На фоне очередного обострения в Иерусалиме, когда израильские силовики штурмуют третью по значимости святыню мусульман аль-Акса, когда у храмовой горы проливается кровь, а на ее вершине вспыхивают пожары, мне вспомнилась фраза муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева, которую он произнес, выступая в Екатеринбурге на III–й научно-практической конференции «Ислам на Урале: история, современность, вызовы» в декабре 2019 года.
«В октябре 2019 года я был гостем на I дальневосточном межрелигиозном форуме «Территория согласия» в Биробиджане, где вместе с лидерами четырех традиционных конфессий – православия, ислама, иудаизма и буддизма – мы обсуждали различные общие для нас темы, а на второй день форума вместе приняли участие в торжественной церемонии открытия соборной мечети в столице Еврейской автономной области. Я тогда отправил фотографии с этой церемонии своим знакомым в Израиль, на что получил ответ: «Этого не может быть! Чтобы раввины, священники и ламы участвовали в открытии мечети».
Побывав в июле вместе с командой ДУМ Дальнего Востока в 2020 года в Биробиджане с целью сбора материала для недавно вышедшей книги «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», могу со всей ответственностью сказать, что может.
Лично убедился, что лидеров местных религиозных общин связывают искреннее дружеские отношения, а простые верующие доброжелательно относятся друг к другу.
Думаю, что в свете последних событий на Святой Земле будет интересно и во многом поучительно узнать о том, как складываются взаимоотношения между мусульманами и иудеями в Еврейской автономной области. Об этом в интервью мне рассказал председатель Местной Религиозной Организации Ортодоксального Иудаизма "Биробиджанская Еврейская Религиозная Община "Фрейд" Роман Исакович Ледер.
- Роман Исакович, расскажите, как давно существует ваша религиозная организация?
- Наша община была создана 26 июля 1997 года на собрании евреев области. Исторически мы считаем, что в 1927 году началось переселение евреев, которые переезжали на Дальний Восток из западных регионов СССР и даже из-за границы – из Аргентины, Германии, Польши. Они с собой привозили с собой Тору (в иудаизме первая часть еврейской Библии, так называемое «Пятикнижие Моисеево» – свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа иудеев – прим. авт.), различные культовые предметы и принадлежности.
Сначала переселение было не организованным, потом уже проходило под эгидой государства. В 1940-е годы евреи купили маленькое помещение под синагогу и до 1947 года она существовала. Там молились, читали Тору, был свой раввин. Потом начались гонения на все культуры, религии, конфессии, начало все закрываться. В те годы в Биробиджане был еврейский театр. Его закрыли в 1947 году, до этого года были 2 еврейские школы, их тоже закрыли. Рухнула вся еврейская культура. Но в 1950-е годы потихоньку все начало возрождаться, с приходом М.С. Горбачева все открылось вновь, появились условия для возрождения еврейской культуры и иудейской религии.
В 1997 году появилась наша первая община. Евреев в то время было достаточно много. С начала помещения большого не было, евреи сняли небольшую комнату, затем квартиру, и в 1999 году нам нынешнее здание предоставило в безвозмездное пользование на 50 лет Правительство Еврейской автономной области. Мы сделали капитальный ремонт здания, потом в 2002 году евреи выкупили еще одно старое здание, и за счет собственных средств построили здание синагоги. Сейчас у нас есть целый комплекс, год назад мы построили еще одно здание.
- Сколько сегодня евреев живет в области?
- Трудно оценить сколько: мы считаем, 3-4 тысячи. Трудность в том, что много смешанных семей. Раньше, когда была пятая графа в паспорте, было проще отследить. Но в общей сложности это примерно 3,5% от всего населения.
- Ваша область уникальна тем, что здесь сложилось тесное межконфессиональное общение. Как это произошло?
- В 2015 году мы подписали трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между православной, мусульманской и иудейской религиозными общинами. Его подписал наш раввин, глава мусульманской общины и архиепископ Биробиджанский и Кульдурский. Это было первое подобное соглашение в России.
Это реально работающее соглашение. Сегодня на любой мусульманский праздник обязательно меня приглашают. Так же и с православными: когда праздник у нас или траурные мероприятия, как, например, День памяти жертв Холокоста, к нам приходят не только руководители региона, но и представители духовенства, как православного, так и мусульманского. Мы приходим поздравлять православных. Мы живем очень дружно. Часто проводим совместные мероприятия, лекции, встречи, круглые столы.
У нас постоянное общение с руководителем нашей мусульманской общины Абдугафором Махмадшоевичем Касировым, поздравляем друг друга с праздниками, советуемся по разным вопросам – у нас с ним настоящие товарищеские отношения. Когда прихожу по его приглашению в мечеть на мусульманский праздник, захожу внутрь – сотни людей меня приветствуют, все улыбаются. Причем, не только в мечети: иду по городу, многие со мной здороваются: «О, Вы же руководитель иудейской общины, мы Вас очень уважаем!» Подходят, пожимают руки. Это очень приятно. У нас в области проживает большая таджикская диаспора, многие торгуют овощами, фруктами, подхожу к лавочке, со мной здороваются и предлагают все взять бесплатно. Я, конечно, отказываюсь, но сам факт очень приятен. Вот такая атмосфера у нас в городе. Такие же отношения с представителями православной общины.
- В 2019 году у Вас в регионе прошел I дальневосточный межконфессиональный форум, расскажите о нем и о его значении для региона.
- Мы его давно планировали провести. Сначала было официальное открытие с участием губернатора, были высокопоставленные представители православного духовенства, муфтии из разных регионов России, представители буддийской традиционной сангхи. Был еврейский праздник Суккот (еврейский осенний праздник, празднуемый в еврейском месяце Тишрей. Отличительной особенностью праздника Суккот является заповедь жить в особом шалаше, называемом "сукка". Отсюда и идет название праздника – Суккот, дословно – "шалаши" – прим. Авт.), мы организовали шалаш, пригласили представителей всех конфессий туда, общались, пили сок за здоровье всех собравшихся, строили планы совестной работы. Была подготовлена декларация форума, которую все подписали. Это мероприятие шло в течение двух дней. Было множество секций, в которых принимали участие представители разных конфессий, и, что наиболее важно, молодежь. Все прошло отлично, поэтому решили продолжить эту традицию.
- Символично, что в дни форума открыли мечеть...
- Да, и мне тоже дали ножницы, и я в числе первых разрезал красную ленту. Я спросил, почему мне оказали такую честь. Мне объяснили. В начале 2010-х годов, возник вопрос, где строить мечеть, я, как член Общественной палаты региона, настоял, чтобы землю выделили в центре города, а не на окраине, потому что и православный храм, и синагога располагаются в центре. Я был инициатором выбора места для мечети именно там, где она находится сейчас. Поэтому, по словам представителей мусульманской общины, я стал одним из самых уважаемых гостей на этой церемонии.
- Как Вы думаете, надо этот опыт Еврейской автономной области распространять по всей России?
- Конечно, я объясню почему: сегодня нашей общине 23 года, ни разу за все эти годы не было ни одной надписи «долой евреев» и тому подобных провокаций. Мы здесь ничего не боимся, встречи всех конфессий оказывают большое влияние на умы, в этой атмосфере добрососедства уже выросло целое поколение. Оно растет в этой общности культур и религий, это очень важно. Например, наступает мусульманский праздник, в мечеть верующие приходят со своими маленькими детьми: когда дети видят, что их пришли поздравить губернатор, раввин, архиепископ, это запоминается. Это оказывает колоссальное воспитательное воздействие на молодежь. Молодежь в нашем регионе эти принципы межрелигиозного общения впитывает с молоком матери. Именно поэтому мы живем дружно.
Примечание: второй межконфессиональный форум должен был состояться еще в 2020 году, но из-за пандемии коронавирусной инфекции был перенесен на нынешний год. Он состоится в ближайшие пятницу – субботу 14-15 мая. Главными его участниками станут именно молодые люди, представляющие традиционные конфессии нашей страны. Хочется надеяться, что сложившаяся в Еврейской автономной области система межконфессиональных отношений послужит наглядным примером того, что представители разных конфессий могут не только мирно жить рядом, но и активно взаимодействовать, работать вместе над решением различных социальных проблем. Хочется, чтобы таких примеров было больше.
Алексей Старостин,
доцент кафедры теологии УГГУ,
кандидат исторических наук
Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов, проект №19-2-04692 «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность».
Организация – исполнитель: Духовное управление мусульман Дальнего Востока в составе Центрального духовного управления мусульман России.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: