Экономический крах Халифата

Османские монеты

Османские монеты

Теги:


5
30 Июля 2016г.
- – —
Как это ни неприятно не звучит, исторически исламский глобальный проект – Османский Халифат проиграл цивилизационное соревнование экономически.

Если вкратце: основу средневековой экономики составляло сельское хозяйство. Марксисты-экономисты говорят о «натуральном хозяйстве», когда все необходимое производилось внутри одного феода – земельного владения и товарно-денежные отношения были ограничены как недостатком средств у владельца феода так и неразвитостью производительных сил в лице ремесленников и производственных технологий, которые зачастую сдерживались цеховыми организациями.

В этой системе отношений, сельское хозяйство халифата  находилось в более выгодных условиях – благоприятный климат субтропиков и тропиков позволял при орошении земель снимать два урожая в год в отличие от Европы, которая почти вся была зоной рискованного земледелия и где были нередки неурожайные годы.

К тому же на помощь мусульманским феллахам приходили более совершенные агротехнологии, также позволявшие повышать урожайность.  Огромным подспорьем в экономике был тот факт, что торговые пути с Востока (как Ближнего так и Дальнего) проходили через территорию халифата.

Ситуация изменилась в конце 15 – начале 16 века. С одной стороны эпоха Великих географических открытий дала европейцам альтернативные торговые маршруты с Запада на Восток, с другой – в Европу хлынул поток дешевого серебра из Южной Америки,  и стоимость серебряной монеты резко упала.

А, самое главное, религиозная Реформация в Европе в начале 16 века сняла запрет на использование ссудного процента, и в Европе (прежде всего в Голландии, куда переехали евреи, изгнанные из Испании) начался кредитный бум, так как процентные ставки по кредитам упали вследствие удешевления денег, удешевления стоимости товара и удешевления стоимости рабочей силы.

«Революция цен» таким образом подтолкнула промышленную революцию в Европе, коренной причиной которой стало  именно использование банковского капитала,  основанного на взимании ссудного процента по кредитам, что повышало и ускоряло денежный оборот, который стимулировал развитие производительных сил и производственных отношений путем вкладывания денег и последующего получения прибыли от лучшей организации производства и внедрения передовых технологий.

Промышленная революция позволила Западу перейти от экономики, основанной на продаже того, «что Господь послал» и выросло в поле к организации товаро- и денежного оборота, основанного на том, что произвело человеческое сообщество без явного вмешательства высших сил.

Крестьянин был суеверен, но хотя бы немного верил в Бога, и боялся его прогневить чтобы не лишиться урожая. Заморозки, ливни, ураганы могли уничтожить и хозяйство крестьянина, и его самого вместе с семьей. Отметим, что человек до сих пор не научился нивелировать последствия стихийных бедствий для сельского хозяйства.

Рабочий же все делал сам, капиталист сам продавал и чем немилосердней и жадней он был, тем лучше шли его дела, а банкир обогащался только в том случае, если без всякой жалости драл шкуры с тех, кто задолжал ему по кредитам. В таком мире мыслям о Боге просто не было места.

А что же мусульманский Восток?

Он благополучно «проспал» и революцию цен, и промышленную революцию. Огромный дефицит бюджета, возникший вследствие удешевления денег и удорожания товаров покрывали порчей монеты, т.е. добавлением в серебро меди и увеличением налогов с крестьян. Неурожаи, поражавшие сельское хозяйство Халифата несколько лет подряд окончательно подкосили экономику и поставили точку в завоевательных походах Османской империи. Для них попросту не было денег.

Если говорить коротко, то ни султаны, ни их государственные чиновники не поняли, откуда берут начало успехи европейцев, которые до этого уступали османам буквально во всем.

Был сделан ошибочный вывод о том, что надо просто перенять технические новинки неверных и кое-что из их организационных структур и можно будет дальше одерживать победы.

Глубокое непонимание смысла и сути промышленной революции и кардинальной перемены экономического уклада в Европе повлекло за собой гибельное отставание исламского мира в плане техники и способов ее использования как в экономике в целом, так и в военном деле, в частности. Отсюда череда военных поражений, которая преследовала Османскую империю с конца 17 века вплоть до ее гибели в ходе Первой мировой войны.

Вопрос состоит в следующем: что мог противопоставить Дар-аль-Ислам будучи еще единым целым экономике ссудного процента? Какова была бы модель альтернативного экономического развития? Ответа на этот вопрос не прослеживается в истории Османского Халифата, хотя профессионалы-экономисты, может быть, и могли бы предложить приемлемое решение в рамках шариата.

Современный «исламский мир» во-первых, не надо путать с Дар аль-Ислам с той точки зрения, что он не представляет собой единого экономического и политического пространства.  Современные мусульманские государственные образования – прямой результат колониальной политики европейских держав. То же самое верно и для их экономик. Во-первых, они не едины. Во-вторых, у них разная основа. Если, скажем в Индонезии вроде удалось наладить высокотехнологическое производство, но это сделано, прежде всего в интересах транснациональных компаний, которые его и контролируют и пусть кто-то попробует переориентировать его на интересы мусульман – он сразу получит «гуманитарные бомбардировщики» у своего порога. Право частной собственности –священно и неприкосновенно, особенно если это собственность какой-нибудь «Apple».

Страны же вроде Саудовской Аравии основывают свою экономику на продаже сырья. «Международным разделением труда» им даже запрещено заниматься нефтепереработкой, что могло бы в разы увеличить их прибыль. Только продажа сырой нефти и только через американские банки, и только за доллары.

Для устойчивого технологического развития необходимы крупные денежные вложения как в науку, так и в производство.

СССР показал альтернативный путь строительства экономики, когда контроль за экономическим развитием принадлежал даже не государству, а по сути одной-единственной легальной политической партии в стране. Только она решала, куда и сколько денег направить и потратить. В результате СССР выпускал хорошие баллистические ракеты, не очень хорошие ядерные реакторы, славился за границей черной икрой и балетом Большого театра, но не  смог наладить выпуск «Жигулей», джинсов и колбасы в достаточном количестве и население этого не простило.

Ислам признает частную собственность и это роднит его с капитализмом. В то же время религия ставит моральный заслон на пути бесчеловечного стяжательства, которым так «славятся» акулы капитализма. Он не позволяет обирать человека до нитки, не оставляя ему шансов на выживание.

Но с другой стороны так называемый исламский мир не обладает контролем над мировой финансовой системой и вынужден все покупать,  по сути, у тех, кто настроен к нему явно негативно.

Попытки некоторых мусульманских стран идти альтернативным путем СССР результатов не дали.

Вместо заключения

Сегодня исламская экономика неспособна профинансировать развитие такой, например, высокотехнологической отрасли как космонавтика (или любой другой отрасли в сфере высоких технологий). Развитие космонавтики требует наличия или построения развитой научно-технической и производственной базы. Если вы, конечно, хотите летать в космос на своем космическом корабле, а не на американском, и со своего космодрома.

Дело в том, что эта отрасль народного хозяйства никогда не будет приносить прибыль. Она существует для других целей, одной из которых является развитие высоких  технологий (хай-тек).

Для этого требуются вложения в промышленность и образование на государственном уровне и соответствующая статья  государственного бюджета.

О состоянии современной экономики мусульманских стран уже говорилось выше. Некоторые мусульманские страны (например, Пакистан) еще в состоянии, что называется, «на коленке» создать что-то типа атомной бомбы, но уже на производство ее носителей не хватает ни технологической базы, ни промышленного потенциала и за этим приходится обращаться в «мастерскую мира» – Китай.

Какова же должна быть работающая модель исламской экономики в современных условиях, ответа пока нет, не смотря на наличие сотен и тысяч  исламских экономистов с докторскими степенями.

Вопрос остается открытым…

Автор: Ильдар Мухамеджанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

forrum2008 31 Июля 2016г.
Ответить

Крах и расцвет экономик отдельных государств как мы видим особенно в последнее время зависит в основном от тех, кто владеет властью в глобальном масштабе в современном мире, а это как мы уже знаем США, страны Запада и другие развитые экономики. Если мы даже захотим построить развитую экономику в отдельно взятой стране, нам не позволят ее построить, т.к. будет организованный бойкот со стороны тех, кто правит миром. Поэтому, только разрушив эту систему (это война) или наоборот встроившись в нее кто то имеет шанс подняться с колен.

Muslim__ 30 Июля 2016г.
Ответить

Статья в корне неверная. Развитие экономики зависит от общей "бизнес-жилки" у населения и отсутствия препятствий со стороны государства. А развитие военно-промышленного комплекса, космической отрасли и т.п., зависит ТОЛЬКО от ДВУХ факторов: 1) Наличие денег у государства; 2) Наличие политической воли у правителей направлять эти деньги на науку, военно-промышленный комплекс, космическую отрасль. А в статье написана чушь, призванная доказать, что ЯКОБЫ без ссудного процента невозможно ни экономику развивать, ни военно-промышленный комплекс развивать. Посмотрите на Северную...
Читать дальше

Кылчык 30 Июля 2016г.
Ответить

"Несколько лет неурожаев" НУ НИКАК не могли бы погубить халифат. Статья чудовищна по упрощениям и обобщениям. Наверное, лучше, если бы ее в таком виде вообще не было, хотя эту тему никак нельзя оставлять без внимания и исследования.

Блаженный 30 Июля 2016г.
Ответить

Выкладка интересная и, да же в чём то ценная.,однако убеждён;В крахе Османского Халифата более преобладает,-политические мотив., нежели экономический.