Татарские села Нижегородчины отметили общий праздник

Каждый участник команды-победительницы получил заветные велосипеды

Каждый участник команды-победительницы получил заветные велосипеды

Теги:




6
06 Июля 2014г. (08 Рамадан)

В субботу, 5 июля, в Нижегородской области прошел ежегодный «Праздник ученика», посвященный окончанию летних детских курсов по изучению ислама и родного языка. Нижегородчину можно с уверенностью назвать одним из крупнейших мусульманских регионов России. Здесь испокон веков живет мусульманское население, сосредоточенное на сегодняшний день в 34 татарских селах, которые раскинулись в нескольких районах области. Кстати, подавляющая часть многочисленной татарской общины Москвы имеет именно нижегородские корни.

Надо отметить, что сами курсы завершились далеко не везде. В некоторых селах обучение детей продолжается круглогодично усилиями подвижников, самоотверженно работающих зачастую в ущерб своим семьям и жизненно важному для сельчанина приусадебному хозяйству. Все курсы работают под эгидой и контролем регионального духовного управления, входящего в Совет муфтиев России.

«Шакирд байрамы» или «Праздник ученика» является показательным выступлением команд, состоящих из шакирдов каждого конкретного села, где проходили летние курсы. На протяжении занятий дети учились правильно читать Коран, изучали традиционные дисциплины – тафсир (толкование Корана), хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммада), сиру (жизнеописание Пророка). Также под руководством наставников они режиссировали и репетировали постановки, призванные донести до зрителя определенную мораль, традиции и нравственные устои татарского народа.

Идея проведения в области общетатарских мероприятий появилась несколько лет назад у местных активистов из села Сафажай Пильнинского района. Особая организационная заслуга в этом начинании принадлежит уроженцам Сафажая – братьям Ильдару и Ринату Аляутдиновым, а также московскому фонду «Илхяс», представители которого принимают активное участие в обучении детей. Огромную роль играют подвижники и подвижницы, посвятившие себя проповеди и учительству, требующим от них приложения немалых временных и материальных усилий.

В этом смысле имамы-подвижники – полная противоположность предприимчивым муллам-ритуальщикам, для которых делом всей жизни является посещение семейных поминальных и прочих меджлисов и исполнение доведенных до автоматизма нехитрых ритуалов (чтение отрывков из Корана и молитв за усопших), всегда сопряженных с обильным угощением и щедрой садакой (подаянием) мулле. Кстати, случается, что ритуальщики не допускают преподавателей в мечеть, усматривая в них потенциальных конкурентов в меджлисном бизнесе. Так, на протяжении нескольких лет подобное происходит в селе Шубино Сергачского района, где сельский мулла не позволил детям заниматься в мечети, из-за чего в этом году село, к большому разочарованию детей, не смогло выставить свою команду на «Праздник ученика». С похожим непониманием ученики и их наставники столкнулись в некоторых других селах.

А расстроиться, действительно, было из-за чего. Не допущенные до занятий в мечети дети, помимо радости самого участия в празднике, лишились возможности выиграть ценные призы. В этом году праздник прошел в селе Рыбушкино Краснооктябрьского района Нижегородской области, известном своей любовью к грандиозным массовым мероприятиям. Как обычно, спонсоры из числа местных и московских бизнесменов не поскупились на призовой фонд. В качестве призов были закуплены десятки гоночных велосипедов, самокатов, смартфонов и даже батутов и теннисных столов. Для всех гостей праздника были по традиции предусмотрены разнообразные бесплатные аттракционы и места для отдыха, оборудованные навесами. Учитывая, что мероприятие проходило в дни священного месяца рамадан, то для тех участников, для которых пост уже является религиозной обязанностью, администрацией села был организован роскошный ифтар (трапеза разговения). Те же, кто помладше, пообедали в обычном режиме в перерыве между выступлениями.

Что же до самих соревнований, то они как всегда прошли в увлекательной и острой борьбе со всеми надлежащими атрибутами: уникальной формой одежды, флагами с символикой команд и активными группами поддержки из числа родителей, родственников и односельчан, бурно реагировавшими на любой успех своих любимцев. Ведь на кону стоял не только ценный приз каждому участнику, но и престиж деревни в целом. Поэтому во избежание малейшей необъективности члены жюри были приглашены из соседних регионов – Татарстана и Чувашии.


Соревнования проходили в двух возрастных категориях – детской и подростковой. Для каждой из них были предусмотрены соответствующие по сложности задания. Участники соревновались в чтении Корана, знании хадисов, тафсира, норм мусульманского права. Каждая команда дала небольшое театрализованное представление, которое, по замыслу, играло значительную роль в определении победителя.

Лучшим командам достались главные призы – спортивные велосипеды. В детской категории победу одержала команда из села Карга Краснооктябрьского района. Среди участников постарше успех праздновали представители Рыбушкино (Краснооктябрьский район). Оба коллектива продемонстрировали наиболее глубокие знания основ ислама, а также лучшую режиссуру и артистизм.

Занявшие второе и третье место в младшей возрастной категории участники из сел Семеновка (Краснооктябрьский район) и Мочалей (Пильнинский район) получили соответственно батуты и самокаты. Старшим – за второе и третье место были вручены смартфоны и домашние кинотеатры. Их счастливыми обладателями стали участники из сел Сафажай (Пильнинский район) и Карга (Краснооктябрьский район), расположившиеся друг за другом на пьедестале почета. Впрочем, совсем без призов не остался никто. Селам-участникам, команды которых не заняли призовых мест, достались коллективные подарки – теннисные столы.


Как показывает опыт татарских сел Нижегородчины, современные проблемы опустения села, разрушения традиционного уклада жизни и упадка сельского хозяйства могут быть преодолены, если существует духовный стержень народа, остро ощущающего свою общность и связь с родной землей, которую люди обустраивали и защищали из поколения в поколение, и готовы делать это впредь, невзирая на трудности.

Автор: Анвар Шарипов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

forrum2008 06 Июля 2014г.
Ответить

У татар ачкычы, у казахов кiлт. Но конечно и у нас можно сказать ашкыш, т.е. открывалка.

SamirAga 06 Июля 2014г.
Ответить

Аллаhу Акбар !!! О братья, все праздники и торжества запрещены в Священный Рамадан.

impuls 06 Июля 2014г.
Ответить

Молодцы!

forrum2008 06 Июля 2014г.
Ответить

У татар ачкычы, у казахов кiлт. Но конечно и у нас можно сказать ашкыш, т.е. открывалка.

SamirAga 06 Июля 2014г.
Ответить

Аллаhу Акбар !!! О братья, все праздники и торжества запрещены в Священный Рамадан.

impuls 06 Июля 2014г.
Ответить

Молодцы!

Яндекс.Метрика