Адвокат Руслан Нагиев: Коран надо не запрещать, а распространять

В Самаре продолжается процесс по делу о признании экстремистскими материалами 13 книг, среди которых известные труды по тафсиру: «Комментарий к Великому Корану Мухтасар (сокращенный) «Тафсир аль Куран аль-Азым» Абу-ль-Фидаа Исмаила ибн Умара ибн Касира ад-Димашки» (Махачкала, Издательство «Китаб», 2013-2014, тома 2 и 3) и «Абд ар-Рахман бин Насир. Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милостивого»: Смысловой перевод Корана на русский язык с комментариями Абд ар-Рахмана ас-Саади: в 3 т.» (Перевод с арабского Э.Кулиев, Москва: Эксмо: Умма, 2014, (тома 1 и 3).

Защиту мусульманских книг осуществляет группа адвокатов в составе Равиля Тугушева, Саид-Магомеда Чапанова, Руслана Нагиева, Марата Ашимова, Романа Миронова и Мансура Усманова. В ходе заседания 21 января, продолжавшегося более 7 часов, было принято решение о переносе слушаний на 31 января.

Корреспондент ИА IslamNews побеседовал с одним из адвокатов – Русланом Нагиевым, который рассказал об этом деле и об общей тенденции организации подобного рода судебных процессов.

Слева направо: Марат Ашимов, Равиль Тугушев, Саид-Магомед Чапанов, Руслан Нагиев

- Это не первая попытка запрещения исламской литературы. Видите ли вы в этих процессах какую-то закономерность? Что за этим стоит – коллективная глупость?

- Навряд ли это – коллективная глупость. Мы внимательно отслеживаем судебные дела, в ходе которых рассматриваются иски об объявлении экстремистскими тех или иных исламских изданий. Одно из последних – дело в Лаишевском районном суде Татарстана, где прокуратура добивалась признания экстремистскими сборников хадисов «Сахих аль-Бухари», «Сады праведных» – классики исламской богословской литературы, второго по значимости после Корана источника ислама. Запрещали также переводы Корана, например, Кулиева. Подобные процессы шли по всей России. В ходе некоторых из них, например, на Сахалине, в том же Лаишевском суде удалось реабилитировать издания. Однако вызывает беспокойство, что подобные процессы время от времени происходят.

Интересно отметить, что в свое время были попытки запретить и кришнаитскую литературу, но официальные лица Индии встали тогда на ее защиту .

В ходе информационной кампании ислам представляют в негативном свете. Если взять статистику, то террористов среди мусульман меньше одной десятой процента. Мусульмане – в первых рядах борьбы с терроризмом, ведь они в первую очередь страдают от него. Так было и на Кавказе, и в Сирии и в других регионах мира. Именно они первыми давали отпор бандитам в Дагестане в 1999 году. Тогда на защиту целостности страны встали простые дагестанцы, их жены и сестры, которые носят платки. А у нас идут нападки на платки. Президент Путин тогда поблагодарил дагестанцев. И так в любом регионе. Сколько уважаемых мусульманских священнослужителей погибло от рук террористов, а правоохранители, зачастую не разобравшись, просят суд признать экстремистскими те или иные толкования Корана на основании всего лишь одной экспертизы, сделанной светскими людьми, зачастую самими же сотрудниками МВД. Должна быть комплексная экспертиза, в которой должны принимать участие и лингвисты, и религоведы, и теологи.

Учитывая непростую экономическую ситуацию в регионах, когда люди начинают задумываться о происходящем, настроениями неграмотных в религиозном смысле мусульман, которые видят, что происходит с книгами, с правами женщин-мусульманок, действительно могут воспользоваться те, кто хочет дестабилизировать обстановку, в том числе и из-за рубежа.

С другой стороны, я поддерживаю мысль муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина о том, чтобы издатели обращались за рецензиями к какому-то авторитетному религиозному органу, например, в Булгарскую исламскую академию, где работает Совет улемов, в котором есть представители всех мусульманских регионов. Учредителями академии являются и Совет муфтиев России, и Центральное духовное управление мусульман, и Духовное управление мусульман Татарстана. Рецензия такого авторитетного органа намного облегчила бы нам работу как адвокатам.

- Как Вы думаете почему даже после того как сам президент России высказался о том, что запрещать литературу и бесполезно, и вредно подобные судебные процессы повторяются?

- В 2015 году в Южно-Сахалинске хотели запретить некоторые аяты из Корана. Я, Равиль Тугушев и Саид-Магомед Чапанов принимали участие в этом деле и отстояли эти аяты. После этого процесса президент внес законопроект о неприкосновенности священных писаний традиционных религий России. Был принят соответствующий закон. Однако, научились обходить этот закон. Теперь экстремистскими хотят объявить не текст Корана на арабском языке, а его толкование на русском языке. Это можно объяснить либо неграмотностью, либо фобиями по отношению к мусульманам.

Это еще попахивает лицемерием. А как русскоязычный человек может читать Коран? Русский язык ведь объединяет наше общество, и толкование священной книги мусульман должно быть представлено на русском языке.

- На Ваш взгляд, повторение подобных дел в будущем не исключено?

- На данный момент хотя бы Священные Писания защитили от запрещения. Теперь пытаются запрещать какие-то отдельные переводы, но мы в дальнейшем намерены бороться на законодательном уровне. Где бы не возникли подобные дела, мы готовы в них участвовать. Однако нас беспокоит, что они имеют место, хотя у истцов доказательная база очень слабая. Все суды по этим делам были выиграны, а иски прокуратуры были отклонены. Есть, однако, опасность, что в каком-нибудь маленьком городе произойдет подобный процесс, и он не будет придан огласке, и никто не выступит в защиту этих книг, то будет негативное решение.

В любом случае, как советовал ныне покойный адвокат Рустам Валиуллин необходимо предавать огласке и освещать такие процессы в средствах массовой информации, так как есть общественное мнение, и народ ведь не обманешь.

Нас, кстати, поддерживают не только мусульмане. У нас большой круг общения и мы очень благодарны этим людям. Россия – многонациональное государство и мы все должны жить в мире и дружбе. Коран ведь призывает нас к веротерпимости. Мусульмане признают Священные Писания и пророков других народов. Об этом говорится в Коране и его надо не запрещать, а распространять.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика