Рамадан по-российски: можно ли поститься не весь световой день

news-44pFpIoNI7
В священный для мусульман месяц рамадан некоторые верующие задаются вопросом: можно ли держать пост не до захода солнца, а чуть меньше. Причиной тому является излишне длинный световой день, характерный для данного времени года в России.



Например, египетская диаспора, проживающая в Москве, отправила в Центр по фетвам аль-Азхара письмо с вопросом о том, нельзя ли членам диаспоры сократить продолжительность ежедневного поста и совершать разговение по времени Саудовской Аравии или ближайших мусульманских стран. Им ответили: такая возможность из-за длительности московского дня (свыше 18 часов) допускается, египтянам можно поститься по мекканскому времени.



Некоторые люди не выдерживают длительности поста в тех регионах, где солнце почти вообще не заходит, и ищут варианты. Им рекомендовано ориентироваться на ближайший регион, где день короче. Мекканское время поста – второй вариант, ранее озвученный имам-хатыбом московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.



"С уважением отношусь к вышеприведенным мнениям, но при этом хотел отметить: думаю, такая фетва вносит сумятицу в ряды мусульман, – сообщил ИА IslamNews глава Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов. – Надо более точно определить категорию людей, к которой данная фетва применима. Правило облегчения трудностей имеет другие пути решения и их разъяснил Пророк. Например, если человек болен или есть угроза его здоровью из-за поста в длинные дни рамадана, то он может восполнить пост в другое время. Т.е. для поблажек должна быть уважительная причина, но вряд ли целесообразно делать их массовыми, для всех. Все-таки традиционно, с заходом солнца читается соответствующий намаз, а как его читать, если захода не произошло? Это первое. Потом, лично для меня и многих, кого я знаю, поститься на два-три часа больше не представляет проблемы. Исходя из этого, думаю, что если и есть такая проблема, то лишь для ограниченного числа людей".



Собеседник IN напомнил: пост в месяц рамадан является 4-м столпом ислама. "Это означает, что он важнее иных фардов (обязанностей). Надо с осторожностью относится к упрощению установленных предписаний. Это должно быть компетенцией комиссии (шуры) – совещательного органа мусульманских авторитетных ученых. Данное заключение имеет подводные камни. Во-первых, фетва может привести к неразберихе и разладу среди верующих, так как в регионах традиционного распространения ислама в России: Поволжье, Урале, Сибири, московском регионе, Санкт-Петербурге и др., на протяжении веков мусульманские ученые (Марджани, Утыз-Имяни, Фахретдин и пр.) не рассматривали возможным сокращать время поста в длинные летние дни, хотя и тогда время поста летом было таким же. И проблем это у мусульман не вызывало. В 21 веке, в век научно-технического прогресса люди не хотят вставать с дивана, а покупки совершают через интернет, не утруждая себя походами в магазин, но нельзя переносить такие же облегчения на предписаниям Всевышнего", – сказал эксперт.



Сопредседатель Совета Муфтиев России, глава Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов ранее заявлял о том, что время поста имеет далиль катъий (категоричное доказательство). "Пост соблюдается от рассвета до заката. Об этом гласит аят Корана о белой и черной нити. Никакие другие аргументы здесь не принимаются во внимание. Если же в какой-нибудь местности летом нет захода солнца как такового, то известные исламские ученые, в том числе татарские – Шихабутдина Марджани, Ризаутдин Фахретдин и иные указывали, что в этом случае время намаза магриб (на закате) и время разговенья нужно корректировать по ближайшему городу, где имеется соборная мечеть и над которым солнце заходит. Но никогда никто не упоминал, что надо ориентироваться по Мекке или Медине. Кстати, эта книга существует на арабском языке", – отметил он.



Более того, по мнению сопредседателя СМР, "в ряде районов Сибири, где день длится летом порой 20 часов и где испокон веков жили мусульмане, никто из них никогда не жаловался на невозможность, и люди даже продолжали работать в таких условиях".



"Вообще, появились доморощенные алимы, которые подходили ко мне даже, с фетвой о том, что нужно унифицировать время намаза в наших краях с мекканским, невзирая на движение солнца, хотя именно оно является причиной намаза. Объясняли они данное предложение тем, что нужно облегчить привлечение в ислам людей, облегчив им совершение поклонения. Ведь летом на утренний намаз приходится вставать в 3-4 часа, а ночной наступает после полуночи. Но в исполнении законов ислама, касающихся поклонения нет такой аргументации, что это полезно или вредно, привлекательно или отталкивающе", – подчеркнул он.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

taulu1975 09 Июля 2014г.
Ответить

Жителям северных широт, тогда следует сразу лечь и умереть. Потому что там солнце летом практический не заходит. Мой знакомый летом вынужден был уехать с Санкт-Петербурга, потому что не мог там держать Оразу. Думаю, давно пора было, мусульманским ученым решить эту проблему и установить предельную линию широты для времени поста от 22 марта до 22 сентября (как летнее время), и для зимнего времени (с 22 сентября до 22 марта) также определить свою широту, чтобы избежать такого, что в некоторых регионах долгота дня длиться несколько часов, а в других 10-12 часов.

alli 07 Июля 2014г.
Ответить

Интересная фетва, но в действительности хотелось бы услышать на что они оперались

Талгат 06 Июля 2014г.
Ответить

Я думаю 13,5 часов и +40 в тени в Мекке держать пост также как 18 часов в Москве в +25. Всевышний мир устроил равномерно и не должно быть сомнений в его несправедливости!

uralec 04 Июля 2014г.
Ответить

в том году был в командировке в Тарко-Сале пост 22 часа. Очень удобно, разговелся за одно и сухур принял. Если пост ради Аллаха, то Всевышний сделает время поста незаметным. А тот кто не может постится(по уважительной причине) делайте дуа чтобы смочь, кормите и помогайте тем кто беднее вас.

forrum2008 03 Июля 2014г.
Ответить

По моему мнению, если египетская диаспора не в состоянии держать пост по местному времени, то нужно ее членам на время поста ехать в Египет и там держать пост. Может я не прав.

Umar2014 03 Июля 2014г.
Ответить

Если бы пост шёл на 3-4 часа короче,то с моим диагнозом я бы мог поститься, и мне мекканское время очень подошло бы, но я сомневаюсь в действительности этой фетвы. В общем и хочется и колется и мамка не велит, вернее врач не велит. Неужели компромисс только в переносе поста на зимнее время? Неужели для моего заболевания нет выхода?

taulu1975 09 Июля 2014г.
Ответить

Жителям северных широт, тогда следует сразу лечь и умереть. Потому что там солнце летом практический не заходит. Мой знакомый летом вынужден был уехать с Санкт-Петербурга, потому что не мог там держать Оразу. Думаю, давно пора было, мусульманским ученым решить эту проблему и установить предельную линию широты для времени поста от 22 марта до 22 сентября (как летнее время), и для зимнего времени (с 22 сентября до 22 марта) также определить свою широту, чтобы избежать такого, что в некоторых регионах долгота дня длиться несколько часов, а в других 10-12 часов.

alli 07 Июля 2014г.
Ответить

Интересная фетва, но в действительности хотелось бы услышать на что они оперались

Талгат 06 Июля 2014г.
Ответить

Я думаю 13,5 часов и +40 в тени в Мекке держать пост также как 18 часов в Москве в +25. Всевышний мир устроил равномерно и не должно быть сомнений в его несправедливости!

uralec 04 Июля 2014г.
Ответить

в том году был в командировке в Тарко-Сале пост 22 часа. Очень удобно, разговелся за одно и сухур принял. Если пост ради Аллаха, то Всевышний сделает время поста незаметным. А тот кто не может постится(по уважительной причине) делайте дуа чтобы смочь, кормите и помогайте тем кто беднее вас.

forrum2008 03 Июля 2014г.
Ответить

По моему мнению, если египетская диаспора не в состоянии держать пост по местному времени, то нужно ее членам на время поста ехать в Египет и там держать пост. Может я не прав.

Umar2014 03 Июля 2014г.
Ответить

Если бы пост шёл на 3-4 часа короче,то с моим диагнозом я бы мог поститься, и мне мекканское время очень подошло бы, но я сомневаюсь в действительности этой фетвы. В общем и хочется и колется и мамка не велит, вернее врач не велит. Неужели компромисс только в переносе поста на зимнее время? Неужели для моего заболевания нет выхода?