Крепостные стены древнего Саурана, как миражи, возникают на южном горизонте, когда едешь по автомагистрали Нового Шелкового Пути, проложенного из Китая в Европу через юг Казахстана. Останки крепости находятся в открытой степи на стыке Кызыл-Ординской и Туркестанской областей.
Сойдя с трассы, перевалив железнодорожную насыпь, мы остановились в паре сотен метров от городища, и далее пошли пешком по пыльной дороге, чтобы неторопливо разглядеть средневековую твердыню со стороны, а заодно размять ноги и вдохнуть аромат степного воздуха, наполненного запахом полыни.
Масштабы крепости особенно ощущаются, когда оказываешься рядом с мощными стенами. На изрядно потрепанных за века дождями и ливнями глиняных башнях Саурана, рядом с ласточкиными гнездами видны углубления больших размеров. Возможно, это следы осады 1598 года, когда шейбанид Абдуллах-хан атаковал город доставленными из Бухары камнеметами, с помощью которых разрушил много домов в шахристане. (Кроме того, великий стратег Абдуллах-хан слил всю воду из рва). А может быть эти пробоины – память о джунгарских штурмах 1723-1725 годов, разрушивших некогда цветущий город?
Сегодня крепость реставрируется, как и другие памятники, входящие в состав государственного музея «Азрет-Султан», но, похоже, что реставрационные работы отложены в долгий ящик на время строительства духовного центра тюркского мира, коим объявлен город Туркестан, областной центр в сорока километрах от Саурана. В городище и поблизости не было ни одной живой души. Нет у входа в крепость и будки кассира, как в Отраре.
Впервые Сауран упоминается в 10 веке в труде арабского географа Шамсуддина аль-Мукаддаси (аль-Макдиси) как «большой торговый город, окруженный 7 стенами одна за другой, а в нем есть рабат, соборная мечеть находится во внутреннем городе. Он пограничная крепость против гузов и кипчаков».
Из этого следует, что в 10 веке Сауран был крепостью Аббасидского халифата на границе с владениями тюрков-огузов и тюрков-кипчаков. То был период заката аббасидов, уже через считанные годы тюрки-огузы смели границы и прошли далеко в Малую Азию, основав империю Сельджуков, а затем продвинулись еще дальше на запад к границам Византии. В 11 веке город населяли огузы, среди которых, возможно, были и предки турецкого президента Эрдогана.
Однако тот Сауран за семью стенами, о котором рассказывает аль Макдиси, был стерт с лица земли армией Чингисхана, останки его находятся в трех километрах от развалин одноименной крепости. Сауран возродился на новом месте, как один из южных городов Золотой орды, позже был перестроен Тамерланом, а с образованием Казахского ханства вошел в его состав.
От веселого шумного города, славившегося своими качающимися минаретами, сегодня остались руины, меж которыми снуют ящерицы, глубокие колодцы в подземные штольни и кучи глиняных черепков. Тем не менее, каждому, кто хочет воочию увидеть, как выглядела настоящая средневековая туркестанская крепость, стоит приехать в Сауран. Время разрушило строения, но законсервировало расположение улиц, мечетей и медресе, жилищ и мастерских ремесленников. Как будто население недавно ушло отсюда. В мертвом городе, улицы которого помнят Тамерлана и Тохтамыша, гуляет лишь легкий ветерок, особенность которого заприметил еще пять столетий назад шейбанидский историк Рузбихан Исфахани. В своем «Михман-наме-йи Бухара» (Записках бухарского гостя) в 1509 году он писал, что в Сауран «чрезвычайно веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму радость и силу».
Кроме бодрящего воздуха, город славился качающимися минаретами. Их описание оставил таджикский историк и поэт из Герата Зайниддин Махмуд Васифи, проживший некоторое время в Сауране: «На плечах его айвана поставлены два высоких минарета необычайной высоты и крайнего благородства. К ним прикреплены цепи, а под куполом каждого пристроены бревна так, что, если кто-либо силой приводит бревно в движение, цепь колеблется и тем, кто находится на противоположном минарете, представляется, что минарет рухнет. А это одно из чудес мира».
На фото 1866 года из «Туркестанского альбома» генерал-губернатора Константина фон Кауфмана мы можем увидеть эти два минарета, которые уже качаются от ветра, и скоро рухнут.
Определив примерное местонахождение руин минаретов, мы подошли ближе к грудам камней, и тут один из попутчиков чуть не наступил на выползшую из расщелин змею. Вмиг в голове промелькнули сюжеты из восточных сказок о змеях, охраняющих тайные сокровища. Какая-то мистика!.. У этой пресмыкающейся могут поблизости находиться подружки и друзья, поэтому не будем испытывать судьбу, решили мы, и отправились дальше от опасного места, стали изучать другие кварталы, и уже поглядывая под ноги.
Еще одна достопримечательность Саурана – подземные ходы-кяризы и колодцы, по которым при помощи чигирей подавалась вода в город для обеспечения жителей и поливки садов. Это действие описано тем же Васифи: «Подобных им, не видели люди, объехавшие весь мир на суше и на море». На строительстве кяризов работали 200 индийских рабов. Каким образом индийцы попали в Туркестанские края, не сообщается, но можно предположить, что они оказались на строительстве водопровода в результате похода Тамерлана в Индию. Вода поднималась чигирями с помощью приспособления, приводимого в движение быком.
Исходя из слов Васифи, Сауран был для своего времени одним из самых развитых городов. Шейбанидский историк Хафиз Таныш также описывает его «…сильно укрепленной твердыней, такой сильной и мощной крепостью, что рука вращения судьбы никогда не достигала подножия ее вала». Однако в первой половине 18 века джунгары разрушили Сауран. Великий Шелковый путь стал небезопасен для торговцев. Население пришедшего в упадок города устремилось в более благополучный соседний Туркестан. Впоследствии в 14 км от городища возник казахский аул с одноименным названием, где сейчас проживает около полутора тысячи человек.
Сегодня Сауран – один из туристических объектов Туркестанского оазиса. Возможно, в процессе развития туризма будут подняты из руин его знаменитые минареты, тем более что сохранилась фотография, по которому можно их восстановить в первозданном виде.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: