У мусульман России этический дефицит

Мусульманская молодежь перепутала метро с чем-то другим

Мусульманская молодежь перепутала метро с чем-то другим

Теги:




66
19 Апреля 2013г.
В российских масс-медиа, особенно в интернете, высказывается немало недоумений по поводу этических взаимоотношений между мусульманами и немусульманами. И здесь не столь важно, кто задает тон в этой полемике, но важно то, что стороны не желают слышать друг друга, а попросту забивают ростки диалогов поучительными монологами.



Увы! Даже в рядах самих мусульман единства и согласия не наблюдается. Причина тому – не только участившиеся скандалы и выяснение отношений имамов, но и ослабление самой уммы, опять же по причине разборок между муфтиятами. Такие конфликты, которые периодически сотрясают мусульманское сообщество России, настолько надоели правоверным, что в пору вспомнить об институте исламской этики, тщательно разработанном и прописанной в книгах исламских ученых, в том числе и наших соотечественников.



Свою позицию по этим актуальным вопросам, по просьбе ИА IslamNews, любезно согласился изложить глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров.



– Абдуррауф Абдулкадырович! Можно ли говорить о наличии проблемы отсутствия исламской этики во взаимоотношениях мусульман между собой и представителями других конфессий?



– Проблема действительно актуальна. Если говорить прямо, то у мусульман России наблюдается этический дефицит, хотя о полном отсутствии этики говорить, конечно же, нельзя. С точки зрения исламской цивилизации, человек является венцом творения Аллаха, но, как существо социальное, он живет в обществе людей, а оно состоит из разных слоев и категорий населения. Вот здесь и возникает необходимость мирного существования и согласия. Для этого в исламе закреплен комплекс правил поведения, который способствует сохранению стабильности в обществе.



Такие правила, прежде всего, должны вырабатываться на уровне личности и, только потом, они проявляются в социальных отношениях, но благодаря практике их претворения в жизнь начинают развиваться и укрепляться гармония в обществе.



Нужно признать, что в современном обществе проблема этических взаимоотношений все же существует, но здесь надо смотреть и исследовать причины низкого этикета, отсутствия в людях такой категории как ахляк, то есть нравственных качеств.



Конечно, мы видим, что значительная часть людей лишена этих прекрасных качеств, поскольку многие люди не вкусили плоды духовно-нравственного воспитания. К сожалению, общество постепенно духовно нищает духовно, что в целом накладывает общий отпечаток на внутриконфессиональные и межконфессиональные взаимоотношения.



– Что вкладывает ислам в понятие этика взаимоотношений?



– Полнокровное претворение в жизнь религиозных предписаний возможно лишь при условии строгого соблюдения правил поведения в обществе. Самое главное, к чему призывает учение ислама, и чему учил правоверных пророк, мир ему, – это адаб (этика). Сам термин имеет много значений: прекрасная нравственность, хорошее воспитание, манеры, доброжелательный тон, стыдливость, деликатное обхождение с окружающими. В исламе адаб рассматривается как одно из важнейших средств соблюдения границ шариата и достижения следования по прямому пути, предохраняющее мусульманина от постыдного.



Для всех мусульман эталоном этических отношений является личность пророка, мир ему. В исламской цивилизации есть понятие – аль-инсан аль-камиль (духовно совершенный человек победивший в себе нафс и достигший состояния хакика). Согласно теории арабского философа Ибн Араби, совершенные , или если хотите, святые люди живут среди нас. Таким совершенным человеком являлся пророк Мухаммад, мир ему, обладающий самыми совершенными этическими качествами, который до детальных подробностей разработал и представил вниманию своих последователей правила поведения во всевозможных ситуациях.



Посланнику Всевышнего принадлежат мудрые слова: "Благодаря прекрасной нравственности, человек может легко достичь той духовной степени, которую люди обычно достигают постоянным соблюдением поста и длительными ночными бдениями". Следовавшие его наставлениям праведники также всегда говорили: "О, влюбленные рабы Аллаха! Украшайтесь хорошим поведением, ибо путь праведных полностью состоит из адабов".



– Понимание исламской этики приходит автоматически как только мусульманин начинает соблюдать столпы веры или требует более глубокого постижения сути религии? 



– Мусульманин, прежде всего, должен постичь столпы веры, но при этом обязан придерживаться нравственного этикета. Когда Всемогущий Аллах желает Своему рабу блага, Он указывает ему на его недостатки. Однако большинство людей не знает о собственных недостатках, но в этом им помогают четыре метода нравственного воспитания.



Во-первых, наличие духовного наставника, способного распознавать недостатки души, который будет духовно воспитывать человека, приукрашивать его сердце прекрасными нравственными качествами. Поскольку воспитатель не только передаёт знания, но и сеет семена доверия, расширяет горизонты, призывает к благоразумию, обучает правилам и адабу, развивает в своих учениках чувство совести.



Во-вторых, наличие благочестивого брата по вере, о котором пророк, мир ему, говорил: "Верующий является зеркалом верующего". Такой человек может понаблюдать за поведением и поступками единоверца, обратить его внимание на замеченные им недостатки, на те нравственные качества, которые вызывают его неодобрение.



К примеру, благочестивый Умар, да будет им доволен Аллах, часто говорил: "Да помилует Аллах того человека который укажет мне на мои недостатки".



В третьих, o собственных недостатках человек может узнать через критику врагов, которые делают ему замечания о наличии в нем духовных болезней. Ведь глаз, который питает злобу, выявляет все недостатки и подчас враг, который говорит о них человеку, приносит ему больше пользы, чем льстивый друг, который восхваляет его и скрывает недостатки. Человек по своей природе склонен считать слова врага ложью, однако проницательный ум попытается извлечь из них пользу, занявшись лечением своих недостатков.



В четвертых, это поддержка общения с духовно опустошенными людьми. Всякий раз, когда человек увидит в них что-то достойное порицания, он должен взыскивать за это с самого себя и относить это к самому себе. Потому, что каждый верующий является зеркалом для другого, и замечая недостатки других он увидит эти недостатки в себе самом.



Когда пророка Ису (Иисуса Христа – прим. IN) и праведного Лукмана аль Хакима спросили: "Где вы научились этикету нравственности?" Они ответили: "У безнравственных. Ибо, посмотрев на их качества, они отдалились от них. Но это удел мудрецов. Поэтому нужен духовный наставник, которых также очень мало. По этой причине общество и больно".



Есть также пятый метод нравственного воспитания, согласно которому человек, работая над своими недостатками, может воспитать себя сам, но такое самосовершенствование встречается очень редко.



– Ваш посыл как-то отправляет к проблеме исчезновения татарского богословского наследия? Как относились к вопросам этики предки современных татар?



– У татар слова ахляк и адаб являются заимстованными, но до революции у нас была достаточно сильная богословская школа и этим темам уделялось большое внимание. В учебных заведениях проводились уроки нравственности, издавались богословские книги и журналы, окормлением уммы занимались духовные наставники, которые занимались врачеванием человеческих душ.



За 70 лет советской власти мусульманское сообщество пережило очень трудные времена. За эти годы была уничтожена вся наша богословская школа, разрушены мечети и медресе, закрыты школы начального исламского образования, а тысячи духовных деятелей были расстреляны и репрессированы. Удар по Исламу был нанесен страшнейший! Весь цвет татарской нации, те люди, которые воспитывали, прививали нормы ислама, учили строить взаимоотношения с нациями и конфессиями, были стерты с лица земли.



Последствия этой варварской акции дают о себе знать по сей день. Утерян огромный пласт исламской культуры по нравственному воспитанию людей. Отсюда проблемы мусульман во взаимоотношениях со своими родными, близкими, соседями, коллегами по работе и обществом в целом.



– Утрата понятия исламская этика каким-то образом связана с проблемой миграции и отношением к мигрантам?



– В прошлом веке, когда Советский Союз являлся атеистическим государством, различие между нациями так резко в глаза не бросалось. Мы были единым советским народом, единой семьей всех наций, но религии, как таковой, в стране не было. Из лона ислама выпали целые поколения. Поэтому и переход об безбожия к вере проходит сейчас так мучительно.



Сегодня в России, взамен утраченной дореволюционной духовности, сложился другой менталитет, сформировались другие ценности и приоритеты. Шкала тех знаний, которые из поколение в поколение передавали потомкам духовные деятели, во многом утрачена. И это уже другое общество, другой мир.



Поэтому человек, приезжающий в Россию, попавший в реальную среду и действительность, все эти изменения должен на себе прочувствовать. Он должен стать примером для своих соотечественников в нашей стране, с уважением относится к своему окружению, а если он мусульманин, то должен помнить о тех прекрасных качествах, которые достойны ислама, уммы нашего пророка, мир ему, и личности мусульманина. Это высокое звание он не должен порочить.



Наш любимый пророк, мир ему, говорил: "Мусульманином является тот, от рук и языка которого другие находятся в безопасности". Но если человек лишен этих прекрасных качеств, но при этом говорит, что он мусульманин и приехал из мусульманского государства, тем самым он многих отвращает от религии ислама, а это уже большая ответственность перед Всевышним.



Приезжающие в нашу страну, в первую очередь, сами должны позаботиться о своем имидже. Тогда им будет легче адаптироваться, жить и работать в России. Поскольку они гости, то согласно этике мы должны принимать их как подобает, но и приезжие не должны забывать о своем долге по отношению к радушным хозяевам.



Пророк, мир ему, в таких случаях наставлял: "Невозможно только за счет оказания материальной помощи удовлетворить все чаяния и желания людей. Поэтому вы старайтесь обрадовать их веселой улыбкой и приветливым лицом".



– Готовы ли российские мусульмане взять на себя ответственность за воспитание единоверцев приезжающих в нашу страну из других государств?



Считаю, что ДУМы должны уделять повышенное внимание проблемам духовно-нравственного воспитания мигрантов и их адаптации в российском обществе. Без этого невозможно развитие нашей цивилизации и строительство гармоничных отношений. Такую работу должны проводить просветительские центры. На эту роль лучше всего могут претендовать мечети и школы начального исламского образования, которые укоренены на ниве традиционного Ислама – религии наших благочестивых предков.

Автор: Искандер Бахмутов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

kulobi 27 Апреля 2013г.
Ответить

Разногласия среди мусульман будут продолжаться - пока УММА Пророка Мухаммада С.А.С. не станет Единой.

kinanebudet2 23 Апреля 2013г.
Ответить

http://newzz.in.ua/ob/1148897714-posle-terakta-v-bostone-amerikanskie-smi-izmenili-svoe-mnenie-o-kavkaze.html http://russian.rt.com/article/7592 Скоро наедятся «некоторые» свободой..... до блевоты. Раскачивание похоже опять началось.

SamirAga 19 Апреля 2013г.
Ответить

Такие люди, у себя дома, сидят тихо воды и ниже травы. Если бы там был бы один человек, он ни за что бы туда не залез бы. Просто «Эффект толпы». Я много раз видел, как братья ведут себя когда одни и когда ходят толпой. Это небо и земля. Стадное чувство.

Rasul A 19 Апреля 2013г.
Ответить

Дефицит конечно, парни на фото должны были вообще разбить эти статуи, а они как-то неэтично на них сидят))

нагимович 19 Апреля 2013г.
Ответить

Слова все правильные. Воплощение,требует усилий неимоверных.

kulobi 27 Апреля 2013г.
Ответить

Разногласия среди мусульман будут продолжаться - пока УММА Пророка Мухаммада С.А.С. не станет Единой.

SamirAga 19 Апреля 2013г.
Ответить

Такие люди, у себя дома, сидят тихо воды и ниже травы. Если бы там был бы один человек, он ни за что бы туда не залез бы. Просто «Эффект толпы». Я много раз видел, как братья ведут себя когда одни и когда ходят толпой. Это небо и земля. Стадное чувство.

нагимович 19 Апреля 2013г.
Ответить

Слова все правильные. Воплощение,требует усилий неимоверных.