О движении уммы к прогрессу через... размышления Фазиля Искандера

Искандер
Только ли писатель?



В марте с. г. президент русского ПЕН-центра Андрей Битов предложил членам Нобелевского комитета номинировать на Нобелевскую премию в области литературы кандидатуру Фазиля Искандера. "Величайшего, – по оценке А. Битова, – из ныне живущих [российских] писателей"(1).



Отметим, что в прошлом месяце блестящему мастеру исполнилось 84 года. К сожалению, сегодняшняя молодежь в основной массе вряд ли знакома с творчеством этого замечательного писателя. Хотя, наверное, определенная доля вины в этом ложится и на пишущую журналистскую братию. Вообще как-то сложилось таким образом, что значительно чаще говорится о покинувших сей мир творческих личностях, мастерах своего дела, чем о здравствующих. А кто, как не они, могут поделиться жизненным опытом или жемчужинами мысли?



Ф. Искандер относится к той плеяде выдающихся советских писателей, чей голос через их произведения (в годы "застоявшегося застоя") звучал барабанной дробью. Пусть не всегда открытым текстом, но вполне отчетливо для думающей публики, эти люди писали о нашей жизни. Реальной. Без искусственных прикрас. Но даже среди этой маститой когорты лиц Ф. Искандер выделялся своим пером и беподобным языком. Вспоминается публикация в “Юности” (правда, уже в период оттепели второй половины 1980-х) его произведения “Кролики и удавы”, впервые увидевшего свет в США в 1982 г. Написанное в форме сказки, с потрясающим юмором, это произведение отразило всю суть советской системы. Ф. Искандер в саркастическом стиле (через призму животного мира) вывел советское общество – вроде как равное для всех, в действительности же разделившего социум на касты. Мастерски, вывереннейшими диалогами и описываемыми событиями, писатель продемонстрировал существовавшее неравенство в стране, где каждому "уровню" были присущи свои правила, следование которым формировало и укрепляло всю систему.



Среди животных фигурировали находящиеся на пьедестале (высший эшелон); “допущенные к столу”; “те, кто стремились быть допущенными к столу”, и "рядовые кролики". Ограничься Ф. Искандер только отражением этого фона (констатации самого факта), произведение было бы просто интересным. Но он фактически продемонстрировал инертность народа, бесхребетность большей массы интеллигенции, чья молчаливость однозначно способствовала укреплению идеологической машины социального беспредела (под прикрытием довольства всех и всем). И это – только одно из произведений Ф. Искендера.



Некоторое время назад портал esquire.ru привел Правила жизни выдающегося писателя, обрамленные жемчужинами его мыслей. Вот только несколько изречений Мастера: "Расцвет индустрии развлечений свидетельствует о неправильно понятой свободе"; "Когда ты вплотную приближаешься к собственной смерти, мысль о том, что ты всю жизнь трудился, успокаивает"; "Я верю, но негромко"(2).



Не менее значимым является сказанное им о совести: "Человек в толпе. Человек может покраснеть от стыда, будучи один. Свидетель – совесть. Совесть затрудняет жизнь, чтобы облегчить встречу с Богом. Будем надеяться"(3).



К сожалению, нередко, цитируя выдающихся людей, мы по неведомой причине не пытаемся применить прекрасные мысли по отношению к себе или сообществу. В интервью, прозвучавшем в год его 80-летия, Ф. Искандер остановился на ряде злободневных моментов. "Сейчас наступила пора равнодушной вседозволенности, – сказал он, – но, похоже, государству безразлично, что происходит в духовной и идеологической сферах. Идея стяжательства, материального обогащения слишком глубоко внедрилась в сознание, чтобы выветриться за короткое время". Вслед за чем Ф. Искандер высказывает уверенность в возможности писателей "напомнить обществу об истинных ценностях, но у молодых авторов нет ничего за душой, пустота внутри"(4).



Наверное, можно подписаться под каждым словом Мастера. А если попытаться прислушаться к мыслям в преломлении к мусульманской умме?



Об умме. О нас



Все мы говорим о беспределе вседозволенности, получившим доступ во все сферы жизни в оболочке "прав человека". И что? Довольствоваться одной констатацией этого факта? Вот Ф. Искандер и апеллирует к интеллигенции отражать складывающуюся в обществе ситуацию, пропагандируя истинные ценности. В свете чего спрашивается, а что предпринимают для этого мусульмане? Да и предпринимают ли?



Вряд ли кто проаппелирует тезису, что в умме далеко не сотни лиц, могущих подготовить грамотный материал или выступить перед широкой аудиторией по злободневным вопросам современности; осветить проблемы, волнующие и мусульманское сообщество, и социум в целом.



Если взять мусульманское экспертное сообщество, здесь просматривается огромное "вакантное" пространство. В данном ряду выделяются Ринат Абдулла Мухаметов и Руслан Курбанов, прекрасно ориентирующиеся как в хитросплетениях мировой геополитики, так и в религиозных тонкостях. А еще? Ну, скажем, Гумер Исаев. Активно печатается Фатима Анастасия Ежова, широкую организационную деятельность ведет Лилия Мухамедьярова, постепенно высвечивается Вера Ильина. Конечно, список можно продолжить, но ведь число "работающих" фамилий увеличится не намного, не так ли? Да, функционируют авторитетные мусульманские сайты, но разве их количества достаточно?



Аналогичная картина проявляется практически во всех странах постсоветского пространства. Если брать Азербайджан, то и здесь можно говорить лишь о единицах. Это, прежде всего, Эльмир Кулиев, блестяще использующий площадку Фэйсбук для раскрытия красоты Ислама и привлечения к мусульманству масс людей. Параллельно он успевает вести свой сайт; писать новые книги, одна из недавно выпущенных – "Корановедение" – стала настольной для многих приверженцев Ислама (и не только); осуществлять переводческую деятельность, знакомя современников со взглядами известных мировых ученых и т. д.



Здесь же можно выделить значительный вклад главы пресс-центра Управления Мусульман Кавказа (УМК) Зульфугара Фарзалиева в дело просвещения мусульман. В качестве редактора еженедельной газеты УМК "Свет истины" практически в каждом номере он освещает важнейшие внутренние общественно-политические моменты, анализирует общемировые процессы, рассматривает религиозные вопросы. Причем газета выходит на азербайджанском и русском языках.



В этот ряд органически вливаются общественные организации "Идрак", "Элмюрду". Можно отметить раздел "Нравственность" сайта deyerler.org. Опять-таки, и в данном случае список, конечно-же, вполне дополняем. Но... на много ли?



Автор еще в 2009 г. ставил вопрос, сколько можно бежать вдогонку за Вильдерсами, защищаться и оправдываться, вместо того, чтобы самим становиться лидерами в доведении до планетарного сообщества путей решения вопросов, актуальных для всего мира? По какой причине мусульманам не использовать мировые «технические установки», могущие продвигать Ислам в массы?(5).



Однако, мы, если и движемся вперед, то неимоверно медленными темпами, совершенно не в унисон со стремительным темпом сегодняшних дней.



В данном контексте представляется целесообразным вновь обратиться к Ф. Искандеру. По словам метра литературы, у него "не получается спокойно реагировать на бесконечные ток-шоу и якобы сенсационные расследования", т. к. "все мелко, поверхностно, банально, без намека на глубину". Но и в этом случае, накладывающимся на другие аналогичные, он призывает "искать выход". "Любое действие ценнее пустых переживаний о несправедливости мироустройства и утраченных возможностях", – говорит мастер.



Согласимся, Всевышний всегда призывает к активности. Поэтому актуализация Ф. Искандером деятельной жизни важна. Да и сам маститый писатель никогда не сетовал на окружающий мир, пытаясь размышлять, анализировать происходящее. И подходил к описанию современного ему периода не просто в саркастической или гротесковой форме, а надеясь сюжетом растеребить читателей.



"Время ведь все равно идет, стрелки на его ход повлиять не могут. Что бы ни показывали, день в урочный час сменит ночь, зиму – весна. Ну, и так далее", – говорит Ф. Искандер.



Так давайте дорожить временем. Борясь с собственным нафсом, стремясь стать чище и пытаясь жить в соответствии с Божественными предписаниями, становиться активными. Лишь при таком стиле нашей жизни мы сумеем идти вперед, продвигая за собой других.



ИншаАллах!

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Hafsa2013 10 Апреля 2013г.
Ответить

К сожалению правительство РФ против продвижения Ислама в массы. И наиболее активные мусульмане, искренне желающие донести чистые исламские мысли до людей попадают в нашей стране в категорию радикальных экстремистов. Многих мусульман это пугает и они предпочитают отсиживаться дома. Ислам же учит нас общественной активности. Посланник Аллаха( с.а.в.) говорил:« Клянусь Тем, в руках которого моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию. И тогда вы будете взывать к Нему, но ответа не последует.»

Hafsa2013 10 Апреля 2013г.
Ответить

К сожалению правительство РФ против продвижения Ислама в массы. И наиболее активные мусульмане, искренне желающие донести чистые исламские мысли до людей попадают в нашей стране в категорию радикальных экстремистов. Многих мусульман это пугает и они предпочитают отсиживаться дома. Ислам же учит нас общественной активности. Посланник Аллаха( с.а.в.) говорил:« Клянусь Тем, в руках которого моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию. И тогда вы будете взывать к Нему, но ответа не последует.»