"Большая игра" с участием России на побережье Персидского залива

19 век. Корабли русской эскадры

В конце XIX века интересы России и Великобритании столкнулись в Центральной Азии. Англичане всегда помнили о планах России добраться до Индии через среднеазиатские ханства и Афганистан. Контролируя в значительной степени правящий класс уже окончательно одряхлевшей к тому времени Османской империи они создавали более или менее значительное препяnствие для продвижения России на индийский субконтинент.

Однако оставался еще один путь, намеченный еще Петром I – через Персию к Персидскому заливу и оттуда к индийским берегам. В конце XIX века Россия основательно закрепилась в северном Иране. В умах российских геополитиков зрели мысли об альтернативном Босфору и Дарданеллам, которыми владела Турция, выходе к теплым морям, и Персидский залив представлялся им таковым. Загвоздка была в том, что Великобритания полностью контролировала его побережье со стороны Аравийского полуострова, навязав тамошним шейхам свой протекторат.

В самом конце XIX века на территории современного Кувейта местный шейх Мубарак попал в сложное положение. С одной стороны ему угрожали другие шейхи, претендовавшие на его территории. Их поддерживала Турция, за спиной которой стояла Германия, у которой были свои планы по выходу к теплым морям с помощью строительства стратегической железной дороги Берлин-Багдад-Басра. Это сильно беспокоило Великобританию, которая предложила Мубараку свой протекторат. Однако Мубарак понимал, что в случае обострения обстановки англичане пошлют в Кувейт войска, а турки в ответ могут свергнуть его с помощью своих местных вассалов.

Со своей стороны Россия начала поиск потенциальных союзников в регионе, и в 1900 году Кувейт посетил русский военный корабль – канонерская лодка «Гиляк». Кроме этого русский подданный Алиев – торговец шерстью наладил с шейхом Мубараком неформальные контакты. Через него шейх обменивался письмами с русскими консулами в Басре и Бендер-Аббасе.

Шейх Мубарак был бы рад вступить в союзнические отношения с Россией, которая по его мысли, находясь в состоянии соперничества и с Турцией, и с Англией, могла бы защитить его и от турок, и от англичан. С этой целью он направил через вышеупомянутого Алиева письмо русскому консулу Круглову, в котором извещал о том, что Алиев в устной форме изложит его просьбу о российском протекторате. Устная форма была выбрана им для того, чтобы не было компрометирующей его и перед турками, и перед англичанами переписки.

Летом 1901 года Мубарак осложнил свое положение, поддержав саудовского эмира Абд ар-Рахмана в его попытке захватить Эр-Рияд. Турки были настроены решительно, и готовы были направить в Кувейт войска, чтобы сместить Мубарака, а англичане в свою очередь – не допустить туда турок. Россия оказалась не столь решительной и отклонила просьбу Мубарака о протекторате, опасаясь вступать в конфликт и с теми, и с другими. В результате кувейтский шейх вынужден был согласиться на предложение о протекторате англичан.

Тем не менее, в попытке укрепить свой международный авторитет с помощью демонстрации военной мощи российское Морское министерство еще трижды: в 1901, 1902 и 1903 годах посылало различные военные корабли к побережью Кувейта. Конец этим визитам положила начавшаяся русско-японская война, неудача в которой окончательно переориентировала российские правящие круги на европоцентричную внешнюю политику.

Примечательно, что просьба шейха Мубарака о принятии под российский протекторат была не единственной в своем роде. До этого в 1879 году с подобной просьбой к российским властям о протекторате обращались представители султаната Ачех – мусульманского государства в Юго-Восточной Азии (сейчас входит в состав Индонезии), которые вели национально-освободительную борьбу против голландских колонизаторов. Однако в этой просьбе им было отказано. Как было сказано в официальном ответе: «Министерство иностранных дел [Российской империи] не считает возможным возбуждать ныне вопрос о принятии ачинцев в русское подданство ввиду тех недоразумений, которые вследствие сего могут возникнуть между императорским правительством и Нидерландами».

В то время Россия не рискнула «прирастать» заморскими территориями, опасаясь серьезных конфликтов с ведущими колониальными державами Запада. Прорыв к южным морям удалось осуществить лишь во времена СССР, когда с одной стороны советское государство окрепло настолько, что могло обеспечить то, что в современной политике принято назвать «проекцией силы», а с другой стороны – смогло предложить тем же бывшим английским и голландским колониям взаимовыгодное сотрудничество.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика