Российские каллиграфы не хуже арабских - Эдуард Димасов

Эдуард Димасов: Ряд моих работ был сделан  на упаковочной бумаге

Эдуард Димасов: Ряд моих работ был сделан на упаковочной бумаге

Теги:




0
09 Февраля 2011г. (05 Раби аль-авваль)

На днях в Казани прошла выставка, посвященная иранскому искусству, на которой были представлены предметы изобразительного искусства и каллиграфии иранских мастеров. Присутствующий на открытии выставки генконсул Ирана Реза Багбан Кондори сообщил, что вскоре в Исламской Республике Иран будет организована выставка, темой которой станет искусство Татарстана. Казань по праву можно назвать городом, сохранившим свое богатое традиционное наследие, воплощенное в предметах национального творчества. Наряду с достижениями прошлого, город может поделиться и современным подходом к изобразительному искусству. Мы взяли интервью у одного из молодых каллиграфов Казани Эдуарда Димасова.

Расскажите, с чего начинался ваш творческий путь в арабскую каллиграфию?

Как таковой причины не было. Однажды я открыл русско-арабский словарь, нашел в нем слово «малак» (ангел) и представил, каким образом можно его изобразить при помощи каллиграфии. Получилось. Перенес это все на экран и остался доволен результатом. Уже потом стал ставить для себя новые задачи, придумывать образы. Буквально через несколько дней получил приглашение на лекцию по каллиграфии, одним из участников которой был каллиграф Закир Небати. Ему-то я и показал свои первые работы. Он отозвался о них положительно, назвав их достаточно смелыми и интересными. Всегда приятно слышать положительные отзывы о том, что ты делаешь, особенно в самом начале пути. Я посчитал это хорошим знаком и продолжил работу.

Что же стало той отправной точкой, которая подтолкнула вас к идее заниматься этим профессионально?

Знаете, меня всегда удивляло достаточно удручающее положение российского ислама в плане графики, хороших и интересных дизайнерских решений. И это несмотря на то, что ислам обладает как богатым прошлым, так и мощным потенциальным будущим. Поэтому я решил – а почему бы и нет? Ведь если мы посмотрим на логотипы, например, российских исламских компаний (сайтов, сервисов) и сравним их с работами коллег из Катара, то все вопросы отпадут сразу же. При этом, на мой взгляд, в России есть каллиграфы, иллюстраторы и дизайнеры, способные делать работы ничуть не хуже. Отвечая на поставленный вопрос, могу сказать, что основной причиной стал интерес к моим работам тех людей, которые были готовы их покупать.

Скажите, где, как правило, находят применение ваши работы?

Сфера применения достаточна широка. Начиная от исламских порталов и общественных организаций, заканчивая достаточно известными по всему миру брендами. В основном, заказывают логотипы, или же работы, которые в дальнейшем используются в качестве иллюстраций.

В традиционной арабской каллиграфии существует несколько стилей написания текста. В каком стиле работаете вы?

Мне сложно отнести свои работы к какому-либо из классических стилей. Возможно, потому, что мои занятия каллиграфией были спонтанными – я не брал уроков, не учился на примерах. Просто выбирал слово и писал его. Постепенно я находил каллиграфические работы людей, которые занимаются ими по нескольку лет, и брал какие-то приемы у них, видоизменяя подход к написанию той или иной буквы. Но это было позже, уже после того, как стиль более-менее сложился. Возможно, это мой промах. Но я считаю, что ничто случайно не происходит, это для меня было только на пользу. Ведь если бы я пошел по классическому пути, то не смог бы сформировать свой индивидуальный стиль.

Глядя на ваши работы, можно заметить влияние минимализма, читается некая сдержанность в смешении и сочетании цветов. Это очень отличается от классической персидской каллиграфии, которой присуща яркость и многообразие цветовой гаммы. Чем это обусловлено?

Мне нравится минимализм. Во всем. В том числе и в выборе цвета. Благодаря этому, на мой взгляд, упор больше делается именно на содержание, на форму работы, что придает ей особую ценность. Немаловажную роль, на мой взгляд, играет не столько цвет, сколько текстура, которая наполняет работу живостью, теплом, и способна передать ее особенности.

Эдуард, а какие инструменты вы используете для создания своих работ? Может быть, у вас есть какая-то собственная методика, свои секреты?

Изначально это был планшет и исключительно электронные версии работ. В силу технических особенностей инструментов, я не мог добиться необходимого мне результата: определенного наклона пера, толщины линий, нужного изгиба, поэтому я стал делать все на бумаге с использованием современных ручек для каллиграфии. Огромное значение имеет выбор бумаги. И здесь нужно отметить, что не стоит опираться исключительно на опыт коллег – экспериментируйте. Например, ряд моих работ изначально был сделан на упаковочной бумаге. Она дает нужную иногда жесткость, напор, резкость. Или же, например, калька, с ее нежным скольжением и гибкими узорами.

Как человек творческий, поделитесь, где вы черпаете свое вдохновение?

Чаще всего в окружающих меня людях, в городском движении. Все эти компоненты в сочетании дают достаточно интересный эффект, благодаря которому и возникают образы новых работ. Как правило, впечатляют какие-то маленькие детали, вплоть до случайного взгляда прохожего.

Существует ли, на ваш взгляд, такое явление, как «современная арабская каллиграфия»? В чем ее особенности?

Да, конечно же существует. Особенно это заметно по работам французских граффитчиков. Если же говорить о новых способах подачи, об инструментарии, то нельзя не сказать и о световой каллиграфии, которая создается при помощи любого источника света и фотоаппарата с долгой выдержкой. Для создания подобных работ нужно быть не только хорошим каллиграфом, но и обладать отличным образным мышлением.

Что бы вы могли посоветовать начинающим каллиграфам?

Честно говоря, мне еще рано давать какие-либо советы, так как я сам нахожусь в самом начале творческого пути. Но парой наблюдений все же могу поделиться: во-первых, нужно постараться не смотреть много чужих работ. Это даст больше свободы для выработки своего индивидуального стиля. А во-вторых – не бояться. Делайте так, как можете. Помните, что никаких ограничений у вас нет, и вы в полном праве создавать свои работы такими, какими их видите именно вы. На мой взгляд, именно отсутствие страха перед тем, что результат должен быть каким-то определенным и ожидаемым, является ключевым при создании действительно оригинальной работы.

Автор: Ксения Сафиуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика