Турецких имамов в Сибири провожали со слезами на глазах

Турецкие имамы (слева направо): Билал Аслани , Неджати Айдениз, Сейфетдин Яйла, Махмуд Бирджан

Турецкие имамы (слева направо): Билал Аслани , Неджати Айдениз, Сейфетдин Яйла, Махмуд Бирджан

Теги:





0
20 Августа 2012г. (02 Шавваль)

С завершением Рамадана закончился и срок пребывания на тюменской земле турецких имамов, приезжавших на период месяца поста к единоверцам проводить таравих-намазы, читать джузы Корана в мечетях. В конце минувшей недели гости покинули Сибирь.

Проводить имама Сейфетдина Яйла вышла практически вся деревня Новокаишкуль Ярковского района. Людям жаль было расставаться с человеком, ставшим за месяц очень дорогим и близким. Ежедневно Сейфетдин Яйла обучал каждого, кто приходил в поисках знаний в мечеть, побывал у многих дома на ифтаре. За первые три дня пребывания в Новокаишкуле он вполне сносно овладел татарским языком, и стал проводить джума-намазы на татарском. В этом ему особенно помогли интернет и местные ребятишки.

- Сначала я составлял проповедь на турецком, – рассказал Сейфетдин. – Потом по компьютеру искал перевод, иногда меня выручали дети.

Интернет, правда, часто зависал, связь была отвратительная. Для разговора по телефону с супругой и сыном в турецком городе Бурса, имам поднимался на вершину минарета, здесь он был для родных уже в зоне доступа.

40-летний Сейфетдин Яйла – имам одной из 1200 мечетей города Бурса с населением 1,5 миллиона человек. В России, и вообще в зарубежной миссии по проведению Рамадана, он впервые. Сейфетдин должен был ехать во Францию, но из России пришла квота на 135 человек, ему предложили поехать в Сибирь и он, не раздумывая, дал согласие ехать в далекую, загадочную «страну Сибирия».

Ежегодные поездки имамов на время Рамадана в зарубежье организуются министерством по делам религии Турции. Со слов гостей следует, что в командировки по европейским странам и России каждый раз отправляются новые имамы, прежде не бывавшие в подобных миссиях. Благо мечетей и имамов в Турции десятки тысяч. Все пять имамов, приехавших в Тюменскую область, до Рамадана не были знакомы между собой. К единоверцам едут люди состоявшиеся, семейные, среднего возраста. Имамы в Турции являются госслужащими, получают зарплату от государства. На вопрос, каков размер жалованья имамов, Сейфетдин с улыбкой отвечал, что ее достаточно, Субхан Аллах.

Итогом пребывания турецкого имама в Новокаишкуле стало обучение двух человек чтению Корана – мужчины и женщины, еще несколько взрослых и детей освоили намаз. Сейфетдин побывал на ифтарах в соседних с Новокаишкулем татарских аулах. В последние вечера деревенская мечеть была особенно наполнена людьми. Провожали Сейфетдина местные со слезами на глазах.

- Я тоже прослезилась, – призналась пенсионерка Сабира-апа Халикова. – Все полюбили его, как родного, особенно дети.

Местные жители звали Сейфетина приехать к ним на следующий год в Рамадан, и даже переехать жить навсегда из Турции в Новокаишкуль.

Трогательно расставались с имамом Билалом Аслани и жители деревни Большие Акияры Тюменского района.

- Как он красиво читал азан! – восхищается местная жительница, пенсионерка Закия Бакиева. – Пять раз в сутки мы слышали азан Билала, мечеть нурланып китте (засияла). Еще я очень благодарна своим землякам за то, что они тепло приняли гостя, старались опередить друг друга, приглашая имама на ифтар.

43-летний Билал Аслани из г.Балыкесир с населением более 300 тысяч человек. Он имам одной из 120 мечетей города.

Дальше всех уехал 36-летний имам Махмуд Бирджан – в село Сабанаки Тобольского района. Как и другим гостям, ему особенно понравилась сибирская природа. Махмуда возили по мечетям старинных татарских аулов, известных еще по сибирским летописям, побывал он в Тобольске, увидел останки кучумовой крепости Искер.

По словам Махмуда, если красота природы будет дополнена красотой ислама, Сибирь станет вдвойне прекрасным местом. А пока верующих, не этнических мусульман, а именно соблюдающих религию, как показалось ему, в Тобольском и Вагайском районах немного. Люди в основном собирались на ифтары, в мечети приходило мало.

Неприятный осадок оставила поездка из Тобольска в Тюмень в один из дней Рамадана: в салоне автобуса несколько пьяных парней и мужиков вели себя развязно, приставали к соседям. Удивило гостя то, что в магазинах в основном работают женщины, а в парикмахерских нет разделения по признаку пола, мужчин стригут женщины, чего, по его словам, не увидишь в Турции.

Махмуд – единственный курд в группе турецких имамов. Родом он из античного города Шанлыурфа, известного, как «город пяти пророков», родина пророка Ибрагима, мир ему! Сегодня Шанлыурфа – крупный исламский религиозный центр. По словам Махмуда Бирджани, его город является одним из центров Накшбандийского тариката.

Что бы ни говорилось о единстве мусульман, контраст между турецкими имамами и приезжавшими в регион бородатыми арабами, по мнению жителей деревень, очевиден. С турками местные быстро нашли общий язык, без проблем посещали вместе с ними сибирские «астана» – места упокоения средневековых шейхов-миссионеров (тогда как гости из арабских стран считали такое действие, как зиярат, недопустимым), сошлись с турками и в ментальном плане. Сказалась видимо не только языковая близость, но и общие «накшбандийские» корни. Как известно, ислам в Сибири внедряли бухарские шейхи, бывшие в массе своей последователями Накшбандийского тариката.

В мечети ЦДУМ и молитвенном доме ДУМАЧР в Тюмени в течение Рамадана таравих вели имамы Шукри Тамирджан и Неджати Айдениз. К отъезду из Тюмени они уже ориентировались в городе, а кроме того побывали в пригородных мечетях Тюменского района, число которых в сумме с мечетями областного центра достигла цифры двадцать.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика