Дружба мусульман и иудеев на Дальнем Востоке России в пример единоверцам на Ближнем Востоке

На I дальневосточном межрелигиозном форуме «Территория согласия» в Биробиджане

На I дальневосточном межрелигиозном форуме «Территория согласия» в Биробиджане

Теги:



0
12 Мая (30 Рамадан)

На фоне очередного обострения в Иерусалиме, когда израильские силовики штурмуют третью по значимости святыню мусульман аль-Акса, когда у храмовой горы проливается кровь, а на ее вершине вспыхивают пожары, мне вспомнилась фраза муфтия Челябинской и Курганской областей Рината Раева, которую он произнес, выступая в Екатеринбурге на III–й научно-практической конференции «Ислам на Урале: история, современность, вызовы» в декабре 2019 года.

«В октябре 2019 года я был гостем на I дальневосточном межрелигиозном форуме «Территория согласия» в Биробиджане, где вместе с лидерами четырех традиционных конфессий – православия, ислама, иудаизма и буддизма – мы обсуждали различные общие для нас темы, а на второй день форума вместе приняли участие в торжественной церемонии открытия соборной мечети в столице Еврейской автономной области. Я тогда отправил фотографии с этой церемонии своим знакомым в Израиль, на что получил ответ: «Этого не может быть! Чтобы раввины, священники и ламы участвовали в открытии мечети».

Побывав в июле вместе с командой ДУМ Дальнего Востока в 2020 года в Биробиджане с целью сбора материала для недавно вышедшей книги «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность», могу со всей ответственностью сказать, что может.

Лично убедился, что лидеров местных религиозных общин связывают искреннее дружеские отношения, а простые верующие доброжелательно относятся друг к другу.

Думаю, что в свете последних событий на Святой Земле будет интересно и во многом поучительно узнать о том, как складываются взаимоотношения между мусульманами и иудеями в Еврейской автономной области. Об этом в интервью мне рассказал председатель Местной Религиозной Организации Ортодоксального Иудаизма "Биробиджанская Еврейская Религиозная Община "Фрейд" Роман Исакович Ледер.

Роман Исакович Ледер

- Роман Исакович, расскажите, как давно существует ваша религиозная организация?

- Наша община была создана 26 июля 1997 года на собрании евреев области. Исторически мы считаем, что в 1927 году началось переселение евреев, которые переезжали на Дальний Восток из западных регионов СССР и даже из-за границы – из Аргентины, Германии, Польши. Они с собой привозили с собой Тору (в иудаизме первая часть еврейской Библии, так называемое «Пятикнижие Моисеево» – свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа иудеев – прим. авт.), различные культовые предметы и принадлежности.

Сначала переселение было не организованным, потом уже проходило под эгидой государства. В 1940-е годы евреи купили маленькое помещение под синагогу и до 1947 года она существовала. Там молились, читали Тору, был свой раввин. Потом начались гонения на все культуры, религии, конфессии, начало все закрываться. В те годы в Биробиджане был еврейский театр. Его закрыли в 1947 году, до этого года были 2 еврейские школы, их тоже закрыли. Рухнула вся еврейская культура. Но в 1950-е годы потихоньку все начало возрождаться, с приходом М.С. Горбачева все открылось вновь, появились условия для возрождения еврейской культуры и иудейской религии.

В 1997 году появилась наша первая община. Евреев в то время было достаточно много. С начала помещения большого не было, евреи сняли небольшую комнату, затем квартиру, и в 1999 году нам нынешнее здание предоставило в безвозмездное пользование на 50 лет Правительство Еврейской автономной области. Мы сделали капитальный ремонт здания, потом в 2002 году евреи выкупили еще одно старое здание, и за счет собственных средств построили здание синагоги. Сейчас у нас есть целый комплекс, год назад мы построили еще одно здание.

- Сколько сегодня евреев живет в области?

- Трудно оценить сколько: мы считаем, 3-4 тысячи. Трудность в том, что много смешанных семей. Раньше, когда была пятая графа в паспорте, было проще отследить. Но в общей сложности это примерно 3,5% от всего населения.

- Ваша область уникальна тем, что здесь сложилось тесное межконфессиональное общение. Как это произошло?

- В 2015 году мы подписали трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между православной, мусульманской и иудейской религиозными общинами. Его подписал наш раввин, глава мусульманской общины и архиепископ Биробиджанский и Кульдурский. Это было первое подобное соглашение в России.

Это реально работающее соглашение. Сегодня на любой мусульманский праздник обязательно меня приглашают. Так же и с православными: когда праздник у нас или траурные мероприятия, как, например, День памяти жертв Холокоста, к нам приходят не только руководители региона, но и представители духовенства, как православного, так и мусульманского. Мы приходим поздравлять православных. Мы живем очень дружно. Часто проводим совместные мероприятия, лекции, встречи, круглые столы.

У нас постоянное общение с руководителем нашей мусульманской общины Абдугафором Махмадшоевичем Касировым, поздравляем друг друга с праздниками, советуемся по разным вопросам – у нас с ним настоящие товарищеские отношения. Когда прихожу по его приглашению в мечеть на мусульманский праздник, захожу внутрь – сотни людей меня приветствуют, все улыбаются. Причем, не только в мечети: иду по городу, многие со мной здороваются: «О, Вы же руководитель иудейской общины, мы Вас очень уважаем!» Подходят, пожимают руки. Это очень приятно. У нас в области проживает большая таджикская диаспора, многие торгуют овощами, фруктами, подхожу к лавочке, со мной здороваются и предлагают все взять бесплатно. Я, конечно, отказываюсь, но сам факт очень приятен. Вот такая атмосфера у нас в городе. Такие же отношения с представителями православной общины.

- В 2019 году у Вас в регионе прошел I дальневосточный межконфессиональный форум, расскажите о нем и о его значении для региона.

- Мы его давно планировали провести. Сначала было официальное открытие с участием губернатора, были высокопоставленные представители православного духовенства, муфтии из разных регионов России, представители буддийской традиционной сангхи. Был еврейский праздник Суккот (еврейский осенний праздник, празднуемый в еврейском месяце Тишрей. Отличительной особенностью праздника Суккот является заповедь жить в особом шалаше, называемом "сукка". Отсюда и идет название праздника – Суккот, дословно – "шалаши" – прим. Авт.), мы организовали шалаш, пригласили представителей всех конфессий туда, общались, пили сок за здоровье всех собравшихся, строили планы совестной работы. Была подготовлена декларация форума, которую все подписали. Это мероприятие шло в течение двух дней. Было множество секций, в которых принимали участие представители разных конфессий, и, что наиболее важно, молодежь. Все прошло отлично, поэтому решили продолжить эту традицию.

- Символично, что в дни форума открыли мечеть...

- Да, и мне тоже дали ножницы, и я в числе первых разрезал красную ленту. Я спросил, почему мне оказали такую честь. Мне объяснили. В начале 2010-х годов, возник вопрос, где строить мечеть, я, как член Общественной палаты региона, настоял, чтобы землю выделили в центре города, а не на окраине, потому что и православный храм, и синагога располагаются в центре. Я был инициатором выбора места для мечети именно там, где она находится сейчас. Поэтому, по словам представителей мусульманской общины, я стал одним из самых уважаемых гостей на этой церемонии.

- Как Вы думаете, надо этот опыт Еврейской автономной области распространять по всей России?

- Конечно, я объясню почему: сегодня нашей общине 23 года, ни разу за все эти годы не было ни одной надписи «долой евреев» и тому подобных провокаций. Мы здесь ничего не боимся, встречи всех конфессий оказывают большое влияние на умы, в этой атмосфере добрососедства уже выросло целое поколение. Оно растет в этой общности культур и религий, это очень важно. Например, наступает мусульманский праздник, в мечеть верующие приходят со своими маленькими детьми: когда дети видят, что их пришли поздравить губернатор, раввин, архиепископ, это запоминается. Это оказывает колоссальное воспитательное воздействие на молодежь. Молодежь в нашем регионе эти принципы межрелигиозного общения впитывает с молоком матери. Именно поэтому мы живем дружно.

Примечание: второй межконфессиональный форум должен был состояться еще в 2020 году, но из-за пандемии коронавирусной инфекции был перенесен на нынешний год. Он состоится в ближайшие пятницу – субботу 14-15 мая. Главными его участниками станут именно молодые люди, представляющие традиционные конфессии нашей страны. Хочется надеяться, что сложившаяся в Еврейской автономной области система межконфессиональных отношений послужит наглядным примером того, что представители разных конфессий могут не только мирно жить рядом, но и активно взаимодействовать, работать вместе над решением различных социальных проблем. Хочется, чтобы таких примеров было больше.

Открытие мечети в Биробиджане
Мечеть в Биробиджане

Алексей Старостин,

доцент кафедры теологии УГГУ,

кандидат исторических наук

Материал подготовлен при поддержке Фонда президентских грантов, проект №19-2-04692 «Мусульмане на Дальнем Востоке России: история и современность».

Организация – исполнитель: Духовное управление мусульман Дальнего Востока в составе Центрального духовного управления мусульман России.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий