Мусульманам России нужен Высший координационный совет – открытый для общественности

Встреча в «Катерине»
В Москве 17 февраля в конференц-зале гостиницы «Катерина» собрались представители трёх основных мусульманских центров (ЦДУМ, СМР и КЦМСК), которые продолжили обсуждение объединительного процесса, инициированного в конце прошлого года. Встреча велась в закрытом от прессы режиме, после чего была дана пресс-конференция для журналистов.



Поскольку я уже анализировал итоги предыдущей встречи, предлагаю читателю информацию о встрече, как бы случайно прошедшей в ореоле имени императрицы Екатерины Великой, которая первой уладила государственно-исламские отношения в Российской империи и инициировала создание ОМДС (Оренбургского мусульманского духовного собрания), наследниками которого почитают себя действующие и ныне ДУМы – Духовные управления мусульман в Российской Федерации.



Рабочая группа – номер 2, под именем «Катерины»



Своего рода интригой стало само собрание Рабочей группы по тому же вопросу, который обсуждался ранее. Дело в том, что участники «катерининской встречи» потому и собрались, что считают предыдущие договорённости – обсуждениями «за их спиной» и утверждают, что «на этот раз собрались деятели ДУМ не менее легитимные и представительные, чем в начале февраля». Это первый факт, заставивший собраться.



Второе – это «полная поддержка идеи Таджуддина о необходимости Высшего координационного совета мусульман России». Но не менее важными оказались третий и четвёртый пункты собрания: в этом Совете должно быть больше делегатов, а не только 3 высших руководителя; и ещё, по мнению участников, важно предупредить умму, что сам по себе благой процесс во имя благой цели был начат, по сообщению многих СМИ, как пиар-кампания, рассчитанная на руководителей духовных управлений, а также бизнесменов и влиятельных политиков, искренне радеющих за положение ислама в России.



Процитирую первую треть Совместного заявления: «Признавая безусловную необходимость единения мусульманской уммы России, рабочая группа признала неприемлемым и невозможным в настоящее время вариант создания единой религиозной мусульманской организации. Единогласно отвергнута идея о созыве всероссийского мусульманского съезда и выборах единого «мусульманского патриарха». Единогласно поддержано недавнее предложение Таджуддина о создании Высшего координационного совета мусульман России без образования юридического лица. При этом оргструктуры ЦДУМ, СМР и КЦМСК будут работать в прежнем режиме. Группа предлагает руководителям этих организаций перейти к практическим шагам по реализации этой инициативы».



Итак, вопрос: чем собрание 2 февраля в «Совете муфтиев России» не устроило «катерининцев»? Оно не представляло (по их мнению) все ДУМы, кроме того, «подавляющее большинство той группы не имело никаких официальных полномочий. А в сегодняшней группе принимали участие более авторитетные люди, имеющие значительно более веский голос в своих организациях», – заявили участники заседания.



В «Катерину» приехали заместители главы ЦДУМ муфтии Джафар Пончаев, Тагир Саматов, Альбир Крганов, Джафар Бикмаев, Назымбек Ильязов; директор Международной исламской миссии, представитель КЦМСК муфтий Шафиг Пшихачев; от ДУМ Дагестана – ректор Северокавказского университетского центра исламского образования и науки Максуд Садиков; от ДУМ Карачаево-Черкесии – Мухаммад Рахимов; от «Совета муфтиев» – заместитель муфтия Пензенской области Рауф Забиров. По праву старшинства председателем собрания был избран Джафар Пончаев. Он зачитал перед прессой первую треть Совместного заявления, остальные две трети были озвучены другими участниками, причём каждый затем высказал свои соображения, после чего собравшиеся ответили на вопросы прессы.



«Нужна не революция, а эволюционное развитие!»



Максуд Садиков счёл необходимым прояснить отношение дагестанского ДУМ ко всему процессу: «Более эффективными на пути к объединению являются не революционные методы, а работа уже действующих структур, плавное и эволюционное развитие – иначе может быть хаос! Для нас сегодня это особо важно в условиях каждодневного противостояния экстремизму и сектантству. Зачем создавать новую структуру с правом юридического лица? Она не нужна, ибо действующие ДУМы, как бы к ним не относиться критически, всё-таки работают и знают свои регионы. Вот почему мы предложили Совет без права юрлица – пусть он начнёт действовать, проявит себя позитивно – тогда со временем придёт пора придать ему и статус юрлица, и так далее…



Наш призыв: пусть все начнут работать интенсивнее и, главное, научатся координировать свои усилия. Но вот ранее нас об этом процессе не то что не уведомили, но игнорировали тот факт, что Дагестан сегодня имеет 50% мечетей во всей Российской Федерации, от нас в хадж уходят более половины всех паломников страны, у нас действуют 80% духовных учебных заведений РФ, из них мы даём 85-90% кадров – вот объём нашего вклада в умму России. Это не потому, что мы в Дагестане «лучше всех» – но так исторически сложилось. А именно: у нас, в отличие от иных регионов РФ, не утрачены традиции алимов, устазов, здесь хранится и преумножается баракат.



…И вдруг из Москвы приходят какие-то революционные для всей уммы идеи и проекты?! – Мы готовы участвовать в объединительных делах, но при этом занимать достойное место (что не было учтено прежней Рабочей группой 2 февраля). Мы неприятно поражены: вот уже назначены «смотрящие по Кавказу» с резиденцией в Сочи – а что такое Сочи для кавказцев?! Кого-то поставили в Петербург, а у нас за спиной анонсируют какую-то встречу на март в Дербенте… Как всё это можно творить без согласования с нами, с действующими структурами в регионах?!"



Джафар Пончаев: «Я главный советник в ЦДУМ, здесь большая часть первых заместителей главы ЦДУМ. В первую очередь хочу сказать: двери ЦДУМ всегда открыты, пусть все в него войдут, особенно те, кто ушёл от нас в 1990-ые годы!"



Назымбек Ильязов: «Обсуждаемые нами вопросы – не только внутриисламские, но и общегосударственные, затрагивающие дела безопасности страны. Но вот под эгидой «объединительного процесса» как бы бомбу взорвали: искажают наши мнения, идут на подлоги. К примеру, мне приписали слова, что я как «астраханский муфтий будто бы против объединения, ибо против чеченцев». Полная чушь! Татары донесли в течение столетий Ислам по огромным просторам Российской империи, за её пределы, включая Японию. И везде мы были в дружбе со всеми народами, с кавказцами в том числе. Я тружусь в умме 25 лет, участники нашей встречи – по 30 лет. Мы хотим через СМИ успокоить наших верующих и всю общественность: мы за объединение, но без авантюр, революций и корыстных целей».



Тагир Саматов: «Посмотрим трезво: светская власть могла бы взять и объединить всех в один муфтият. Но не делает этого – есть Конституция, и мы сами, мусульмане, разбираем наши проблемы. Почему не нужен сейчас единый центр, съезд, структура с полномочиями? Это исторически объяснимо: мы слишком разные по истории и традициям, с разными мазхабами, адабами, а в последние годы в орбиту Ислама входят ещё новые народы и новые регионы. Пусть процесс идёт плавно, без рывков и насильственных мер».



Шафиг Пшихачев: «Всем известно, что с 1990-х годов я был активистом объединительных акций. На моих глазах несколько вариантов пробовались – но не получились. Я бы не хотел, чтобы все мы вновь повторяли печальный опыт прежних лет. Нужна не революция, а эволюция! Но чтобы форсировать сейчас несозревшее объединение, придумали чудовищную ложь: мол, россиянам-суннитам надо скорее сплотиться, ибо нам навязывают, как лидера, шиита-азербайджанца Аллах-шукура Паша-заде из Баку. Но кто-нибудь хоть раз видел, чтобы этот шейх вмешивался в российские дела? У него в Азербайджане дел хватает. Не надо искать внешних врагов. У нас – свой процесс, внутрироссийский».



Альбир Крганов: «На Совете имамов нашего региона, Чувашии, мы обсуждали происходящее. Наш вывод: 220-летняя история ЦДУМ, берущего начало от екатерининского ОМДС, это бесценное наследие, которым стоит дорожить. Это богословие, традиции, которые не надо ломать. В частности, по шариату не может быть «трёх начальников, вождей уммы» – но только один! Нам говорят: в России среди мусульман раскол. Но это раскол между псевдолидерами!"



Итак, что же конкретно предлагается во Второй части Совместного заявления? «Рабочая группа приняла также решение рекомендовать включить в состав Высшего совета по 4 человека от каждой из вышеупомянутых организаций. Таким образом, в Совет могут войти 12 человек. По мнению участников заседания, это позволит лучше координировать работу мусульманских организаций на местах, а не ограничиваться декоративным органом из 3 человек. Участники встречи также подчеркнули, что предлагаемый Совет должен возглавляться триумвиратом из трёх сопредседателей Р.Гайнутдина, Т.Таджутдина и И.Бердиева – если их изберут для этого мусульмане. И в будущем на эти позиции могут быть избраны другие муфтии».



И ещё – резолюция «катерининской группы» в ближайшие месяцы будет доведена до сведения руководителей ДУМов по всей стране, а также представлена простым верующим. При этом в мае-июне этого года создание Высшего координационного совета станет возможным.



Молодёжь – будущее уммы? Россия – фабрика «муфтиев»?



Ещё два взаимосвязанных вопроса я сразу же задал участникам встречи: «Объединение мусульман России, по вашему мнению, это дело лишь сложившихся ДУМов, или в нём будет место и тем, кто вне ДУМов ведёт работу в СМИ, благотворительности, социальной работе? Ведь я не открою секрет, сказав, что в эту «внедумовскую категорию» входят ведущие исламские СМИ в России (сайты Ислам.Ру, ИсламНьюс.Ру, ИсламРФ.Ру), такие общественные структуры как Ассоциации общественных объединений «Собрание», Российское исламское наследие, Союз мусульманок Татарстана, Фонды Абу Ханифы и «Марджани», и другие. А ДУМы такой работы не делают. И второе – как понять, что теперь назначены «представителями ДУМЕР при Федеральных округах» молодые ребята тридцати лет, причём, как было заявлено, в «сане муфтиев»?



Джофар Пончаев: «О «новых муфтиях» скажу просто: что это, как не новый раскол на местах? Вот у меня данное в 2006 году шейхом Таджуддином назначение быть главой общин ЦДУМ в Петербурге и на Северо-Западе РФ, он послал об этом письмо губернатору с просьбой принять меня в таком статусе – а тут рядом ставят юношу из Уфы… да ещё «муфтием» – какой же это «объединительный процесс»? Как раз всё наоборот. К тому же, а есть ли где такая юридическая база, чтобы делать такие шаги? Её просто нет. Аналогично и по Кавказу, о чём говорил Максуд-хаджи Садиков: представлять кавказских мусульман послан юноша в Сочи… Авантюризм».



Рауф Забиров: «Объединение, несомненно, должно вбирать не только действующие ДУМы. Я, к примеру, сам являюсь не только руководителем в религиозной структуре ДУМ, но также председателем общественной организации «Просвещение» в нашей Пензенской области. Мы знаем, как много людей, плодотворно трудящихся на благо уммы и на пользу нашей Родины, действуют параллельно с ДУМами. Яркий пример – Ассоциация общественных объединений «Собрание» и все организации, Вами названные, и многие, которые малопубличны. Поле исламской деятельности огромно, много честных людей, учёных, правозащитников, бизнесменов, женских и молодёжных групп, которые достойны быть представлены в общем Совете. Эти двери открыты – но следует действовать осторожно, поэтапно. К сожалению, пример «общественного крыла СМР» показал негативный пример, что, однако, не должно закрыть путь к сотрудничеству со всеми другими».



От себя добавлю, что вопрос о наличии «60 муфтиев в России» я неоднократно задавал муфтиям разных стран: от Казахстана, Узбекистана до Ливана – и всякий раз получал одну и ту же реакцию. «Если это не шутка, – говорили мои собеседники, не сразу сознававшие серьёзность вопроса – то напомним простые исламские правила. Первое – лидер по шариату должен быть один, а муфтием называют не общественного лидера, или финансово-хозяйственного менеджера, а высоко авторитетного в исламских науках учёного, способного выносить фетвы. Нескольких муфтиев в одной стране быть не может – это абсурд. Второе – есть непререкаемая кораническая заповедь «Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь!» Значит, многозначное число «муфтиев» и тем более их «тиражирование» – глубокое искажение исламской нормы.



Так что же произошло под знаком «Катерины»?



Этот вопрос, конечно, задают ныне многие, кто неравнодушен к исламским делам в России. Кто-то обрадовался трезвому взгляду и конкретным предложениям «катериницев». Кто-то сразу заявил, что сама новость об этой встрече – журналистская «утка». Родилась аналитика, будто всё это – происки «всемогущего» исламофоба Романа Силантьева. Вихрь вопросов, которые ставит начатая пиар-кампания под названием «Объединение», иные избегают, иные боятся озвучить. Многие фигуранты процесса или отмалчиваются, или выжидают и тянут время…



Позволю высказать, быть может, неожиданное мнение: всё это совершенно нормально, ибо… процесс пошёл. Да, началась общественная дискуссия о невозможности продолжать нынешнее раздробленное бытие исламских институтов в России, тем более в пору заявленной модернизации. Вопросы накопились давно и требуют работы и ответа. То, что в умме много разных мнений и группировок – естественно. То, что объединительный процесс и дискуссии вокруг него не будут гладкими и парадными – очевидно. Важно лишь, в первую очередь, соблюдать исламскую этику, держать «закон внутри себя», и не нарушать закон внешний, общественный.



К определённым позитивам нельзя не отнести то, что пока (хвала Аллаху!) никто из дискутирующих не предал никого «такфиру»: действует самосознание, что все мы – муслимы и члены уммы Пророка Мухаммада (мир ему). При всей остроте и горячности споров сохраняется фундаментальное единство. В то же время – налицо нарушение собственных уставов, заигрывание (или запугивание) близостью к светским властям, небрежность к светскому законодательству. Так, представляется даже опасным невнимание некоторых членов СМР к уже дважды полученным от Минюста официальным предупреждениям (а ведь на практике вслед за третьим предупреждением может последовать запрет деятельности всей структуры). Действительно – противников объединения мусульман в России немало. И они – лица изощрённые. Так зачем им давать повод? Зачем столь ответственное дело вести непродуманно и без привлечения специалистов?



И ещё одно замечание – оно представляется особо важным: впервые в устах Рауфа Забирова прозвучал долгожданный для исламской интеллигенции и всех подвижников Ислама, трудящихся по разным причинам вне ДУМов, призыв к открытости, солидарности и совместной работе в созидающемся на наших глазах Высшем координационном совете мусульман России. Это путь для «неклерикального» развития уммы, для её оздоровления.



Появляется надежда, что в условиях демократической России 21 века, получив неслыханную ранее свободу, последователи Ислама смогут избавиться от накопившихся «болячек», восстановить свою идентичность, свою культуру, и разумно взаимодействовать с иными субъектами становящегося российского гражданского общества, со становящимся правовым государством. «Если ты равнодушен к делам мусульман – ты не из их числа»… Пожелаем же успеха делу оздоровления и объединения уммы!





Джаннат Сергей Маркус

независимый исламский культуролог

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Halida 24 Февраля 2010г.
Ответить

Маркус приводит выдержку из какого-то источника: "Если ты равнодушен к делам мусульман – ты не из их числа". В таком случае Силантьева можно считать мусульманином, ведь он очень даже неравнодушен к делам мусульман.

Атар 24 Февраля 2010г.
Ответить

Не пойму зачем столько мучится, не проще ли сразу назначить ФСБшника ответственным за ислам,ну а освободившиеся средства направить детишкам на игрушки.

казах 25 Февраля 2010г.
Ответить

Атар не гневайся! Ты сможешь ответить за свои слова перед Аллахом в Судный день, если кто то из читающих дословно воспримут твой призыв. Мы знаем ситуацию в наших странах. Шайтан не хочет что бы вы развивались, и много наших грехов. Объединение необходимо а там дальше. Умма развивается.

шамо 26 Февраля 2010г.
Ответить

а где место джамаатов во всем этом?

Яндекс.Метрика