Аль-Лайс ибн Сад – египетский знаток хадисов

Табличка с места захоранения шейха Аль-Лайса ибн Сада

Табличка с места захоранения шейха Аль-Лайса ибн Сада

Теги:



1
24 Апреля 2019г. (18 Шабан)

Современное исламское богословие основывается на знаниях, которые передавались из поколения в поколение от ученых древности, первых веков от хиджры. Одним из таких знаменитых и признанных исламских ученых-богословов является Абуль-Харис аль-Лайс ибн Сад аль-Фахми (الليث بن سعد ). Известно, что он родился в 95 году по хиджре (713 год по григорианскому календарю). Также остались достоверные свидетельства, что умер он в середине месяца шабан 175 года по хиджре (791 год).

Родился аль-Лайс ибн-Сад в небольшом городке Калкашен в семье, которая была родом из города Исфахан, попавшей в рабство к арабам, после того, как они завоевали Персию. Аль-Лайс принадлежал к известному арабскому роду фахм. В то время к фахмидам в Египте относились с большим уважением, что оказало сильное влияние на воспитание будущего ученого.

С самого раннего детства ибн Сад проявил большое желание учится, которое не угасло и дальше по мере его взросления. Богословские дисциплины ему преподавали лучшие египетские ученые того времени. Это оказало настолько огромное влияние на молодого ибн Сада, что со временем, досконально изучив богословие, он сам давал уроки по хадисам, а также по исламскому праву. Его признавали одним из самых знающих людей своего времени, благодаря обширным и глубоким познаниям, и считали имамом египетских хадисоведов и законоведов. К сожалению его фетвы не сохранились.

Аль-Лайс ибн Сад вошел в историю мусульманской религиозной мысли прежде всего, как признанный своими современниками, так и учеными-богословами последующих поколений, знаток хадисов и законовед. В этих областях исламской богословской науки аль-Лайс достиг больших высот. Бесспорным доказательством является тот факт, что в течение продолжительного периода времени, когда он жил и уже после его смерти, религиозно-правовые заключения (фетвы) ученого брались за основу мусульманами Египта. Однако так сложилось, что последователей у ибн Сада, которые бы обладали авторитетом таким же, как был у него, к сожалению, не оказалось, поэтому они в самостоятельный мазхаб, то есть в богословско-правовую школу, не сформировались. В истории часто бывает, что не всегда благоприятно складываются обстоятельства и условия, чтобы дело знаменитого ученого имело свое продолжение через талантливых последователей.

Остались свидетельства многих ученых, которые отзывались о нем с большим уважением, например, иракский богослов Ахмад ибн Ханбал так говорил об ибн Саде: «аль-Лайс обладал обширными знаниями, и переданные им хадисы достоверны. Среди египтян он самый надежный передатчик». Также имам Малик говорил, что «аль-Лайс ибн Сад – самый надежный рассказчик хадисов среди людей».

Важной чертой, которая характеризовала ученого, была его щедрость и желание помогать. Он не жалел денег для помощи людям, попавшим в сложное финансовое положение. Сохранились свидетельства современников о том, что аль-Лайс регулярно выплачивал долги как ученых, так и простых людей.


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Владимир Шебзухов 28 Ноября 2021г.
Ответить

Мера щедрости Владимир Шебзухов Суфийская притча от Газалис Богат и щедр был аль-Лайс. Молва о нём не зря гласила. Нуждающаяся, как-то раз, Кувшинчик мёда попросила. Однако, целый ей бурдюк Преподан был от щедрых рук. Чему тут удивляться вдруг?! Ан, всё же высказался друг: «Своим деяньям – господин, И, упаси Господь, не раб, Но, коль просила лишь кувшин, Довольная и тем была б!» «Просила, чтобы дал я ей - По мере лишь нужды своей. Насколько мы одарены - По мере той давать должны!»

Яндекс.Метрика