Чемодан, вокзал, Средняя Азия

Депортация стала трагедией для миллионов людей и целых народов СССР

Депортация стала трагедией для миллионов людей и целых народов СССР

Теги:




3
12 Января
- – —

За горячей дискуссией о том, кто и что "подарил" ныне суверенному Казахстану в советское время, из поля зрения сторон совершенно выпала тема депортированных народов. А ведь депортировали их кроме Сибири в том числе и в Казахстан и Узбекистан.

Например, в 1936-1941 годах в Казахстан было депортировано свыше одного миллиона поляков. В Киргизию и Узбекистан были выселены 172 тысячи корейцев с Дальнего Востока. Из более чем миллиона немцев, выселенных «в районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности», 530 тысяч оказались в Казахстане. В Киргизию и Казахстан были высланы 69 тысяч карачаевцев, 650 тысяч чеченцев и ингушей, более 37 тысяч балкарцев. В Казахстане и Узбекистане поневоле оказались 228 тысяч крымских татар и более 45 тысяч турок-месхетинцев, репрессированных сталинским режимом. А кроме них были еще и прибалты, украинцы, греки и представители других национальностей. То есть в республиках советской Средней Азии, по разным данным, нашли пристанище более 2 миллионов ссыльных или, как их тогда назвали, – "спецпереселенцев".

Почему были выбраны именно эти республики? Исследователи отмечают, что в них в то время имелись огромные территории, где возможно было заниматься сельских хозяйством, а зарождающаяся промышленность, особенно добывающая, требовала множества рабочих рук, которых особенно не хватало во время войны. Спецпереселенцы во многом заменили на рабочих местах ушедших на фронт мужчин из этих республик.

Жизнь их была суровой. Люди испытывали трудности в обеспечении продовольствием, медикаментами. Их заставляли работать в полях, хотя большинство из них до этого не занимались сельским хозяйством и не сталкивались с резко континентальным климатом. В связи с этим вопрос выживания "спецпоселенцев" был в значительной степени связан с отношением к ним местного населения. Простые казахи, узбеки, киргизы отнеслись к ним с сочувствием и проявили человечность. По рассказам аксакалов семьи спецпоселенцев отправляли работать в местные колхозы, где они буквально умирали с голоду.

Как сообщали в своей телеграмме 16 октября 1944 года Совнарком и ЦК ВКП(б) Казахской ССР: "…Крайне неблагополучное положение спецпереселенцев, расселённых в колхозах и промпредприятиях… значительное количество из них продолжают жить в хозпостройках, клубах и других помещениях, не пригодных для проживания в зимних условиях. Большое количество размещено крайне скучено, в результате чего квартиры содержатся грязно, развелась поголовная завшивленность, вследствие этого возникают эпидемические заболевания. Наблюдаются многочисленные факты заболевания спецпереселенцев дистрофией. Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены..."

Несмотря на земельные реформы, проведенные большевиками в Средней Азии, и создание коллективных хозяйств, традиции общины, махалли, в основе которых лежали традиции мусульманских джамаатов, религиозные обычаи помощи соседям в Средней Азии, и сейчас продолжают существовать, и тогда были чрезвычайно сильны. Руководствуясь ими казахи, узбеки, киргизы помогали новым соседям, как могли, делились последним куском хлеба и чашкой молока, учили ведению хозяйства в непривычных условиях. Со своей стороны ссыльнопоселенцы, среди которых было немало специалистов различных профессий, передавали местным знания и навыки.

Таким образом складывались добрососедские отношения между переселенцами и местными жителями. Постепенно ссыльные адаптировались к новой жизни, но, конечно, их всегда тянуло назад, в родные края. Их возвращение стало возможным лишь после смерти Сталина и отмена режима спецпоселений. В 50-х годах были восстановлены некоторые национальные автономии репрессированных народов, хотя, например, с советских немцев все ограничительные меры были сняты лишь в 1972 году, а полная реабилитация всех народов произошла лишь в 1989 году.

Так как за долгие годы жизни вдали от исторической родины многие представители репрессированных народов прочно обосновались на новых землях, то из них возникли целые национальные диаспоры (например, чеченская), которые до сих пор существуют уже в независимых странах Центральной Азии .

Таким образом среднеазиатские мусульмане – казахи, киргизы, узбеки помогли выжить в тяжкие времена целым народам, пусть и небольшим, и многим представителям европейских этносов, о чем, кстати, они не забывают. Они пришли к ним на помощь, проявив человеколюбие и сострадание, хотя и сами находились в очень трудном положении.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Игорь Валентинович Зелямов 13 Января
Ответить

Хорошая, правильная статья. Да наши деды и родители были высланы в Среднюю Азию. Мы помним о помощи которую нашим отцам и дедам оказывал простой народ. Да и сейчас простые люди Казахстана не испытываю между собой никаких проблем. Как сам ты относишься к окружающим так и к тебе будут относиться. Жаль что отдельные популисты пытаются разжечь межнациональную рознь.

Гани 13 Января
Ответить

Да, в те годы было трудно всем... и казахам, и узбекам, киргизам и другим Но помощь местное население оказывало всем переселенцам, несмотря на их национальности. И не из-за страха перед требованием властей, как интерпретируют некоторые СМИ и простые россияне в соцсетях, а просто из-за человеческого сострадания... И до сих пор у многих представителей депортированных народов сохранилась благодарность к республикам Средней Азии за их сострадание и поддержку в трудные минуты их жизни. А то, что некоторые российские политики начали раскачивать лодку (требования возвратить «подарки»), на это наш отв...
Читать дальше

Владимир 16 Января
Ответить

,,Так и есть.Если бы не казахи моя бабушка и мама не выжили бы.Огромное спасибо казахам и дай бог мира вашей святой земле