Дорогой провокаторов, дорогой отцов шагают…

Попытки насильственной христианизации мусульман не раз доводили ситуацию в стране до социального взрыва

Попытки насильственной христианизации мусульман не раз доводили ситуацию в стране до социального взрыва

Теги:





0
20 Июля 2007г. (05 Раджаб)
Поволжье. Край, сохраняющий свою этническую и конфессиональную самобытность и разнообразие. Здесь испокон веков мирно уживались ислам, различные ветви христианства, традиционное язычество, буддизм и иудаизм. Всем им хватало места, и никто не вел здесь межконфессиональных войн и конфликтов. Существовавшие здесь такие государства, как Волжская Булгария, Золотая Орда, и ее наследники – Казанское, Касимовское, Астраханское ханство и Ногайскую Орду можно с уверенностью назвать наилучшим образцом толерантности и мирного сосуществования различных религий и культур. Под их защиту бежали преследуемые в соседних странах этнические и религиозные меньшинства – финские (ростовская чернь) и славянские язычники (Пургасова Русь), несториане, и многие другие. В некоторых этих государствах, например, в Казанском ханстве, инокультурные и негосударствообразующие этносы составляли больше половины населения, в некоторых (Касимовское) и того больше, но при этом в них не было ни войн на данной почве, ни конфликтов.



Но некоторым деятелям очень не хотелось дальнейшего развития подобных традиций. При этом они не желали обращать внимания на такую «мелочь», что, взорвав хрупкое равновесие между многочисленными народами Поволжско-Уральского региона, они приведут его на грань войны. В августе 1731 года, желая возместить церковникам потери, понесенные ими в ходе петровских реформ и реквизиций, была учреждена «комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других «инородцев»». Позже, в 1734т г. она получила печально известное наименование Конторы новокрещенских дел или Новокрещенской конторой. Одним из главных ее действующих лиц был печально известный Лука Канашевич, известный среди татар под кличкой Аксак-Каратун (Черношубый Хромец). Этот хромой карлик отличался особой злобностью в отношении некрестившихся мусульман.



Но чем же прославилось сие учреждение? Что оно сделало для блага государства и для «укрепления связей с Россией», как считал С.М.Соловьев? Обычно во многих трудах, особенно основанных на церковных архивах, подчеркивается лишь одна из сторон – количество крещеных татар, чувашей, мордвы, удмуртов и представителей других народов. Но, во-первых, вся эта кампания породила мощное противодействие, местами переходящее в вооруженное противостояние, а во-вторых, это надо еще посмотреть, что же крещение дало хорошего как крестившимся, так и государству. Между прочим, одним из следствий его деятельности был разгул преступности среди новокрещеных, о чем говорится в материалах Уложенной комиссии 1767-1768 гг.



Вся эта новокрещенская возня вызвала, как минимум, два башкирских восстания – Карасакала 1736-1740 гг. (несмотря на то, что сам Карасакал попал в плен еще до его завершения, но восстание называют по его имени) и восстание Батырши, которое можно назвать первым общим делом, объединившим мусульман России. Кроме того, огромное количество людей, кого обирались окрестить – мусульман и язычников, попросту «голосовали ногами». В Поволжско-Уральском регионе развернулось мощнейшее мухаджирское движение, по масштабам немногим уступающее аналогичному в девятнадцатом веке на Северном Кавказе. Десятки тысяч мусульман – татар, и язычников – удмуртов, марийцев и чувашей, переселились на Урал, на территории проживания башкирских племен. Кроме того, в ряде мест происходили локальные стычки между миссионерами и сопровождающими их воинскими командами, с одной стороны, и местным населением, с другой. В целом огромный край – от Нижегородчины и Тамбовщины на западе и уходящий далеко в сибирские просторы на востоке, был погружен в состояние непрекращающейся смуты и гражданской войны. На длительные периоды парализовалась работа некоторых уральских заводов, здесь постоянно пребывали крупные воинские контингенты. Чтобы осознать всю пагубность этого гибельного пути, потребовалась деятельность Батырши, сумевшего объединить всех российских мусульман; и только тогда деятельность Новокрещенской конторы была практически сведена на нет. И только Екатерина Вторая с присущей ей мудростью закрыла этот провоцирующий и разрушающий государственность орган.



Но все это было достаточно давно, и что же заставляет вновь и вновь возвращаться к тем печальным временам, когда сам идея российского суверенитета на обширных землях Поволжья и Приуралья была поставлена под угрозу. Дело в том, что «лавры» подобных предшественников до сих пор не дают уснуть отдельным представителям рода человеческого. Именно они, возведя Аксак-Каратуна и ему подобных экстремистов в ранг героев, стремятся следовать их примеру. В первую очередь к таким относится, пожалуй, имеющий широкую популярность в узких кругах Даниил Сысоев, который решил не много, не мало, христианизировать всех татар, и в этих целях отметившийся в качестве незваного гостя на московском сабантуе. По-видимому, он или не до конца изучил опыт своих духовных предков или… его делами следует заниматься тем, кто отвечает за вопросы целостности государства. Недаром же говорят про грабли, на которые умный человек не будет наступать дважды.

Автор: Ахмад Макаров

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика