Эксперт: ПИВТ должен объединиться с Рахмоном

Эмомали Рахмон
Последние события в Таджикистане вызывают у экспертов обоснованную тревогу. В пятницу утром там произошло сразу два нападения на объекты силовиков. Первое – в городе Вахдат в 15 км от Душанбе. Второе – в столице, где был атакован центральный аппарат Минобороны. В ходе перестрелок сообщается о десятках погибших сотрудниках правоохранительных органов, а также об убитых 9 членах вооруженной группировки, предположительно возглавляемой бывшим замминистра обороны генералом Абдухалимом Назарзодой. Правда, до этого сообщалось о причастности к нападениям приближенных и родственников Умара Бободжонова, а позже МВД Таджикистана заявило, что на ОМВД г. Вахдат напала преступная группировка под руководством Зиёвуддина Абдуллоева, убитого на месте инцидента.

Всему этому предшествовал запрет 31 августа оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана, которая ранее объявила о намерении провести 15 сентября республиканский съезд. Так, уже некоторые  российские СМИ, сознательно или в погоне за жаренным, заявляют о том, что генерал-повстанец Абдухалим Назарзода якобы является членом ПИВТ.

В сложившейся обстановке во избежание массового кровопролития в республике российские эксперты предлагают таджикской оппозиции неожиданное решение. В частности, по мнению главы Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений «Собрание» Мухамеда Саляхетдинова, лидерам ПИВТ целесообразнее заявить о поддержке нынешнего главы Таджикистана Эмомали Рахмона.

- Мухамед Абдулханович, кто, на ваш взгляд, стоит за всем происходящим в эти дни в Таджикистане?

- Последние события очень подозрительны и симптоматичны. С одной стороны, есть такое ощущение, что за этими силовыми стычками стоят силовые структуры Таджикистана с целью спровоцировать оппозицию накануне запланированного на 15 сентября съезда. Кроме того, в разных районах страны произошло несколько инцидентов, в ходе которых силовики нападали на бородатых ребят, одного таджика, обучающегося в Питере и приехавшего домой на каникулы, избили до смерти. Били за бороды. Кому-то насильно эти бороды сбрили. Идет такая вот кампания, хотя официальных распоряжений на сей счет вроде бы не было. Вылавливают, бреют, и это тоже похоже на провокацию.

Я давно и хорошо знаю руководство исламской партии, их долгую деятельность, их умеренность, искренность и преданность своей религии и своему народу, их желание сделать жизнь своих сограждан лучше. Что они и доказали всей своей политической деятельностью, вытесняя любые радикальные элементы, которые пытались создавать в Таджикистане какие-то структуры экстремистско-радикального толка от имени ислама. ПИВТ вытеснял радикалов из пространства Таджикистана.

- То есть вы не верите в то, что за последними нападениями стоят сторонники ПИВТ, как заявляет МВД?

- Не верю. В целом же, в нынешней обстановке им логичнее действовать, исходя не из личных амбиций и желаний, а из соображений поддержания стабильности в республике. Нужно думать о последствиях для народа. Раз идет такое обострение, нужно принять соломоново решение.

- Например?

- Я считаю, что сегодня опасно устраивать массовые протесты против Рахмона. В конце концов, это не только авторитарий, но и персона, устраивающая мировой политбомонд, легитимная в глазах мирового сообщества, и поэтому попытки свергнуть его будут выглядеть нелегитимными и приведут к кровопролитию.

- Разве г-н Кабири, лидер ПИВТ, хочет идти свергать Рахмона?

- Не думаю, но дело уже не только в нем. Дело и в других лидерах ПИВТ, имеющих немалое влияние в некоторых районах Таджикистана. К их мнению будут прислушиваться, поэтому очень важно, чтобы все лидеры ПИВТ это осознавали и не предпринимали жестких мер. Потому что любое радикальное сопротивление режиму может привести к очень серьезным последствиям, тем более у Таджикистана есть горький опыт 90-х годов. Соломоново решение я вижу в том, чтобы встать рядом с Рахмоном, во имя единства народа.

- А он разве приглашает кого-то из оппозиции встать рядом с ним? Пока что он их запрещает.

- Публичный призыв к национальному единству со стороны одной из самых народных политических партий окажет благоприятное воздействие на общую ситуацию в стране, что, безусловно, на руку и власти, и ПИВТ. Для исламской партии – это выбор меньшего из зол.

- Оно какое-то слишком уж радикальное!

- По крайней мере, таким образом оппозиция показала бы и Рахмону, и всему миру, что она не намерена обострять конфликт, не намерена с ним воевать.

- Публичный отказ от противостояния, во всяком случае, решил бы одну проблему: на оппозицию в этом случае сложнее было бы «навесить» обвинения в эскалации конфликта, обвинить их в нападениях и прочем?

- Тех, кто заявляет о поддержке режима, безусловно, сложнее обвинить в "терроризме". Да, речь идет об определенной жертве своими амбициями ради мира и недопущения кровопролития. Хотя, в принципе, Рахмон не является народным любимцем, и все понимают, что он авторитарий, альтернативы ему не просматривается.

- А может, некоторые расценивают текущий момент как самый удобный для реализации в республике сценария «арабской весны»?

- Рахмон устраивает мировую систему больше, чем Кабири. И не только потому, что Рахмон – не исламист, а Кабири – лидер ПИВТ. Второй важный момент: за Рахмоном, в отличие от Кабири, стоит много силовых ведомств, связей с внешним истеблишментом.

- А что делать в этом контексте со съездом 15 сентября? Проводить или не проводить?

- Если проводить, только с согласия власти. В противном случае это станет поводом для усиления репрессий, а это гибель людей, разрушения, еще большее ужесточение и закручивание гаек внутри республики. И так скудный госбюджет будет брошен не на развитие страны, а на подавление оппозиции, на финансирование силовых структур, вооружение, уничтожение оппозиции за рубежом (это тоже очень дорогостоящий проект). Все это не на пользу народу и той же ПИВТ. Если уже принято решение о закрытии ПИВТ, любое их сопротивление будет расцениваться как лишний повод их додавить. Ответная реакция власти будет максимально жесткой,чему  примеров предостаточно.

- Есть ли в Таджикистане революционный потенциал масс?

- Как показывает мировой опыт исламских движений и партий, ни одна из них до сих пор не получила власть. Арабская весна это лишь подтверждает. В Таджикистане «арабской весны» никак не может быть по определению, поскольку она уже печально закончилась.

- Как вы видите в целом развитие ситуации в республике?

- Не думаю, что будет широкомасштабное вооруженное противостояние – таджикский народ вряд ли пойдет на вторую гражданскую войну. Будет локальное уничтожение всех очагов сопротивления, поэтому лучшее решение для оппозиции – это то, о чем я сказал выше. В любом случае, они не выиграют, и это отразится на всей обстановке в республике. Будут хватать всех, зачистка коснется огромного количества людей. Как при рубке леса, когда щепки летят – будет очень много «щепок».

Автор: Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

pero2015 07 Сентября 2015г.
Ответить

Гражданская война в Таджикистане сегодня никому не выгодна, не правительству ни народу. Мы видим, во что превратилась сегодня Сирия и Ливия, сотни тысяч убитых и искалеченных, миллионы беженцев по всему миру. Непонятно одно, почему допускает Эмомали Рахмон, нагнетанию обстановки в Таджикистане силовым структурам, настраивая народ против правительства?

Umar2014 06 Сентября 2015г.
Ответить

Я прошу Аллах Тебя у этого проклятого коммуниста, тирана, убийцу и угнетателя моих братьев и сестер вызвать раковую опухоль и ввергнуть его Саккому. О Аллах, Ты всё можешь, О Аллах ответь мне, погуби его в муках. Нет бога кроме Тебя, Карающий, Унижающий. Амин.

Umar2014 06 Сентября 2015г.
Ответить

Если взять 10 худших людей на Земле, то среди них обязательно будет рахмон.

Александр Кипа 06 Сентября 2015г.
Ответить
13

иншааЛлаh,Эмомали Рахмона ожидает смерть похуже Каддафи!

Яндекс.Метрика