Браки с иноверцами в Российской империи

В российском сегменте интернета оживленно обсуждается фетва Совета улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации о межконфессиональных браках и их недопустимости. Много сказано том, что Россия – светское государство, а сама фетва противоречит ханафитскому мазхабу и даже подрывает межнациональные отношения.

В этой связи интересно вспомнить, что браки между православными и лицами нехристианских вероисповеданий были запрещены в той самой России прошлого, которую некоторые до сих пор сокрушенно оплакивают, называя «Россией, которую мы потеряли».

При этом браки мусульман с другими христианскими конфессиями допускалась при условии отказа семьи от исламской идентичности. «Российским подданным Православнаго и Римско-Католическаго исповеданий брак с нехристианами, а Протестантского брак с ламаитами и язычниками вовсе воспрещается... Брак Российских подданных евангелическаго исповедания с магометанами и евреями совершается на основании Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви в России» (Собрание законов Российской империи; СПб, 1912, том X. Стр. 10-11).

По этим правилам на такой брак требовалось согласие Лютеранской консистории. Брачный обряд должен был совершать лютеранский пастор, а не мусульманское духовное лицо. При этом дети от подобного брака должны были воспитываться или в лютеранстве или в православии. Кроме этого супруг христианки-лютеранки должен был отказаться от многоженства. За конфессиональной стороной личной жизни российских подданных строго следил чиновничий аппарат, периодически попадаясь на взимании с заинтересованных лиц коррупционной ренты.

Стоит отметить, что по мусульманским канонам без проведения церемонии никаха такой союз не мог считаться браком. Тем не менее такие случаи были. Для примера можно привести брак российского военачальника Гусейн-хана Нахичеванского с Софьей Гербель, лютеранкой по вероисповеданию. Все трое детей Гусейн-хана были записаны православными, что не мешало и носить титул ханов Нахичеванских.

Отдельно в законодательстве оговаривались брачные отношения между мусульманином, перешедшим в православие (новкрещеном), и его женой, остававшейся мусульманкой. В таком случае их брак сохранял юридическую силу без утверждения по правилам Русской православной церкви.

В случае если в православие переходила жена, а муж оставfлся мусульманином, то их брак был в силе при следующих условиях: вновь рождаемые их дети должны были воспитываться теперь в православии; муж был обязан дать развод всем другим женам-мусульманкам; муж был обязан регулярно исполнять супружеские обязанности по отношению к «новокрещенной» жене.

Запрещение на браки с нехристианами Православная церковь объясняла просто: «И от сих доводов извествуемся, что когда полагаются запрещения, дабы верное лице с неверным, или со иноверным не брачилося; тогда не просто брак их запрещается, аки бы сам собою был он беззаконный, но токмо для некоего бедства, таковому браку следовати могущаго: наипаче же, дабы верное лице не совратилось к зловерию невернаго, или иновернаго своего подружия. » (1721 года, августа 18. Послание Святейшаго Синода к православным).

Учитывая, что в Российской империи признавался только церковный брак, а понятия гражданской регистрации браков не существовало, жениться на православной мусульманин или иудей мог только крестившись. Также и православный мог жениться лишь на бывшей мусульманке, перешедшей в православие.

В советское время все переменилось с точностью до наоборот. Единственной официальной формой брака стала регистрация в ЗАГСе, а церковный союз без регистрации не признавался государством. Таким образом светской законодательство, с одной стороны устранило некоторые церковно-монархические перекосы в семейном праве, а с другой – породило порочные социальные явления. Так, если прелюбодеяние до революции считалось уголовным преступлением (на которое, впрочем, смотрели сквозь пальцы), то «свобода любви» в первые годы после Революции вошла в исторические анналы. В стране победившего социализма теперь можно было заключать браки с кем угодно, или вообще жить совместно «без регистрации».

В современной России, где провозглашена свобода совести, в общем, мало кто руководствуется в жизни религиозными правилами. Верующий человек, конечно, предпочтет вступить в брак с тем, кто разделяет его религиозные убеждения. Для тех же, кто мало «заморачивается» мыслями о жизни вечной, главной ценностью является «любовь земная».

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Роман К. 17 Января 2023г.
Ответить

Брак с иноверцем для православного христианина--грех, так как он нарушает религиозное единтство в семье.

Яндекс.Метрика