Мы - одна нация!

Студенты из фонда "Баба Алем" на экскурссии в стамбульском музее

Студенты из фонда "Баба Алем" на экскурссии в стамбульском музее

Теги:


0
11 Марта 2010г. (25 Раби аль-авваль)

Студентка из Таджикистана Рахат по дороге в университет каждый раз минует баннер со слоганом «Мы – одна нация!» на одной из стамбульских улиц. Этот лозунг Рахат слышит с первых дней своей учебы в Стамбуле. Этими словами пропитан дух многоликого города, где учатся студенты со всего света, где живут дети из разных стран, пострадавшие от войн, катастроф и несчастий.

Когда-то фонд IHH привез в Стамбул из воюющей Боснии детей, потерявших родителей. «Мы помогли им поступить в университеты, дали им хорошее образование. Мы старались облегчить их страдания. У себя на родине они хотели, но не могли учиться. Мы постарались воплотить их мечты в жизнь», – говорит Орхан Шефик, один из сотрудников IHH.

Спустя годы фонд помощи обездоленным IHH дал жизнь двум образовательным фондам – «Баба Алем» (для студентов) и «Садер»(для студенток). Созданные отделения сегодня функционируют самостоятельно. Больше двух тысяч студентов из 80 стран могут получить в этих фондах любую помощь – материальную, духовную, образовательную.

«Мы должны помочь студентам, постараться решить их проблемы, потому что они – наши гости. Вот согласно этой логике мы и работаем, – говорит заместитель президента фонда «Баба Алем». – В целом в нашей работе два направления – воспитать достойного человека, дать ему образование. Но самое важное: мы хотим, чтобы все мусульмане были братьями и сестрами, чтобы людей не разделяла национальность. Вы знаете, какие братство и взаимопомощь были в Медине, когда пророк со сподвижниками переселился туда из Мекки? И переселившиеся, и местные жители были вместе. Наша обязанность сделать так, чтобы мусульмане вновь были вместе».

Студентка Рахат
«Баба Алем» и «Садер» расположились в старом и наиболее религиозном районе Стамбула – Фатих. Турция движется путем эволюции, а не революции, говорят те, кто хорошо знаком с политической и социальной ситуацией в стране. Образование стало важнейшим направлением и для политической власти, и для общественных движений Турции. За последнее время в стране было построено 54 высших учебных заведения. «Теперь можно смело заявить о том, что в Турции не осталось района, где бы не было возможности получить высшее образование», – заявил премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в университете Фатих.

Наша переводчица, 18-летняя Седа из Грозного, учится в Стамбульском медицинском университете. Время от времени ее сокурсники устраивают митинги протеста против непомерной учебной нагрузки. Ректорат университета иногда сдает свои позиции, и разрешает сократить учебный день, например, с 10-ти часов до 8-и. Седа с нагрузками смирилась – она настойчиво хочет стать врачом.

Приходя в университет, она заходит в кабинку, снимает платок и идет в аудиторию, – хиджаб в учебных заведениях страны все еще запрещен, несмотря на присутствие во власти исламских деятелей. Между тем Седа находит время посещать «Садер», где она изучает Коран, исламские дисциплины, проходит курсы профессиональной фотографии. Здесь же, в течение 10 месяцев, ее готовили к поступлению в университет – учили турецкому языку, «подтягивали» по школьным предметам. «Но иногда я прихожу сюда просто пообщаться с девочками. В «Садер» приходит очень хорошая молодежь», – говорит Седа.
В «Садере» уютная девичья обстановка – розовая мебель, цветы на столешницах, мягкий свет, падающий сквозь пастельные шторы. Шейма Устюн, президент фонда, облаченная в просторный черный хиджаб, рассказывает, что когда девушек в фонде стало очень много, руководство фонда приняло решение создать две структуры – отдельно для студентов и отдельно для студенток. Сегодня и «Садер», и Баба Алем» выплачивают студентам стипендию в 75 долларов, обеспечивают их жильем, мебелью, оплачивают учебу в университетах Стамбула. Повышенную стипендию выплачивают детям, приехавшим из «горячих точек».


Вейсаль Башар, президент фонда «Баба Алем»
«Самые несчастные дети те, которые перенесли войну. Помогать таким детям – большая честь для нас. Для нас самое главное – показать им, что есть другая жизнь. Чтобы эти дети не видели больше войны и страданий, мы должны сделать для них все», – говорит президент «Баба Алем» Вейсаль Башар.

Когда-то сотрудники IHH хотели закрыть свой фонд сразу после войны в Боснии. Но началась война в Чечне, потом в Ираке, далее в Афганистане… Молодых людей, приехавших в Стамбул за знаниями, готовят здесь не только к экзаменам. Их учат нормальной жизни на самом бытовом уровне. Как сказал один из сотрудников фонда «Баба Алем» – мы стараемся, чтобы молодые люди не совершали запретного, удерживаем их от харама.

«А что вы ждете в ответ от студентов, которые у вас учатся и получают стипендии?» – спрашиваю у Шеймы Устюн. Шейма не понимает мой вопрос – как можно что-то ожидать взамен? «Когда африканские студентки, которые в Стамбуле поступают исключительно на медицинский факультет, вернутся к себе на родину, мы ждем, что они будут работать в министерстве здравоохранения, – смеется она. – Мы ждем, чтобы они, как минимум, стали руководителями и, как максимум – президентами. И чтобы они не прерывали связь с нами, когда вернутся в свои страны».

Студентка из Таджикистана Рахат каждый день видит на улицах Стамбула лозунг: «Мы – одна нация!». Рахат говорит, что эти слова будут звучать в ней и тогда, когда она вернется на родину.

Шейма Устюн, президент фонда «Садер»

Автор: Лилия Мухамедьярова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика