Дамаск – «вечный город» Востока. Продолжение

Мечеть Омейядов в Дамаске

Мечеть Омейядов в Дамаске

Теги:



0
17 Января 2008г. (08 Мухаррам)

Продолжаем серию публикаций, рассказывающих о сирийском городе Дамаске. В данном материале речь пойдет об истории этого древнего города.

Сказать, что Дамаск является древним городом, – значит не сказать ничего. Древнейшее название города – Шам – некоторые ученые возводят к имени Сим (так звали старшего сына Ноя), которое на семитских языках звучит как Шем или Шам. Дамаск – город, славящийся торговлей. Арабский ученый Ибн Асакир утверждал, что первыми стенами, воздвигнутыми после Потопа, были стены Дамаска. В любом случае Дамаску около 8000 лет, и он считается древнейшей из ныне существующих столиц мира. Поистине это «Вечный город» Востока.

Однако по-настоящему Дамасское царство входит в историю после смерти знаменитого израильско-иудейского царя Соломона (около 928 года до нашей эры), в этот период оно господствует в Сирии и на части Палестины, его земли простираются до долины Бекаа в Ливане и до Евфрата на северо-востоке. А потом пошло-поехало: ассирийцы, вавилоняне, персы, греко-македонцы, римляне…

В 661 году в Дамаск приходят мусульмане, и вскоре он становится столицей огромной империи Омейядов, простиравшейся от Инда до Пиренеев. О тех временах напоминает замечательная мечеть Омейядов. Она была построена в 705 году на месте византийской церкви Иоанна Крестителя, которую, в свою очередь, возвели на фундаменте храма Юпитера. В первые века ислама в ней молились вместе христиане и мусульмане, так как в мечети находится гробница Иоанна Крестителя (в исламской традиции – пророк Яхья), где, по преданию, хранится его голова. Надгробие – настоящий шедевр восточного искусства, а сама мечеть с тремя ее минаретами, великолепным огромным внутренним двором и прекрасными мозаиками, выполненными византийскими художниками из Константинополя, – просто сокровище.

Величественные светлые колонны, многочисленные золотые украшения и светильники, разноцветные стекла окон – таков интерьер мечети. В ней могут молиться одновременно до 6000 верующих, а по праздникам здесь собираются чуть ли не 13 000 человек. Мечеть постоянно открыта для туристов всех конфессий, важно только, чтобы одежда соответствовала исламским нормам (туристкам, «упакованным» по-европейски, выдают длинные балахоны с капюшонами).

Около северной стены мечети Омейядов, в красивейшем саду стоит построенный в 1193 году мавзолей султана Салах-ад-Дина – легендарного Саладина, победителя крестоносцев, разбившего короля Ричарда львиное Сердце. Украшенный красным куполом мавзолей – место паломничества мусульман из многих стран, ибо победитель крестоносцев очень почитаем в исламском мире. В самой же Сирии к победе над крестоносцами относятся так, будто с тех времен прошло не семь с лишним веков, а лет 60. Видимо включается механизм моральной компенсации: после разгрома крестоносцев успешных военных операций у арабов, в общем-то, не было. Соответственно, в Сирии существует нечто вроде культа Саладина. А в Дамаске одним из символов города является конная статуя великого султана, поставленная перед входом в крепость – мощное фортификационное сооружение с зубчатыми башнями и стенами толщиной почти в четыре метра.

Перед воротами крепости гарцует сам султан на вздыбившемся бронзовом коне, а прямо пол конским хвостом сидит плененный Саладином европейский рыцарь – иерусалимский король Бодуэн. Корона свалилась с головы царя и будто бы вот-вот скатится с каменного постамента. Ремонт ворот.

Один из самых знаменитых архитектурных памятников Дамаска – мечеть Сулеймания (Такки-ех ас-Сулейманиех), построенная в 1554 году талантливым турецким зодчим Синаном как обитель дервишей. Она выполнена в характерном османском стиле: черный базальт чередуется с белым камнем. Перед культовым зданием – мощеный прямоугольный двор с бассейном, который используют для ритуального омовения. Минареты и купола видны практически из любой точки города, и мечеть давно уже стала неотъемлемой частью городского силуэта, изображаемого на тысячах открыток и туристических проспектов.
Еще один шедевр исламской архитектуры – дворец Азема, возведенный возле южной стены мечети Омейядов в 1749 году и тоже выполненный в османском черно-белом стиле. Сейчас там расположен уникальный Музей сирийского искусства и традиций. Комнаты дворца превращены в тематические выставки, рассказывающие об объектах и нравах страны в XVIII-XIX веках. Устроители разместили в залах манекены, одетые в подлинные наряды тех времен, так что можно получить представление о том, как жили в Сирии люди: вот паша, визирь, писец за столом, старая кофейня… Во дворце собраны образцы ценнейшей мебели, тканей и оружия, кухонная утварь, керамика, мрамор, изделия из слоновой кости, золотые и серебряные украшения. Большой интерес вызывают у посетителей редчайшие по мастерству изготовления экземпляры Корана. В одной из витрин – куриное яйцо, на нем записано все содержание священной книги, а под микроскопом – зерно, на котором также изложен весь Коран…

Новый-старый Дамаск

Колоритна и новая часть Дамаска, которая раскинулась к северу, западу и югу от старого города. Она застроена широкими прямыми улицами, бульварами, скверами с фонтанами и памятниками, среди которых преобладают изображения покойного президента Сирии Хафеза Асада. Портреты его сына – нынешнего президента Башара Асада – тоже присутствуют во множестве на стенах зданий, на специальных стендах, плакатах и так далее. В новой части древнего города расположены Дворец Сирийской Арабской Республики, здание парламента и правительственные учреждения, банки и офисы крупных фирм, университет, магазины и гостиницы, кинотеатры и рестораны. Для этого Дамаска характерны округлые площади, трех- и четырехэтажные жилые дома с окнами, спрятанными в глубине лоджий и балконов. И везде очень много зелени!

Еще одно отличие Дамаска от других арабских столиц – существование ночной жизни в европейском понимании этого выражения. Зато днем развлечения носят в основном традиционный характер, и участники подобных мероприятий – исключительно мужчины. Представители сильного пола проводят время в своеобразных мужских клубах-кафе. В таком заведении можно ничего не заказывать, а только покуривать кальян, беседовать, играть в домино, нарды или карты.

Да, Дамаск – действительно вечный город, то есть место, где изречение «Ничто не вечно под луной» не работает.


Журнал «Туризм и отдых»

Автор: ВП

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика