьи может подвести неподготовленного читателя к забаррикадированию своей двери на всю жизнь: "Радикальный исламизм в Татарстане – прогнозируемая закономерность?" А текст? Вот только две цитаты: "ваххабитская опасность", "поволжские джихадисты", вслед за чем следует вывод о сращивании молодого поколения части татарского национального движения (какой части и какое количество – не уточняется) с радикально-исламистским (что это и кто проводники, естественно, так же остается за кадром). Но данный союз – начало полного слияния "националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних".



Первое лирическое отступление

Оторвемся от дальнейшего рассмотрения тематики, чтобы попытаться чуть-чуть отойти от эмоционального фона окраски ситуации, нашпигованной национально-"исламистским" оттенком. В свое время член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко справедливо отмечал, что употребление термина «исламизм» "порою требует небольшого (пусть даже на одну строку) авторского комментария, поясняющего, о каком исламизме, собственно говоря, идет речь". Разобраться в этом вопросе, «как минимум, необходимо в первую очередь самому пишущему».



Но откуда? Анализ публикаций Я.Амелиной однозначно демонстрирует полное игнорирование ею призыва специалиста. Да и разве очерченная им задача преследовалась ею – раскрыть реальную подоплеку происходящего? Совсем нет. Самое главное, клише – в действии, болезнь названа и основательные семена подозрения (недоверия) к татарам посеяны (к тому же в контексте последних событий в центре Москвы).



Но, помимо понимания, что есть "исламизм" и с чем его едят, целесообразно чуточку уловить, а что за смысл вкладывается в понятие "национализм"? Например, председатель исполкома Всемирного конгресса татар Индус Тагиров называет татарский народ "многокорневым" (носитель "разных этнических элементов" – по Газизу Губайдуллину). Но какова доля исламской парадигмы в самоидентификации татар? По словам И.Тагирова, Ислам придал "татарскому фактору" миролюбивый характер. Другое дело, "какое место" должны занимать последние понятия на фоне крупномасштабных изменений "не только в России, но и в современном мире"? В особенности с учетом переживания планетарным измерением такого периода своего развития, когда все "может измениться коренным образом, и мы не можем сказать", будут ли изменения "обязательно позитивными. Возможны разные варианты".



Наверное, в данном лирическом отступлении уже можно поставить многоточие и вернуться в наши дни.



Опять "ваххабо-салафиты"? Беспроигрышный вариант. Для кого?

Практически одновременно с появлением статьи Я.Амелиной, резолюция XXI съезда Центра исламской культуры "Иман" констатировала наличие в Татарстане устойчивой эшелонированной оргструктуры, ответственной "за пропаганду ваххабизма – "салафизма". Согласно документу, к успеху "ваххабитской проповеди" приводит "грамотный системный подход к пропаганде", что обеспечивается (в т.ч.) фактом нахождения в мечетях "в качестве официальных религиозных деятелей" проваххабитских имамов. Мало этого, вследствие их многолетнего присутствия "в ключевых мечетях", они привлекли к деятельности "ваххабитского холдинга многих представителей элиты Татарстана". Так, ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества "сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма".



Возможно, данная трактовка не привлекла бы столь тщательного внимания, не находись в должности председателя "Имана" первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла Якупов. В марте с.г. он определил салафизм как течение, которое "убивает в России сотни людей, совершает теракты". Тогда же, призвав изживать "позицию двойных стандартов", В.Якупов задался вопросом: не пора ли складывать "совиные крыла ваххабизма, накрывшие Россию, благодаря, в том числе, деятельности части мусульманского духовенства?" Весьма симптоматично, что озвучил сказанное В.Якупов на встрече с полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе с председателями духовных управлений мусульман, находящихся в пределах ПФО.



Несколько месяцев назад В.Якупов конкретизировал высказывание, зафиксировав дифференциацию ("богословская разница") между местными приверженцами Ислама. По его словам, хотя большинство мусульман придерживаются традиционной для татарского народа методики "проведения молитв и традиционных представлений, связанных с ханафитским мазхабом", в то же время значительная часть "молодежи является носителями привнесенной из-за рубежа религиозной культуры, которую можно назвать ваххабизмом". Они "уже достаточно многочисленны и набирают все больше сторонников", предпочитая "называть себя салафитами", – заключил В.Якупов. Интересно, что об этом он говорил в беседе с Я.Амелиной.



Второе лирическое отступление

В разрезе выше отмеченного представляется целесообразным сделать еще одно небольшое лирическое отступление, вызываемое необходимостью как-то представить читателю, а что вообще подразумевается под салафизмом, что об этом думают известные ученые? По свидетельству азербайджанского философа, блестящего знатока мировых религий Айдына Али-Заде, называемое "ваххабизмом" – «лишь небольшая часть салафизма, в котором много различных течений, и не все они радикальны. Правильнее говорить о том, что движение аравийских "ваххабитов" XVIII в. использовало или взяло за основу салафийские идеи», интерпретировав их по-своему, радикализировав.



Согласно директору Института востоковедения РАН Виталию Наумкину, в российских условиях термином «ваххабизм» обычно обозначается "исламский экстремизм, понимаемый как религиозно мотивированное вооруженное насилие". Но ваххабизм – только "один, конкретно-исторический вариант более широкого религиозного течения в исламе" – салафизма. Требующего возвращения к пониманию ислама и его главного принципа – единобожия (таухид), соответствующего первым поколениям "праведных предков" (салаф), в частности, путем очищения ислама "от всех позднейших наслоений и искажений", включая "суфизм (в его кавказском варианте – тарикатизм)".



В рамках предоставленного В.Наумкиным определения, в контексте озвученной В.Якуповым "богословской разницы", вполне вырисовывается идейное расхождение в умме Татарстана. С той точки зрения, что, как отмечает известный исследователь Айдар Хабутдинов, в историческом плане можно "достаточно определенно" говорить о преимущественном влиянии одной из двух моделей развития ислама у татар, "модели абызов и суфиев". Т.к., согласно ученому, "на рубеже Средневековья и Нового времени суфизм накшбандийского толка получил в татарском обществе наибольшее распространение" (вспомним и "ханафитскую направленность" татарского мусульманского социума, о которой говорил В.Якупов). К слову, в преломлении к происходящему в последние десятилетия на Северном Кавказе (в конфессиональном ракурсе) автор отмечал, что "ваххабитский почерк событий приводил к противоречиям в мусульманской умме, т.к. в этом регионе сильными были суфийские традиции".



Семинар в Казани. Чей? Для кого?

В свете в одночасье начавшей заполнять интернет-пространство информации о "татарских ваххабитах", под довольно своеобразным углом можно рассматривать все прозвучавшее 2 декабря в Казани, на проходившем под эгидой авторитетнейших Национального антитеррористического комитета РФ и Совета безопасности РТ научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия». Инициаторами саммита выступили сотрудники ЦЕМИ КФУ Я.Амелина и Раис Сулейманов. Согласно ряду информагентств, семинар не досчитался В.Якупова и других известных лиц, должных выступить с докладами. Не будем распутывать клубок, с определенной долей вероятности позволяющий предполагать причину их отсутствия на патронируемом высочайшими структурами семинаре, а просто прислушаемся к прозвучавшему.



Как отмечается, выступивший экс-муфтий республики (в составе ЦДУМ России) Фарид Салман громогласно раскрыл причину отказа от первоначального названия своего доклада: "Структура салафитского подполья в Татарстане". "Никакого подполья "в Татарстане нет, поскольку оно интегрировано с официальной духовной властью", – заявил он, – это проявляется в том, что муфтий Гусман Исхаков и его окружение, состоящее из "ближайших родственников" – "последовательные ваххабиты, скрывать это невозможно, да и ни к чему". Р.Сулейманов сообщил о реакции на вооруженное столкновение в Нурлатском районе со стороны Гусмана Исхакова, вроде бы проявившего сожаление, но, в то же время, не осудившего боевиков.



Тем самым, даже беглый анализ вышеизложенного однозначно приводит к определенным выводам о трениях в солидных структурах, причем на высшем уровне. Наверняка, кто-то может уловить причину складывающейся ситуации исключительно в кадровой подоплеке (межличностный фактор), другие посчитают базисом ее происхождения противостояние в высших кругах "светской власти" в центре и на местах (глобальный ракурс). Но, в целом, как показывает исторический опыт, "ваххабистская" производная исламской составляющей начинает высвечиваться в пропагандистском обличии вокруг тех или иных регионов в строго очерченный период. Причем в контексте усиления геополитического интереса к этим ареалам (энергетические проекты и другие). Тогда начинается расслоение как по национальным, так и по религиозным оттенкам. Основной нюанс состоит в том, что осуществляется это в плане неявно выраженной вначале задачи дестабилизации ситуации внутри региона (как основы широкого инициирования проблемности обстановки на долгие годы).



Заключение

Так по какой причине именно сейчас в массы вбрасывается новый проект для съедения общественностью, тем более в рамках планетарных перезагрузочных тенденций? Ведь вроде участники перезагрузки взаимопонимающе относятся друг к другу? Безусловно, Татарстан – важнейший российский центр по многим параметрам. Только в преломлении к Нурлатскому району можно выделить основное природное богатство ареала – нефть (бентонитовая и керамзитовая глина). Тут функционируют "Нурлатнефть", "Татнефть" и др. С другой стороны, это – многонациональный район. Из более чем 60 тыс. человек татары составляют чуть более 50%, чуваши – около 30%, русские – 20%. Нужны тут комментарии, к чему могут привести инициированные здесь в час Х столкновения? В особенности, в ракурсе южной границы района с Самарской и Ульяновской областями?



Рядом – преподносимый в качестве одного из "вххабитских центров" Альметьевский район. Ну, как рядом, он не граничит напрямую с Нурлатским, но до него-то рукой подать. А здесь уже сосредоточено 30% промышленного производства Татарстана. Мало этого, у Альметьевска берет начало магистральный нефтепровод «Дружба» в Европу, а также проходят нефтепроводы на Нижний Новгород, Пермь, Самару. Следовательно, Татарстан является важнейшим стратегическим звеном РФ. Говоря другими словами, планирующие дестабилизовать ситуацию в России вполне понимают значимость этого региона.



Нельзя исключать и иные версии геополитического происхождения.



Чуть более 10 лет назад известный политолог Александр Дугин характеризовал Татарстан как "довольно монолитное этно-национальное образование, сохраняющее традиции политической самостоятельности и определенного соперничества с Россией". Именно тогда в преломлении к этой республике прозвучал термин «наиболее уязвимый (с точки зрения сохранения целостности России)» регион, т.к. «национальное самосознание татар очень развито». При этом актуализировалось географическое месторасположение Татарстана "в середине континентального пространства без морских границ или соседства с нерусским государством", как фактор отсутствия "особой опасности для России". Поэтому "интеграционным процессам с Башкирией, Удмуртией, Мордовией и Марий-Эл", по убеждению А.Дугина, "следует препятствовать", т.к. “татарский вопрос” отдельной статьей входит "в более широкую проблему – Россия и ислам". С учетом же наличия в Башкортостане, аналогично Татарстану, тюркского этноса, исповедующего ислам, "центр должен сделать все возможное" для интеграции башкир "в южноуральские регионы, заселенные русскими": в целях отрыва "от ориентации на Казань". Укрепление же геополитических связей двух республик, – заключал А.Дугин, – "предельно опасно для России" по причине пролегания южной административной границы Башкортостана "недалеко от Северного Казахстана", могущего, "при самом неудачном развитии геополитической ситуации", теоретически стать "плацдармом тюркско-исламского сепаратизма".



Вспомним, как в июле внезапно заговорили некие "башкирские партизаны". Станция же Нурлат расположена на линии Ульяновск-Уфа. Так, может, кому-то сегодня нужно "продемонстрировать" жизненность сказанного А.Дугиным?

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Граждоанин России 28 Декабря 2010г.
Ответить

Уважаемые !!! Почему-то Татарский вопрос не даёт покоя,Татары развитый народ,Вы посмотрите они не уступают ни кому на территории СНГ и за рубежом,это самодостаточный народ,в любой области есть представители этого народа, в отличии от некоторых развитых народов,правильно кто-то сказал во времена Ельцина,Что не Татарстан хочет выйти из состава России а Россия хочет выидти из союза с Татарстаном,постоянно какие-то псевдо спецы по Татарскому вопросу,рисуют страшные сценарии,не зная совсем народ,его привычки и так далее,Кто мечтает что Татарстан выйдет добровольно из России я скажу так, Не д...
Читать дальше

Рустам 17 Декабря 2010г.
Ответить

<quote>которые Ивана Грозного называют военным преступником</quote> Ну, это для кого как. Для татар, помнящих свою историю (и о крови текшей по улицам Казани) он военный преступник, а для русских национал-фашистов, конечно же, какой он преступник? Он - национальный герой.

Рустам 17 Декабря 2010г.
Ответить

<quote>Из Средней Азии же прёт всякий радикальный ислам.</quote> Не видел никого миролюбивее узбеков и таджиков.

rustam_1 17 Декабря 2010г.
Ответить

Вы молодец, Атаев. Как всегда, очень грамотно, четко и логично. Мне нравится, как Вам удается расставлять акценты при освещении очень серьезных тем. Правда, иногда между строк. Успехов!

Dzhus 16 Декабря 2010г.
Ответить

Главное — понимать, что никакой «татарский вопрос» сегодня уже невозможен просто в принципе. По-моему, это местные что-то нагнетают.

khalifat 15 Декабря 2010г.
Ответить

Dzhus, страшилку про радикальный ислам детям перед сном рассказывай!

sahib 15 Декабря 2010г.
Ответить

Братья, что случилось в Нурлатском р-не? Пожалуйста напишите !!!

Рустам 15 Декабря 2010г.
Ответить

Амелину давно пора вытурить из КФУ

Dzhus 15 Декабря 2010г.
Ответить

Дугин видимо с современными татарми никогда не общался. Монолитное этно-национальное образование (уже полвека как нет), соперничество, три раза ха. Нац. вопросами в РТ занимаются шизофреники из ТОЦ, которые Ивана Грозного называют военным преступником. Смешно смотреть. И так ли всё сложно, как малюют подобные этому сайты? Может, действительно секты в республике действуют? Из Средней Азии же прёт всякий радикальный ислам. А в Казани хорошо. Чисто, спокойно.

rsi 15 Декабря 2010г.
Ответить

дугин и сурков главные идеологи кремля.

rustam_1 17 Декабря 2010г.
Ответить

Вы молодец, Атаев. Как всегда, очень грамотно, четко и логично. Мне нравится, как Вам удается расставлять акценты при освещении очень серьезных тем. Правда, иногда между строк. Успехов!

Яндекс.Метрика