Эксперты обсудили особенности мусульманского образования в России

С 8 по 10 ноября на базе Болгарской исламской академии при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования прошёл научно-методический семинар «Формирование научно-исследовательских компетенций в системе мусульманского религиозного образования». В мероприятии приняли участие представители исламских образовательных учреждений (университетов и медресе) из 10 регионов России (Москва, Республика Дагестан, ЛНР, Карачаево-Черкесская Республика, Башкортостан, Татарстан, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская республика, Чечня и Ингушетия).

Как отмечают организаторы, основная миссия программы – знакомство с современными методами гуманитарных знаний, обмен опытом в применении исследовательской деятельности в образовательном процессе, а также обсуждение практических шагов по формированию необходимых научно-исследовательских компетенций.

«Перед нами стоит задача усовершенствовать систему исламского образования»

Обращаясь к слушателям семинара, ректор БИА Фархат Хуснутдинов отметил, что на сегодняшний день в России уже сложилась и успешно функционирует полноценная система исламского образования, что позволяет не просто получать базовые знания о религии, но также готовить специалистов с углубленными знаниями.

«Сейчас перед нами стоит уже другая задача – усовершенствование научного сегмента этой системы, чтобы специалисты могли аргументированно, научным языком излагать свои изыскания. Такой подход поможет воспитать мусульманскую элиту на качественно новом уровне», – подчеркнул Хуснутдинов.

По мнению главного советника Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Попечительского совета Академии Абдул-Хакима Султыгова, на данный момент есть множество неразрешённых проблем. В качестве примера эксперт привёл отсутствие у большинства медресе собственного сайта.

Своим мнением о развитии исламского образования в России поделился также директор Совета по исламскому образованию, ректор РИИ и КИУ Рафик Мухаметшин. Он отметил, что давно настала пора перейти к решению внутренних глубинных проблем, которые есть в любой системе образования. В этом направлении стоит ориентироваться также на рынок труда, чтобы в дальнейшем выпускники смогли найти достойное место.

«Исламская инфраструктура сегодня включает в себя мечети, сферу халяль, экономику и многие другие аспекты жизнедеятельности общества. Таким образом, сфера подготовки специалистов расширяется, поэтому важно учитывать в этой работе новые веяния и тенденции. Также нельзя забывать и о том, что при подготовке специалистов мы должны ориентироваться и на рынок труда, чтобы наши выпускники заняли достойное место в обществе», – подытожил Мухаметшин.

«Если богословие подразумевает доказательство своей исключительности, то теология не имеет задачи доказать истинность своей точки зрения»

О различии между богословским и теологическим образованием рассказал проректор по учебной и воспитательной работе Московского исламского института Раис Измайлов. По словам спикера, если богословие подразумевает доказательство своей исключительности, сохранение религиозных традиций и не предполагает публикацию научных трудов, то теология не ставит перед собой задачу доказать истинность своих взглядов.

«Безусловно, богословы сохраняют традицию, укрепляют иман. Теология в свою очередь даёт нам осознанное, осмысленное знание, способствуя развитию мусульманского общества в целом», – уверен Измайлов.

Также он поделился основными методологиями теологического исследования, которые используются в Московском исламском институте. Среди них – традиционная исламская теологическая методология (здесь речь идёт об образцах и моделях наиболее ярких представителей исламской теологии, в современном ее понимании), методология представителей школы джадидизма, в том числе российской теологической школы прошлого, методология представителей школы неомодернизма; методология академической школы исламоведения и методология современных гуманитарных наук.

«Задача российского мусульманского сообщества сегодня – воспитание грамотных богословов»

В свою очередь Артур Сулейманов, ректор Российского исламского университета Центрального духовного управления мусульман России, отметил, что сегодня идёт процесс становления исламского образования. И неотъемлемая часть этого процесса – интеграционное взаимодействие через теологию и развитие научной составляющей образовательного процесса внутри сугубо богословского образования. Яркое доказательство тому – научно-технический прогресс и новые глобальные вызовы, требующие быстрой реакции от мусульманского сообщества и его лидеров.

«Задача по развитию науки в богословских учебных заведениях сохраняется и по сей день. Об этом говорил и президент нашей страны Владимир Путин, отмечая необходимость возрождения отечественной богословской школы. Но мы должны понимать, что при реализации образовательной деятельности современные богословские вузы не могут ограничиваться лишь образовательной деятельностью, но должны видеть развитие исследовательского потенциала своих выпускников через предоставление инструментария для научного познания», – поделился своим мнением Артур хазрат.

Также, уверен ректор РИУ ЦДУМ, главная задача российского мусульманского сообщества сегодня – воспитание грамотных богословов, которые, как и их великие предшественники, будут интересоваться сутью и постижением смысла Божественных откровений и преданий.

«Достаточно ли богослову сугубо религиозного образования?»

Не менее интересна стала лекция проректора по научной деятельности Академии Руслана Тагирова. В рамках своего выступления он более подробно ознакомил с задачами, стоящими перед БИА, в том числе в сфере подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных ученых-богословов, религиозных деятелей, призванных составить кадровую элиту мусульманской уммы России. В связи с этим можно ли отнести к научной элите ученого-богослова, не имеющего общего представления о структуре научной работы и методах научного исследования, не владеющего этими методами?

«Достаточно ли современному богослову владеть методологией только богословского исследования? Сможет ли он отвечать на современные вызовы, обсуждать какую-то проблематику со своими коллегами из академической среды, при этом говоря с ними на разных «научных языках»? Сумеет ли отечественный богослов аргументированно донести свою позицию, в том числе и до научного сообщества нашей страны?», – задался вопросами Тагиров.

По мнению проректора, для успешного формирования как общенаучных исследовательских компетенций, так и компетенций «религиозных», необходимо разрабатывать специальные программы и курсы, направленные на развитие исследовательских навыков у обучающихся всей трехуровневой системы мусульманского религиозного образования. Начиная с уровня медресе, затем высших исламских учебных заведений, выпускающих бакалавров, и, наконец, заканчивая Болгарской исламской академией, необходимо выстроить систему подготовки по научно-исследовательской работе с учетом задач, стоящих перед каждым уровнем. Первый шаг здесь – разработка пособий по научно-исследовательской деятельности для каждого из трех уровней мусульманского религиозного образования.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика