Дерадикализация по-китайски: послы 12 стран посетили «центры перевоспитания» уйгуров

В центре по перевоспитанию уйгуров

В центре по перевоспитанию уйгуров

Теги:



0
10 Января 2019г. (03 Джумада аль-уля)

В ответ на растущую критику за нарушение прав уйгуров, проживающих в Китае со стороны международных правозащитных организаций и правительств западных стран власти КНР организовали посещение так называемых «центров перевоспитания», организованных ими в провинции Синьцзяне послами 12 государств и представителями иностранной прессы.

Дипломаты из России, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Индии, Пакистана, Индонезии, Малайзии, Афганистана, Таиланда и Кувейта, а также журналисты, включая корреспондента медиа-компании Reuters посетили Синьзян и провели встречи как с местными чиновниками, так и с теми, кто содержится в вышеупомянутых лагерях.

Выступая перед членами этой делегации губернатор Синьцзяня Шохрат Закир (уйгур по национальности) назвал «бессовестной ложью» информацию о «лагерях перевоспитания». Он опроверг сообщения о том, что в них содержится миллион человек, назвав данные сведения «чистым вымыслом» и заявив, что это «не возможно». Вместе с тем он назвал «центры перевоспитания» очень эффективным средством для профилактики экстремизма, путем изучения законов страны и государственного языка «мандарин» (литературная версия китайского языка).

Он также выразил уверенность в том, что с течением времени число граждан, находящихся в этих центрах уменьшится, так как все склонные к экстремизму пройдут в них «перековку» и будут отпущены по домам.

Делегация иностранных дипломатов и журналистов посетила три центра перевоспитания: в Кашгаре, Хотане и Каракахе, где в минувшие годы отмечался всплеск насильственных акций.

На уроках, которые посетили члены делегации учитель рассказывал на китайском языке, обращаясь к слушателям-уйгурам, что запрет на пение и танцы на свадьбах и оплакивания покойников на похоронах является примером экстремистского мышления.

На другом уроке читалась лекция под названием «Наша Отчизна очень обширна».


В других помещениях перевоспитуемые пели и танцевали. Некоторые из них согласились побеседовать с журналистами в присутствии представителей властей.

Все они заявили, что попали сюда по своей воле, получив информацию о центрах через местных официальных лиц. Одна из беседовавших с журналистами женщин рассказала, что посещала нелегальные религиозные собрания, на которых внушали мысль о том, что нужно закрывать свое лицо, и что «проникшись экстремистскими идеями» она начала носить никаб.

Представители властей провели разъяснительную работу с жителями ее деревни и она «осознала свою ошибку».

Другой интервьюируемый уйгур на хорошем китайском языке признался, что, «находясь под влиянием экстремистских идей… не хотел обслуживать немусульман, посещавших его магазин».

Обитатели «центра перевоспитания» заявили, что их отпустят из центра после того как они сдадут соответствующие экзамены и представители властей убедятся, что они хорошо овладели официальным языком страны, хорошо знают ее законы и дерадикализировались.

Они также сообщили, что им позволено звонить родным и близким по стационарному телефону, но нельзя иметь сотовых телефонов. Их также кормят халяльной пищей.

Ситуация в Синьцзяне находится под пристальным вниманием правозащитных организаций и правительств стран Запада. В конце прошлого года послы 15 западных стран, аккредитованные в Китае отправили письмо главному секретарю Синьцзянского комитета Коммунистической партии Китая Чен Куангуо с выражением озабоченности состоянием прав человека в регионе на фоне тревожных сообщений об издевательствах над уйгурами в «центрах перевоспитания».

США со своей стороны заявили, что рассматривают возможность введения санкций против Чена, других официальных представителей властей и компаний, связанных с нарушением прав человека в Синьцзяне.

Госсекретарь США Майк Помпео пошел еще дальше и подверг критике власти Ирана, написав в своем Твиттере: «Хаменеи выставляет себя лидером исламского мира, но его режим хранит полное молчание о ситуации в Китае, главном покупателе его нефти, где подвергаются репрессиям сотни тысяч его граждан-мусульман», а Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Башелетт потребовала прямого доступа в «центры перевоспитания».

Правозащитники считают, что международное давление оказывает нужный эффект и то, что представителям иностранных государств разрешили посетить «центры перевоспитания», существование которых китайские власти ранее вообще отрицали свидетельствует о том, что давление идет в нужном направлении.

Со своей стороны китайские власти заявляют, что они работают на благо всего населения Синьцзяна и их цель – сделать уйгуров полноценной частью китайского общества, ведь многие из них не владеют китайским даже на разговорном уровне. Они указывают, что уровень насилия в Синьцзяне существенно снизился за последние два года и это служит доказательством эффективности принимаемых ими мер.

По словам главы отдела пропаганды Синьцзянского комитета КПК Ши Леи только сравнивая ситуацию в прошлом и в настоящем можно понять суть действий властей.

Заместитель главы городского комитета Коммунистической партии в Кашгаре Зарк Зайредин заявил членам делегации о том, что «безопасность – главное право человека» и Запад должен поучиться у Китая как бороться с экстремизмом, отвергая тезис о том, что власти борются с культурой уйгуров.

«Разве казахи в СССР исчезли из-за того, что их заставляли учить русский язык. Нет. Так и уйгуры не исчезнут», – заявил он.

В то же время китайские официальные лица предостерегают страны Запада от «вмешательства во внутренние дела КНР», делая упор на то, что это нарушает принципы и пункты Устава ООН.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика