Мечеть в Ирбите: Протянет ли власть руку помощи мусульманам?

Ирбитская ярмарочная мечеть 100 лет назад

Историческая мечеть города Ирбит Свердловской области – один из немногих, не переданных мусульманам старинных исламских культовых объектов в России. Накануне в области побывала делегация мусульман из Тюменской области, которая познакомилась не только с бытом единоверцев и ознакомилась с достопримечательностями Ирбита, но и прониклась проблемами, которые волнуют местную умму. Об этом и многом другом в репортаже автора IslamNews.

Исторические сводки...

Город Ирбит был широко известен в дореволюционной России, благодаря своей ярмарке, уступавшей по товарообороту лишь Нижегородской. Сюда шли караваны Хивы, Бухары и Китая, тянулись обозы с европейской России, десятками тысяч гнался скот из степных просторов Среднего жуза, сибирские купцы доставляли тонны пушнины. Тут писатель Мамин-Сибиряк писал свои знаменитые «Приваловские миллионы».

По исторической части Ирбита нас прокатил предприниматель Магомедамин Исаков, в прошлом депутат городской думы двух созывов.

- Эти здания принадлежали Савве Морозову, а тут был драмтеатр, где выступали знаменитые артисты из Петербурга, их гастроли проплачивали местные купцы, – рассказывал он нам, притормаживая возле каждого исторического объекта.

Магомедамин показал нам место, откуда начиналась Ирбитская слобода, прокатил мимо главного делового здания ярмарки «Пассаж», висячего моста, бывших торговых рядов, зданий старых банков, ресторанов, постоялых дворов. Центральная часть показалась нам архитектурным музеем под открытым небом.

Магомедамин Исаков – один из тех, на ком держится ислам в городе. Родом он из Цумадинского района Дагестана. Приехал впервые в Ирбит в 1983 году на «шабашку», так и связал свою жизнь со старинным городом, полюбил его, и знает историю края не хуже музейного работника. А музеев здесь больше, чем в некоторых крупных областных центрах, и само собой старинных экспонатов в бывшем деловом центре азиатской царской России несравненно много.

Ирбитский тракт возник в 1597 году после падения Кучумова ханства, и длительное время оставался единственной дорогой из Москвы в Сибирь, пока во второй половине 18 века не был открыт новый Сибирский тракт. Ярмарка в Ирбитской слободе заработала после окончания в России эпохи Смутного времени, стабильно раз в году здесь стоял разноязыкий говор, сколачивались состояния, хозяева постоялых дворов зарабатывали на год вперед. Торговля стала приходить в упадок в конце 19 века. Город оказался в стороне от железной дороги, что и предопределило его участь. Тем не менее, Ирбитская ярмарка продолжала работать и в первые годы советской власти.

К чести последующих городских властей, они не застроили площадь, где проходила ярмарка, если не считать установки памятника Ленину. Площадь также была названа в советское время в честь вождя мирового пролетариата, и сегодня в городе идет тихая борьба между коммунистами и монархистами. Рассказывают, что последние хотят установить перед «Пассажем» памятник царице Екатерине, скульптура уже готова и ждет своего часа в одном из музеев Екатеринбурга, однако «красные» не дают появиться на площади имени Ленина памятнику классовому врагу.

Нашу тюменскую делегацию интересовало, прежде всего, здание исторической Ярмарочной мечети. Тюмень, кстати, ближе находится к Ирбиту, чем областной центр – Екатеринбург. Давно я вынашивал идею побывать в Ярмарочной мечети, и вот мечта осуществилась, когда Магомедамин привез нас к старинному двухэтажному зданию желтого цвета в центре города.

- Как жаль, что не смогли ее вернуть! – с сожалением говорили попутчики. – Такую мечеть в два этажа не могли позволить себе даже мусульмане Тобольска и Тюмени.

Защемило в груди, словно прикоснулся к чему-то родному, при виде арки, под которой оказалась замурованной входная дверь в мечеть.

Есть разные мнения относительно появления Ярмарочной мечети в Ирбите на пересечении улиц Главная (ныне Революции) и 2-я Андреевская (ныне Карла Маркса). Одни утверждают, что мусульманские купцы построили ее в 60-е годы 19 века, другие говорят, что «магометане» купили готовое здание и переоборудовали под мечеть. В начале 20 века имам-хатыбом здесь служил Залид Хайретдинов. Постановлением президиума Ирбитского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 25 декабря 1929 года мечеть была закрыта, здание передано для культурно-просветительских целей татаро-башкирской общине города. Впоследствии здесь размещалась детская поликлиника, затем водочный завод.

Постсоветское возрождение ислама в Ирбите

Первая развала СССР официальная мусульманская организация в Ирбите была зарегистрирована региональным управлением юстиции в 1995 году, религиозные обряды проводил пенсионер Сафуан Багаутдинов, председателем приходского совета стал Рамиль Галиев.

В конце 90-х годов муфтий регионального духовного управления Сибгатулла Сайдуллин предпринял ряд попыток вернуть мусульманам Ярмарочную мечеть, однако ему было отказано под предлогом того, что здание бывшей мечети уже не является государственной собственностью, оно принадлежит акционировавшемуся водочному заводу, это частная собственность и не может быть отнята государством и передана верующим.

В 1998 году мусульманская организация обратилась в мэрию Ирбита с просьбой предоставить земельный участок для строительства новой мечети на пустыре в районе улицы Чапаева, но, как это часто бывает, против строительства выступили жители близлежащих домов, мнение их было опубликовано в местной газете «Восход», в связи с чем эту затею пришлось оставить.

Одним из градообразующих предприятий Ирбита является мотоциклетный завод. На площади перед проходной завода на постаменте возвышается памятник двухколесному мотоциклу, в честь которого вероятно и названа городская газета. Здесь же выпускаются популярные в прошлом трехколесные мотоциклы «Урал».

- В марте 2001 года ушел из жизни Сафуан-абый, – рассказывает Рамиль Галиев. – Я был в растерянности, что делать, где искать имама! Сафуан-абый был единственным человеком, который проводил обряды в нашей татаро-башкирской общине, других знающих людей попросту не было. По настоянию земляков пришлось мне взять на себя обязанности имама общины, обучиться проведению обрядов.

Так уж сложилось в Ирбите, что каждая мусульманская национальная община имеет «своего муллу». В казахской диаспоре обряды, связанные с проведением курбан-айта, Рамадана, похорон выполняет Бахытбай. В узбекской общине человек по имени Надиджан. Рамиль Галиев соответственно является «муллой» татар и башкир.

В то же лето 2001 года, после ухода из жизни Сафуана Багаутдинова, Рамиль Галиев купил соседский дом по улице Комсомольская, 66 и организовал в нем мусаллю (молитвенное помещение). К тому времени община мусульман лишилась официального статуса.

- Открыли муссалю, а как проводить джума-намаз, не знаем, – вспоминает Рамиль. – Грамотного имама у нас нет, все самоучки. Выручили дагестанцы, которые в вопросах религии более подкованы, чем мы – тюрки. Намазы стал вести Магомедамин, иногда другие дагестанские братья. В четверг я растапливаю печь, прогреваю помещение на джума, в остальные дни, кроме Рамадана, мусалля закрыта.

Мечеть и водочный завод: есть ли связь?

Тем временем, пока община мусульман обустраивалась в молитвенном доме на Комсомольской 66, водочный завод стал банкротом. Здание Ярмарочной мечети приобрел предприниматель, депутат городской думы Михаил Смердов. Этот человек, как рассказали нам, сначала поинтересовался у мусульман, готовы ли они выкупить здание за предложенную цену, если нет, то выкупит он (Смердов) для организации музея народного быта. Мусульмане оказались не готовы.

По словам Рамиля Галиева, согласно переписи 2002 года в Ирбите проживало полторы тысячи татар, пятьсот башкир, триста казахов. В последние годы численность этнических мусульман увеличилось за счет притока представителей кавказских и среднеазиатских народов. При этом на джума-намаз в мусаллю приходит 10-20 человек. Выкупить за миллионы ветхое двухэтажное здание, отремонтировать его и содержать, ежемесячно выплачивая немалые деньги за коммунальные услуги, показалось активу общины из 20 мусульман делом непосильным. Так хозяином стал Михаил Смердов.

Депутат, хозяин музея народного быта провел нас по помещениям бывшей Ярмарочной мечети.

- Здание примыкает к другим моим объектам, поэтому я и решил купить его и отремонтировать, – пояснил нам Смердов. – Если бы оно находилось через дорогу, я бы ни за что не взял его, дешевле было бы построить новое.

На первом этаже бывшей мечети сегодня размещаются магазины. Музей народного быта находится на втором этаже. Здесь же на втором мы увидели литую лестницу, по которой поднимались на минарет. Это единственный сохранившийся интерьер мечети. Михаил Смердов продемонстрировал нашей делегации старинные экспонаты музея, которым могли бы позавидовать многие столичные музеи, уголок купеческого дома.

В задачи настоящего материала не входит подробный рассказ о музее народного быта Ирбита, поэтому лишь отмечу, что здесь находится вошедший в книгу рекордов России огромный самовар на 415 литров. В будущем Михаил Смердов намерен соорудить на крыше вышку в форме минарета, который возвышался над зданием в царское время. Определить где находилось молитвенное помещение, на первом или втором этаже, нам не удалось. Оба этажа разделены стенами и арочными переходами. Создалось впечатление, что реконструкция в прошлом осуществлялась с учетом архитектурных особенностей здания.

- Инша Аллах, со временем будет у нас и полноценная мечеть, – говорит Рамиль Галиев. – Сейчас нас должно больше заботить состояние имана (веры) у людей. Если будет в общине несколько сот соблюдающих мусульман, решится и вопрос с мечетью.

Солидарен с председателем общины и Магомедамин Исаков. Какой смысл строить новую мечеть, а для этого есть возможности, говорит он, если на джума сегодня не заполняется и маленькое молитвенное помещение мусалли на Комсомольской, 66.

Ситуацию усугубляет и отсутствие имама с религиозным образованием. В последнее время Рамиль Галиев предпринимает шаги по официальной регистрации общины. В Свердловской области сегодня пять централизованных областных мусульманских структур, к какой-нибудь из них община мусульман Ирбита и намерена прибиться. Официальной регистрации хотят и силовики, проводившие не так давно проверку литературы в муссале на предмет наличия в них экстремистских слов.

Для оживления жизни в молитвенном доме нужно для начала хотя бы раз в день собираться здесь на намаз, считает Магомедамин Исаков.

- Таравих-намаз в месяц Рамадан я мог бы читать дома, мне так удобнее, но вместе с братьями мы каждый день вечерами ездили в мусаллю, – говорит он. – Капля точит камень. Если вода не будет течь, все зарастет кустарником.

Из Ирбита мы уезжали под впечатлением увиденного, обсуждая разные варианты развития событий. Историческую справедливость, по мнению моих попутчиков, среди которых были муфтий Фатых Гарифуллин, имам Амир Балдин, Шамиль Юмаев, построивший мечеть в родной деревне Чумык, можно было восстановить, если бы местные власти протянули руку помощи мусульманам. В свое время Ярмарочная мечеть была изъята государством в лице местного горисполкома. Нынешняя мэрия, являющаяся правопреемником горсовета, должна была бы выкупить здание ставшего банкротом водочного завода, и вернуть мусульманам, и желательно в том же виде, в котором государство изымало. Так все было бы честно и справедливо. А содержать два этажа община смогла бы, сдавая часть помещений в аренду.

Мусульмане Ирбита никогда не забудут о Ярмарочной мечети, пока ее здание существует. Думается, что рано или поздно, когда община окрепнет, вопрос возвращения Ярмарочной мечети вновь встанет на повестку дня. Для этого есть все основания, подкрепленные законом. И будем надеяться, что будущая мэрия Ирбита исправит ошибку своих предшественников, выкупив здание у депутата и хорошего человека Михаила Смердова с учетом всех его немалых затрат.

С некоторой грустью мы покидали Ирбит и только по дороге с сожалением вспомнили, что не прочитали в стенах бывшей Ярмарочной мечети положенные два ракаата приветственного намаза.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Abdarrashid 15 Февраля 2012г.
Ответить

Хотят повторить историю Томской мечети, где был в советское время водочный завод, а некоторые мусульмане решили восстановить мечеть. Конечно спирт испаряется, но не испаряются сивушные масла - сильнейшие яды и наркотики которые присутствуют, в той или иной мере, во всех алкогольных напитках.

Яндекс.Метрика