Есть ли перспективы у «Великого Турана»

После карабахской войны, закончившейся убедительной победой Азербайджана, усилено будируется мысль о том, что в Карабахе вместо азербайджанцев якобы воевали турки. Данный миф получил официальную поддержку в Армении, потерпевшей болезненное фиаско. Прослеживается он и в некоторых ангажированных российских источниках, которые пестрят пропагандистскими клише из разряда – плохая Турция хочет «насолить» нашей стране в Закавказье.

В числе прочих раскручивается тема так называемого «Великого Турана». Конспирологам и противникам партнерства с Турцией подыграла частная разведывательно-аналитическая компания из США «Стратфор», опубликовавшая «карту» этого мифического территориального образования. Это было подано как геополитические устремления Турции, которые включают в себя часть территории СНГ и России. При этом непонятно, какие планы могут быть у турок, например, на тувинцев и прочих тюркоязычных народностей России, исторически никогда не входившими в орбиту османских и турецких интересов. Впрочем, авторы антитурецких эмоциональных вбросов не утруждают себя аргументами,

Если же искать исторические аналогии, то Османская империя традиционно расширялась на юг и в Европу – помните неудачную осаду столицы Австрии Вены. На севере она лишь недолго владела частью Южной Украины, да еще вассальное ей Крымское ханство в лучшие времена контролировало северное Причерноморье. Единственная попытка взять Астрахань закончилась провалом, после которой ее уже никогда не повторяли.

На пути проникновения Османской империи в Закаспийскую область всегда стоял Иран, а другим путем на территорию Центральной Азии попасть было невозможно. Таким образом Османская империя никогда не обладала действительным и эффективным влиянием на располагавшиеся там Хивинское и Кокандское ханства и Бухарский эмират, которые в культурном отношении больше тяготели к Персии и даже Индии.

В нынешних геополитических реалиях к этому прибавился и фактор мощнейшего влияния Китая, который в случае удачной реализации своей стратегии «Один пояс – один путь» «пристегнет» к себе не только бывшие советские республики, но и все страны Центральной Азии, включая Иран. «Бодаться» с китайцами точно не входит в планы турецких политиков.

Наличие лишь родственного языка при отсутствии реальных экономических и политических связей явно не достаточно для тог, чтобы выстроить единое геополитическое пространство.

Сейчас за влияние в Центральной Азии с Китаем соревнуются только США, не в последнюю очередь за счет щедрых кредитов нуждающимся странам региона. Большинство среднеазиатских республик уже плотно «подсели» на китайское финансирование, а некоторые расплачиваются за них буквально кусками своей территории.

В отличие от Турции, которая реально мало что может предложить странам Центральной Азии, Китай осуществляет активную экономическую и политическую экспансию в этот регион, совершенно не заморачиваясь по поводу различия в языках и культуре и не обращая внимания на информационный шум вокруг геноцида тюркоязычных уйгуров. Никто из правящих кругов среднеазиатских стран до сих пор и не подал голоса в защиту уйгурского населения, предпочитая рассуждать о преимуществах сотрудничества с КНР, США и прочей «многовекторности».

Понятно, что Турция, как и Россия в обозримом будущем не смогут составить конкуренцию КНР. Российские правящие круги в целом имеют прагматичный взгляд на геополитические расклады. В Москве есть понимание того, что реальной угрозы от Турции не исходит – она сама нуждается в России как в торговом партнере и надежном соседе. Чего не скажешь о позиции Китая и его центральноазиатских амбициях. Сегодня Китай, как никогда, близок к той цели, которой он не смог достичь в 7 веке: взять под контроль пространство Центральной Азии. Тогда тюркам и арабам удалось остановить продвижение желтой угрозы. Сейчас, никто не станет ему серьезно противостоять. А вместо пресловутого «Великого Турана»в мягком подбрюшье России может возникнуть новый Синьцзян (по-китайски «Новая граница»), и история с подчинением уйгуров может распространиться на другие народы.

Впрочем, остается надежда, что Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) выполнит свою сдерживающую роль и китайская экспансия будет ограничиваться исключительно экономикой.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Тамерлан 31 Марта 2021г.
Ответить

центральная азия без ваших геополитических взглядов(автор) решит свои проблемы, если вы их видите. Это единый кулак, и не Россия, Турция и Китай претендовать на её территории не могут..

Яндекс.Метрика