0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Церковь, государство и ислам

Кесарю отдайте кесарево, а Богу Богово

Кесарю отдайте кесарево, а Богу Богово

Теги:

0
09 Июня

Европа приняла мудрое решение, отделив церковь от государства. Практически полная монополия ранней церкви на все аспекты жизни не имела никаких оснований в христианстве как учении Иисуса. Как социальный институт она пользовалась своей огромной властью, чтобы  препятствовать свободе мысли и научному прогрессу, что отражено во множестве хорошо известных исторических примеров. Позже и Америка пошла на такой же шаг, по тем же причинам — во избежание доминирования одной веры над другими и посягательств на свободу вероисповедания. Ведь многие из первых эмигрантов Америки фактически спасались бегством от религиозной нетерпимости и гонений, которые были столь типичны для  европейского христианства. Как мы понимаем, отделение церкви от государства соответствует основным идеалам христианства, поскольку его главная цель — очистить человеческую душу и облагородить характер, но не заниматься госстроительством.

Царство Иисуса, согласно Евангелию, не от мира сего. Как свидетельствует Новый Завет, когда Иисуса спросили, законно ли платить дань Римской империи, он посмотрел на монету с отчеканенным изображением Цезаря и сказал: «Кесарю отдайте кесарево, а Богу Богово».

Мусульмане в Соединенных Штатах, как и другие граждане, ратуют за идею плюрализма, которая гарантирует свободу вероисповедания всем, без фанатизма и преследований, что по своей сути совпадает с исламским учением в этом отношении.  

Возможно, настало время высказать пожелание, чаемое многими мусульманами, христианами и иудеями в Америке и во всем западном мире. Многие осознают, что принципом отделения церкви от государства   злоупотребляли и использовали, чтобы исключить упование на Бога в повседневной жизни людей. Налицо попытка отвергнуть всеобщие моральные ценности и человеческое достоинство, полученные от Него. 

Дискуссии о том, «мертв» ли Бог, бушевали в американских СМИ на протяжении последних четырех десятилетий, что повлияло на взгляды большого числа людей. Многие из тех, кто отказался верить в смерть Бога, на практике перестали признавать Его право указывать нам верное направление жизни — как отдельной личности, так и нации в целом.   

Призывы к нравственному поведению или отказу от порнографии, распущенности и других социальных недугов часто обвиняются в нарушении принципа разделения церкви и государства. Девизы «Одна нация под Богом» и «Мы верим в Бога» день ото дня становятся все более бессодержательными, и мы предполагаем, если тенденция сохранится, в скором времени будут предложены конституционные поправки для   исключения данных лозунгов.  

Когда люди на Западе слышат, что мусульмане в исламских странах хотят   жить по законам шариата, реакция одна — неодобрение и тревога. Данная реакция обусловлена европейской историей, приведшей к разделению церкви и государства. Вспоминая те события, люди категорически отвергают саму идею и трактуют ее как откат в Темные века, когда Европа изнывала под репрессивной властью церкви. Этот вывод неверен, потому что две рассматриваемые ситуации не похожи одна на другую. Когда мы изучаем положение дел с исламом, то обнаруживаем, что в его отношении принцип разделения церкви и государства с очевидностью неприменим. В то время как в христианстве нет государства, в исламе нет церкви, что делает невозможным проецирование одной ситуации на другую. В исламе отсутствует духовенство, так же как институт священства, но имеется сообщество обладателей богословской степени.

Тот факт, что отдельные выпускники исламских учебных заведений в некоторых исламских странах носят специальную одежду, не является религиозным требованием, не делает их священниками и не ставит выше других мусульман на несколько ступеней. Такое облачение не надевали в период становления ислама; общество достаточно поздно признало целесообразность спецодежды для особых групп, например, форму для военных и полицейских, белые халаты для врачей.  

К религиозным знаниям и исследованиям в исламе имеется свободный доступ, а их интерпретация не является монополией или привилегией избранных; схоластическая специализация ценится и уважается, но не наделяется святостью. Также не является частью ислама утверждение, что только религиозные ученые должны управлять страной, так как в их случае очевиден недостаток профессиональной компетенции в различных сферах исполнительной власти. Доступ к управлению государством должен зависеть от квалификации человека, а вакантные посты обязаны быть открытыми для соискания как мусульманских, так и немусульманских граждан.  

Из книги Хассана Хатхута «Как мыслит мусульманин»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий