Что стало причиной «скандала в благородном семействе» Иордании

Справа на лево: Король Абдалла II, принц Хамза, его жена Басма

Справа на лево: Король Абдалла II, принц Хамза, его жена Басма

Теги:




0
13 Апреля 2021г. (01 Рамадан)

Недавний конфликт внутри королевской семьи Иордании, который многие средства массовой информации уже успели назвать «попыткой государственного переворота», высветил целый ряд проблем в этом государстве, играющим важную роль в ближневосточных делах.

Для начала стоит уточнить, что современная Иордания является типичным постколониальным государственным образованием. Поднимая в 1915 году восстание арабов против Османской империи, резидент английской разведки Лоуренс обещал шерифу Мекки Хуссейну, ни много ни мало, титул «короля всех арабов». Этому, конечно, никогда не суждено было сбыться.

Более того, проводя послевоенное обустройство подконтрольных им территорий, англичане заставили сына Хуссейна – Фейсала заключить с лидером сионистов Хаимом Вейцманом соглашение о выделении прибрежной полосы Палестины в отдельное территориальное образование с целью построения еврейского государства. В обмен на это Фейсала провозгласили королем Ирака, а его брата Абдуллу – эмиром Иордании. До 1946 года эмират Иордания был британским протекторатом, а после получил независимость, став в 1949 году королевством.

С 20-х годов прошлого века роль Иордании как политического проекта англосаксов по контролю над ключевой точкой Ближнего Востока – Палестиной – неоднократно усиливалась. Особое значение она приобрела в 50-ые годы прошлого века, когда на Ближнем Востоке начались антиколониальные революции, и Великобритания теряла одну свою колонию за другой.

Все эти годы маленькая страна в маловодной пустыне продолжала оставаться «островком стабильности» на фоне бушевавших в соседних Сирии, Ираке и Египте арабских революций. Таковой Иордания остается и сейчас, несмотря на бушующие вокруг нее конфликты. А если добавить к этому тот факт, что контроль за Харам-аш-Шариф (или Храмовой горой, как как ее называют в Израиле) доверен Иорданскому вакфу, а король является ее попечителем, то становится понятно, почему после вспыхнувшего внутри монаршей семьи конфликта все страны региона, а также США, быстро выразили поддержку Абдулле II.

Иордания – довольно бедная страна, у нее нет нефти, остро стоит проблема водных ресурсов. Пандемия нанесла серьезный удар по туризму, который ранее был стабильным источником дохода в бюджет. По данным Управления ООН по координации гуманитарных служб (OCHA), более 4,4 миллиона человек в Иордании, Ливане и Иракском Курдистане живут ниже международно признанного уровня бедности (1,9 $ на человека в день). Безработица среди молодежи достигает 40% и мечтой молодого иорданца остается эмиграция в страны Запада.

Удержать экономику страны от краха удается благодаря финансовой помощи США и нефтяных монархий Персидского залива. Недовольство купируется с помощью служб безопасности, которые широко сотрудничают с американским ЦРУ и израильскими спецслужбами, получая данные, в том числе и о протестной активности в стране. В связи с этим ситуация с принцем Хамзы, позволившего себе резкие высказывания в адрес «правящего режима» Иордании наполняется совершенно новым содержанием.

Дело осложняет и заложенный в компромиссное решение вопроса о престолонаследии возможный конфликт. В свое время покойный король Иордании Хуссейн, назначая наследным принцем своего старшего сына от англичанки Антуанетт Аврил Гардинер – Абдаллу, попросил его, в свою очередь, после того как он сам станет королем, провозгласить следующим наследным принцем своего сына Хамзу от американки Лизы Халаби. Абдалла, взойдя на престол, сначала так и поступил, но в 2004 году отменил это решение, лишил Хамзу титула наследного принца, который присвоил своему сыну Хуссейну.

Как выразился обозреватель панарабского интернет-портала «Al-Bawaba» Тай Джоплин (Ty Joplin): «Комментарии принца Хамзы – это один из длинного ряда прошлых и будущих кризисов, которые все вращаются вокруг вопроса о том, кто обладает большей властью и влиянием в попытке «сбалансировать» власть, и кто способен склонить чашу весов в свою пользу и как отреагирует на это другая сторона». И это очевидный намек на то, что мировыми СМИ было названо «попыткой переворота», а на самом деле является ни чем иным как дележкой власти внутри королевской династии.

На данный момент судя по официальным сообщениям ситуация урегулирована при посредничестве дяди обоих антагонистов – принца Хасана. Можно сказать, что на этот раз вопрос решили «по-семейному», но то, что в стране много недовольных и экономической ситуацией и внутренней политикой короля, – неоспоримый факт.

Пока королю удается держать ситуацию под контролем, полагаясь на свои спецслужбы, и подавлять протесты недовольных подобно тому, как летом 2020 года были разогнаны массовые акции профсоюза учителей, требовавших повышения оплаты своего труда. Но по мере падению уровня жизни иорднанцев вполне возможно повторение «скандалов в благородном семействе».

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика