В середине сентября отмечает свое 350-летие город Пенза. В большой советской энциклопедии (БСЭ), вышедшей в середине прошлого века, датой образования города, возникшего на юго-восточной границе Московского государства, указывался 1666 год. По новой, официальной версии, отчет ведется с сентября 1663 года. При этом даже топоним Пенза, несмотря на свою относительную «молодость», вызывает острую полемику ученых, отстаивающих различные этнические версии его происхождения. Так кем, и когда, была основана Пенза?
По признанной многими исследователями версии древнейшими народами пензенского края считаются мордовские, буртасские и мещерские племена. Присутствие мордвы мокши и эрзя подтверждается многочисленными артефактами. С генезисом буртас, которых относят к четырем этническим группам (включая тюркскую), несколько сложнее, но есть гипотеза о том, что в междуречье Суры и Узы (на этом месте возникло старинное татарское село Усть-Уза) они пришли в VII веке с юга.
При описании событий XIII века упомянутые племена приводятся историками как основные защитники сурской земли от нашествия Золотой Орды. Хан Батый якобы столь основательно подчистил в 1237 и 1242 годах захваченную территорию, что она пришла в запустение. На этом, собственно, делается основной акцент по поводу таинственного изчезновения буртас.
Однако приписываемые монголам погромы, пожары и тактика выжженной земли не увязываются с золотоордынской политикой в отношении покоренных народов, которые должны были выплачивать денежный налог (ясак) – пушниной, скотом, воском, медом, хлебом и другими продуктами. Тем более уже в 1313 году, после опустошительных походов Золотой Орды, сурская территория вошла в ее северо-западный улус, столицей которого стал процветающий город Мохши (Наровчат).
В XV веке государство джучидов пришло в упадок и распалось на ряд ханств. Пензенский край стал западной окраиной Казанского ханства, но вскоре многие мордовские и татарские мурзы начали переходить на службу русскому государству, а в 1552 году приняли активное участие в походе Ивана IV против Казанского ханства.
По завершении баталии сурские земли вошли в Алаторский, Кадомский, Темниковский и Шацкий уезды русского государства. Город Кадом (Рязанская область) впервые упоминается в Никоновской летописи с 1209 года. В XIV веке, из-за разливов реки Мокши, он был покинут жителями, которые построили выше по течению новый город. В середине XV века, вместе с округой, был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII века входил в состав Касимовского ханства, существовавшего в 1452 – 1681 годах в западной части Мещеры (название района Приочья, а также древнего финнно-угорского племени, обитавшего в пределах современных Рязанской, Тамбовской, Пензенской областей и Республики Мордовия).
Время основания города Темникова (Республика Мордовия) остаётся неизвестным. Предполагается, что в основе его названия лежат тюркские корни. В 1536 году, по повелению Елены Глинской, старое городище перенесли на другой берег реки Мокши. Темников также входил в состав Касимовского царства.
Город Алатырь (Республика Чувашия) был основан в 1552 году – время последнего (третьего) похода Ивана на Казань и первого упоминания в Патриаршей (Никоновской) летописи: «И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем».
В 1571 году Иван IV учредил порядок дозорной и сторожевой службы, на дальних окраинах государства повсеместно начали создаваться фортификационные сооружения – засечные черты.
В XVI веке «дикое поле» начиналось в пределах Пензенской губернии с Краснослободского уезда. Но задолго до основания пензенской засечной черты обширная территория оборонительной линии между рекой Барышом, правым притоком Суры и Цной, левым притоком Мокши, называлась мещерской стороной и многие казачьи слободы, основанные мордовскими и татарскими мурзами, были приписаны к Шукшинскому стану.
При слиянии реки Шукши с Сурой стояла мордовская слобода Усть-Шукша ( современное русское село Шукша), чуть выше «Татарская Шукша» (современное татарское село Синорово). «Служили же там мордва и татары из Олаторя, из Темникова, да Кадомы».
Возникновение Пензы связано с укреплением юго-восточных рубежей государства, которое осуществлялось в царствование Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Начиная с 1635 года, после соединения Большой и Малой ногайских орд с азовцами и крымцами, было предпринято крупное военное строительство по сооружению непрерывной линии обороны на юге России, длившееся до 1658 года.
На территории современной Пензенской области в 1636 – 1654 годах были построены Керенская, Верхнеломовская и Нижнеломовская черты, как звенья общей государственной оборонительной линии. При проведении в конце 1650-х годов контрольных работ по всей системе построенных рубежей возникло предложение усилить оборону на Большой Ногайской дороге сооружением крепости у впадения реки Пензы в Суру.
До основания города, получившего название по местному гидрониму, было возведено военно-полевое городище – Черкасский острог, в состав которого входил сторожевой вал длиною более 25 верст, закрывавший вход в сурскую долину на перекрестке Ногайской и Самарской дорог.
Вопрос о времени основания острога остается дискуссионным. Существует несколько версий. Самая «древняя» связывается с походом Ивана Грозного на Казань. По другой – он построен в 1596 году татарами, а уже в в середине 17 века был заселен черкасами, что было связано переселенческой политикой руссского правительства в 1651 – 1652 годах, в период народного движения на Украине под руководством Богдана Хмельницкого. Самая поздняя относится уже к 17-му столетию с привязкой к июню – июлю 1663 года, когда был возведен опорный пункт для сооружения крепости Пензы.
Русский исследователь Несчастливцев в 1877 году писал: «Когда в 1666 году, по велению царя Алексея Михайловича, прибыл в пензенскую крепостцу воевода Лачинов „строить город“, то нашел уже там целое поселение. На горе стояла небольшая крепостца, внутри которой были две церкви: соборная и в нескольких саженях от нея кладбищенская, обе деревянныя. Около крепостцы группировались слободы: конная, пешая, драгунская, пушкарская и черкасская».
В архивах Пензенской губернии за 1877 год в «Воспоминаниях об императоре Александре Павловиче» также указано: «Больше ста лет Пенза была „острогом“, а в 1666 году, в царствование Алексея Михайловича, была сделана городом».
Вполне очевидно, что согласно приведенным историческим документам до 1666 года упоминается не город, а крепость Пенза.
Ученый секретарь Пензенской ученой архивной комиссии А.Л. Хвощов полагал, что «год основания Пензы неизвестен… известно лишь, что крепость строилась в 1663 – 1664 годах, и посад, и слободы были заселены с 1664 по 1665 годы».
Об этом имеются подробные сведения изложенные в «Строельной книге города Пенза», вышедшей в 1898 году в Москве, с предисловием В.Борисова, который писал: «История Пензы до сих пор темна, настолько, что точно неизвестен даже год ее основания». http://www.suslony.ru/hist_librs/stroel_kn_Penza.htm
Напомним, XVII век – как время активной колонизации сурского края, имел глубокую предисторию столетием раньше.
Сегодня не вызывает сомнений то, что история Пензы берет начало с оборонительного сооружения. О чем свидетельствует старейший архивный документ из приказа Большого Дворца от 3 мая 1663 года, связанный с основанием Пензы: «171-го майа в 3 день велено дать в посылку, что послать за Ломовскую черту на реку Пензу с Юрьем Котранским, где ему велено город строить, послать сто шпаг».
По версии 2-го секретаря пензенского обкома КПСС и главного идеолога сурского края Г. В. Мясникова, «временем начала строительства крепостных стен, башен и других оборонительных укреплений крепости следует считать 1 августа 1663 года». И эта дата, до недавнего времени, считалась официальной.
____________________________________________________________
Опять же, отталкиваясь от исследований историка Несчастливцева, в архивных документах имеется ссылка на то, что в 1666 году, по указанию царя Алексея Михайловича, в пензенскую крепость прибыл воевода Лачинов «строить город». По этому вопросу разногласий быть не может. Упомянутый же Юрий Котранский был послан в 1663 году за Ломовскую черту на реку Пензу для закладки будущего города, вначале острога, потом крепости и лрилегающих к ней слобод.
Если считать датой основания Пензы строительство острога и крепости, то отчет нужно вести с 1663 года. И здесь уместно напомнить, что предложение о сооружении крепости у впадения реки Пензы в Суру рассматривалось царским правительством еще в в конце 1650-х годов.
Из этого следует, что изначально велась речь о строительстве крепости. Но ссылка на воеводу Лачинова, который в 1666 году обнаружил в ней две церкви (одна соборная) и пять казацких слобод, позволяет вести речь о структуре формирования города, который был выстроен между 1663-1666 годами, но еще не получил официального названия.
Напомним, что сегодняшняя Пенза возникла на самой окраине Дикого Поля – места обитания кочевых племен. Южнее засечной черты сюда устремлялись преступники и беглые крепостные крестьяне, которые, на свой страх и риск, образовывали небольшие поселения в лесной глуши.
Русские стали активно заселяться в сурском крае только в 17 веке. Это были «служилые люди», отпущенные на вольное поселение. Основную же часть оседлой массы, которая перешла под начало русских воевод, составляли мордва и мещеряки ( по сути татары), а также другие народы Присурья и Примокшанья.
Вот что накопали о сурском крае исследователи Г.Н. Белорыбкин, М.С. Полубояров, Р.Г. Мухамедова, А.Х.Халиков: «После развала Золотой Орды территория формирования татар- мишар оказалась, с одной стороны, в зоне влияния Московского государства, а с другой – в сфере интересов Казанского ханства. В руссских документах 14 – 15 веков они назывались „мещеряками“, а позднее „татарами“ с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские и т. д..
В источниках 16-17 веков встречаются термины „служилые татары“, „посопные татары“, „буртасы-посопные татары“. Этническое развитие мишарей шло в тесной связи с казанскими татарами и их культурой; термин „мишэр“ они не считают самоназванием, и относят себя к татарам, – считают ученые.
После присоединения Поволжья к Московскому государству (16-18 вв.) для татар- мишар характерна активная миграция по Среднему Поволжью и Приуралью, что привело к разбросанности их поселений. В связи со строительством засечных черт в 17 веке началось заселение татар- мишар Пензенского края. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х годах пришли в Верхнее Примокшанье и участвовали в основании Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. Там обосновались татарские князья Кугушевы, Алышевы, Тенишевы, Кушаевы. В 1660–80-x годах они вместе с темниковскими татарами участвовали в строительстве Мокшана, Пензы, Городища, основали на подступах к Пензе деревни Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). В свою очередь, пензенские служилые татары образовали ряд деревень и сторожевых пунктов на Узинском стане (деревни Пенделка, Исекеево, Усть-Уза».
http://inpenza.ru/ethnos/tatars-mishars.php
Справка
Татары-мишари (мишэрлэр) – одна из этнографических групп татар Среднего Поволжья и Приуралья. Верующие татары – мусульмане суннитского толка и христиане (кряшены). На 1990 год в России проживало около 5,5 млн. татар, из них 80 тысяч., в основном мишари, в Пензенской области., что составляло 5,4 процента всего населения региона. Наибольшее число татар сосредоточено в Неверкинском (48,3 ), Городищенском. (41,9 ), Сосновоборском (30,2 ), Кузнецком (27,2 ), Каменском (22,6), Лопатинском (19,8), Пачелмском ( 14,5), Шемышейском (10,8 процента). Небольшое количество мишар проживает и в других районах.
Их непосредственными предками были тюркоязычные племена, жившие в 9-14 веках на территории Пензенского края и входившие в состав Волжской Булгарии. После монгольского нашествия эти земли вошли в состав Золотой Орды, а население переселилось в более северные районы Среднего Посурья и Примокшанья. В начале XIV века на реке Мокше хан Узбек основал золотоордынский улус Мухши, где на основе смешения раннетюркских и кыпчакских племен произошло формирование татар-мишар.
Войти с помощью: