Анатолий Вылегжанин: мы движемся к вертикали "медресе-институт-академия"

Анатолий Вылегжанин

В Уфе подвели итоги мониторинга исламских образовательных учреждений
 

В Уфе на площадке Российского исламского университета прошло совещание, посвященное теме под названием «Проблемы повышения эффективности системы высшего исламского образования в России».

Традиционно руководство страны уделяет большое внимание развитию отечественной школы мусульманского религиозного образования. Заседание в Уфе прошло под руководством заместителя начальника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Анатолия Вылегжанина. Содействие в его проведении оказал Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Директор Фонда Михаил Грязнов принял участие в совещании наряду с ректорами вузов, представителями федеральной власти, Совета по исламскому образованию и руководителями муфтиятов.

В рамках заседания были подведены итоги 2023 года и разработан план работы Совета по исламскому образованию на 2024 год. По словам Анатолия Вылегжанина, настало время для системной работы в рамках разработанных критериев анализа эффективности исламских вузов. Представитель Кремля подчеркнул, что ориентировочно до лета планируется отшлифовать критерии и уже в 4 квартале 2024 года использовать их для составления рейтинга исламских вузов.

Представители науки и государственные деятели обменялись мнениями по актуальным вопросам исламского образования

«Мы планомерно движемся к реализации модели, когда исламские вузы становятся ориентированы на прямое удовлетворение конкретных потребностей муфтията, а благодаря развитию исламской науки и теологии – удовлетворение общественной и общественно-государственной потребности в теологах. В перспективе представленные критерии оценки можно будет распространить в том числе и на медресе. В идеале эта вертикаль – медресе-институт-академия – в очевидной перспективе будет эффективно работать и позволит удовлетворять потребности муфтията, предоставлять возможность получать полноценное религиозное образование, откроет дополнительные возможности для получения ваковских специальностей и дипломов федерального образца», – пояснил Анатолий Вылегжанин.

С результатами мониторинга деятельности мусульманских образовательных организаций России коллег ознакомил директор Совета по исламскому образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин. Он напомнил, что обсуждению методологии оценки были посвящены встречи на Кавказе и в Казани. Сам же мониторинг прошёл в ноябре-декабре 2023 года.

«Есть базовые параметры, которыми должен соответствовать любой вуз, есть моменты, касающиеся качества образования. Наш мониторинг – это пока пилотный, но уже очень востребованный проект. Наше государство заинтересовано в эффективной работе исламских учебных заведений», – заверил Мухаметшин.

Участники заседания

В частности, среди критериев оценки исламского вуза значатся такие пункты, как рынок труда, качество реализации образовательных программ, наличие лицензии и государственной аккредитации по теологии, эффективное взаимодействие с работодателем, качество финансового менеджмента, грантовое финансирование, научно-методическая и воспитательная деятельность, международной сотрудничество, кадровое обеспечение исламских вузов. К сожалению, по множеству пунктов есть недоработки.

«Участниками мониторинга стали 11 вузов исламских вузов. Мы выявили множество проблем. К примеру, Министерство образования и науки РФ очень большое внимание уделяет тому, сколько абитуриентов поступает на 1 курс и сколько из них стали выпускниками. довели до выпуска. Здесь нам всем есть, над чем работать. Что касается грантовой истории, то здесь вообще практически не ведётся работа. В направлении международного сотрудничества выгодно отличается Болгарская исламская академия, но важно помнить, что это не только подписание соглашений, но реализация совместных программ, научных изысканий, т.е. полноценная системная работа», – добавил директор СОИ.

В свою очередь Верховный муфтий, председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин напомнил собравшимся историю создания Российского исламского университета, который распахнул свои двери в 1989 году в столице Башкирии.

«Наши студенты начинали в сложных условиях: и занимались, и жили в мечети. Постепенно медресе выросло в исламский институт, а затем в университет. Ни в одной стране мира такого не было, чтобы за 15-20 лет построили 7,5 тысяч мечетей. Россия показывает изумительный пример духовно-нравственного возрождения. Сейчас мы видим огромное внимание со стороны государства, от Президента, его Администрации и Управления по внутренней политике. Результаты деятельности Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования видны всем. Без такой заботы не было бы никакого возрождения исламского образования», – отметил Таджуддин.

Образовательная литература исламского университета в Уфе

Передавая слово ректору Болгарской исламской академии, Анатолий Вылегжанин отметил, что сегодня БИА по праву является флагманом в сфере исламского образования. Фархат Хуснутдинов, в свою очередь, отметил продуктивную работу Совета по исламскому образованию, в том числе в сфере разработки критериев эффективности исламских вузов и проведения мониторинга образовательных организаций.

«Составленный по итогам мониторинга рейтинг исламских вузов – это отправная точка для переосмысления нашей работы. Вместе с тем фиксация персональных результатов даёт определённое представление о сильных и слабых сторонах нашей деятельности. Также представленный анализ даёт возможность рассмотреть состояние высшего исламского образования и выработать предложение по совершенствованию», – подчеркнул ректор Академии.

Анализируя результаты мониторинга, Фархат Хуснутдинов указал на важность обеспечения вузов квалифицированными кадрами, в том числе в области администрирования и методического сопровождения научно-образовательного процесса. Данное предложение поддержал Анатолий Вылегжанинин, который поставил задачу разработать методический образовательный курс для сотрудников и преподавателей высших исламских учебных заведений.

Фархат Хуснутдинов

«Что касается повышения эффективности самой образовательной системы, то здесь особый интерес представляет кластерный подход, реализуемый в рамках развития Болгарского научно-образовательного кластера. Здесь важна и поддержка органов государственной власти федерального и регионального уровня», – заключил Фархат Хуснутдинов, отметив особое внимание на кластерском подходе.

Помимо вопроса о доработке критериев оценки эффективности исламских вузов было предложено сделать акцент на улучшение программ обучения, повышение квалификации преподавателей, а также создание единой стратегии развития системы высшего исламского образования в России.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Rustam 23 Января
Ответить

Здорово, что вопросы исламского образования в России решаются на самом верху.

Яндекс.Метрика